Art Investment

Художники и цены

В Москве собирают работы для выставки, посвященной экспериментальному театру 1917–1932 годов

Выставка, открытие которой запланировано на ноябрь 2017 года, получила рабочее название «Экспериментальные театры Москвы 1917–1932. Малая сцена». И ключевое слово тут «малая». Действительно, тема масштабных резонансных проектов послереволюционной театральной Москвы уже раскрывалась в рамках выставок «Памятники русского театрального авангарда. 1910–1930» и «Художники театра К. Я. Голейзовского. 1918–1932». Этот этап истории молодого советского театра хорошо изучен. Но вместе с тем в тени таких ярких фигур, как Сергей Эйзенштейн и Александр Таиров, в послереволюционной Москве возникали десятки малых дерзких коллективов, горячих голов, смелых режиссеров и актеров, полных амбициозных идей и творивших без оглядки на театральные авторитеты.

Событий, которые вместились в 1917–1932, иной стране хватило бы на сотню лет. Россия за эти годы успела пройти путь революции, продразверстки, военного коммунизма, гражданской войны, дальше — нэпа, концессий и потом полной отмены частной торговли. Какой уж тут, казалось бы, театр? Но театр не просто существовал, а переживал период своего расцвета. Зрелища не просто компенсировали нехватку хлеба. Они были настолько разнообразны, что некоторые историки искусства даже сравнивают этот период с театральным Ренессансом.

Так или иначе, но еще не были забыты голод и разруха, как в столице в помещениях бывших охотничьих клубов, на предприятиях и на прочих перепрофилированных площадках стали собираться малые труппы и ставить… нет, не пьесы. Пьесы, конечно, тоже были. Но повышенным интересом с начала 1920-х пользовались именно малые театральные формы. Обычно это были развлекательные постановки. В сложные времена зрители требуют положительных эмоций (недаром же сегодня столь популярны стэнд-апы и камеди-клуб). Вот и тогда режиссеры сделали ставку на легкие жанры: пародии, буффонады, злободневные скетчи, комедии-буфф, гротески, шаржи. В постановки на стыке театра, цирка, кабаре и эстрады активно включали пантомиму, акробатику, эксперименты со звуком и акустиков. Порой режиссеры-новаторы находили совсем экзотические формы. Вот что такое хореоэтюды? Как может выглядеть агит-тарарам «Москва, али ты оглохла»? Как сегодня представить «рекламу-театр» с элементами трагического балагана? А ведь было и не такое. Авангардному театру в те годы покорилась даже такая вершина, как беспредметный спектакль. Это не вымысел. Именно такой экспериментальный формат впервые в истории применил в 1922 году «Проект-театр».

Получившие творческую свободу театральные режиссеры ставили самые амбициозные задачи перед художниками, тоже не ограниченными выразительными средствами и форматами. Многие театральные художники получали, по сути, карт-бланш, что незамедлительно привело к появлению смелых сценографических эскизов, авангардных декораций и невиданных костюмов. В итоге экспериментальный театр до начала репрессий успел стать одним из самых новаторских явлений в русском искусстве XX века.

Конечно, далеко не многие экспериментальные постановки малых театральных групп становились «блокбастерами» с морем рецензий и фотографий. И зачастую век малых театральных коллективов был очень короток. Они вспыхивали, ярко горели и внезапно гасли. Время было быстрое: коллективы «народного театра» часто реорганизовывали, объединяли, «уплотняли». Так, навсегда растворились в истории группа комедиантов «Вольный театр», театр РСФСР-1, «Театр острых углов» под руководством А. Кошевского, Мастерская Н. М. Фореггера («Мастфор»), театр-кабаре «Не рыдай», «Московский проекционный театр» и многие другие.

А ведь следы очень многих экспериментальных начинаний почти полностью потерялись. Лидеры и участники малых коллективов вдохновенно работали на сцене, но не заботились о том, чтобы оставить документальный след в истории. Неудивительно, что собирать свидетельства о новаторских постановках приходится по крупицам — по отзывам критиков, по газетным заметкам, по фрагментарным воспоминаниям. Задача сложная и амбициозная. Именно поэтому все те, кто сегодня участвует в подготовке к выставке об экспериментальном театре (устроители, музеи, театры и коллекционеры), имеют шанс стать открывателями неизвестных страниц театрального авангарда. И как раз сейчас содействие знатоков этого направления и владельцев работ того периода требуется как никогда.

На помощь устроителям выставки художников экспериментального театра пришли ведущие профильные музеи и театры. Поддержку «Элизиуму» в их очередном театральном проекте уже оказывают Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, ФГУК Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Российский государственный архив литературы и искусства, Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей, Государственный академический Большой театр, Государственный академический Малый театр, Музей Московского художественного театра и др., а также частные коллекции Москвы и Санкт-Петербурга.

Предоставленные музеями экспонаты уже образуют прочный фундамент выставки. Теперь же важен второй, не менее ответственный этап — поиск произведений из частных собраний. Ведь основная исследовательская задача любой интеллектуальной выставки — это сформировать наиболее полную картину искусства заданного сегмента, а также найти и включить в научный оборот ранее неизвестные специалистам работы из частных собраний.

В начале января 2017 года галерея «Элизиум» бросила клич: ведется поиск работ и материалов по теме экспериментального театрального искусства. Рисунки, эскизы, афиши, рецензии, любые свидетельства. В частности, для выставки будут важны произведения следующих авторов:

  • Айзенберг Нина Евсеевна (1902–1974)
  • Анзимирова (Родионова) Нина Владимировна (1884 — после 1950)
  • Беспалов Михаил Матвеевич (1886–1952)
  • Блюменфельд Надежда Германовна (?–?)
  • Быков Анатолий Владимирович (1892–1943)
  • Вишневецкая Софья Касьяновна (1899–1962)
  • Волков Борис Иванович (1900–1970)
  • Галаджев Петр Степанович (1900–1971)
  • Гольц Георгий Павлович (1893–1946)
  • Дмитриев Владимир Владимирович (1900–1948)
  • Егоров Владимир Евгеньевич (1878–1960)
  • Завадский Юрий Александрович (1894–1977)
  • Изнар Наталья Сергеевна (1893–1967)
  • Квиринг В.
  • Кноблок Борис Георгиевич (1903–1984)
  • Рабинович Исаак Моисеевич (1894–1961)
  • Радаков Алексей Александрович (1877–1942)
  • Распопов Ростислав Владимирович (1905–1973)
  • Ридман Всеволод Николаевич (1900 — после 1969)
  • Савицкий Константин Константинович (1904–?)
  • Сахновский Всеволод Владимирович. (1903–?)
  • Сосунов Николай Николаевич (1908–1970)
  • Талдыкин Александр Алексеевич (?–?)
  • Тихомиров Михаил Николаевич (1890–?)
  • Федотов Иван Сергеевич (1881–1951)
  • Фердинандов Борис Алексеевич (1889–1959)
  • Фореггер Николай Михайлович (1892–1939)
  • Фрадкина Елена Михайловна (1901–1981)
  • Чеботарёв Константин Константинович (1892–1974)
  • Шевалдышева Софья Николаевна (1897 — не ранее 1970)
  • Шестаков Виктор Алексеевич (1898–1957)
  • Энгельс Оттон (Олег) Васильевич (1880–1940-е)

Конечно, список важных и разыскиваемых для выставки авторов не исчерпывается перечисленными именами. Сама по себе тема экспериментального театра предполагает существование полузабытых и забытых художников. И устроители вместе с коллекционерами будут особенно рады новым открытиям.

Отобранные для выставки работы будут включены в подготовленный совместно с музеями научный каталог. Времени достаточно. Известно, что формирование списка работ из частных собраний планируется завершить до 31 мая 2017 года. Подать заявку на участие в выставке можно на электронный адрес [email protected] или по телефону 8 (499) 230 00 77.

Выставка «Экспериментальные театры Москвы. 1917–1932. Малая сцена» пройдет в Центральном доме художника (Москва, Крымский Вал, 10). Напомню, что по планам устроителей открытие запланировано на ноябрь 2017 года.

Для галереи «Элизиум» планируемая выставка будет уже третьей на тему новаторского театрального русского искусства, сделанной совместно с национальными музеями и театрами. В 2006 году галерея сделала проект «Памятники русского театрального авангарда. 1910–1930». А в 2012 году прошла выставка «Художники театра К. Я. Голейзовского. 1918–1932». Оба экспозиционных проекта также сопровождались выпуском научных каталогов.

Источник: elysium.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20170116_russian_theatre.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20170116_russian_theatre.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899–1969) Танцующая девушка. 1951 (141 × 55 × 46 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881–1962) Натюрморт с букетом. Вторая половина 1920-х (51,5 ×34,5 см в свету)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

Икона «Святой великомученик и целитель Пантелеимон, с 14 клеймами жития». Вторая половина XIX века (106 × 78,5 × 4,3 см)

Текущая ставка40000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».