«Ирина Нахова. Взгляд» в Пушкинском музее
Сегодня в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка видеоработ Ирины Наховой. Современные произведения кураторы встроили в основную экспозицию
В новом проекте Ирины Наховой «Взгляд» соединяются две реальности: живопись старых мастеров как часть классического музейного пространства, и техника — инструмент создания нового художественного языка. Выставка является своеобразным социологическим исследованием, в котором автор поднимает проблему актуализации живописи.
В проекте Ирины Наховой в ГМИИ им. А. С. Пушкина представлено семь видеоработ, каждая из которых создана по мотивам картин из коллекции Музея: «Дама за туалетом» Джулио Пиппи, «Грехопадение» Лукаса Кранаха Старшего, «Портрет Адриана Стевенса» Антониса ван Дейка, «Портрет старой женщины» Рембрандта, «Суета сует» Юриана ван Стрека, «Геркулес и Омфала» Франсуа Буше, «Натюрморт с атрибутами искусств» Жан-Батиста Симеона Шардена.
Выбор работ обусловлен разнообразием стилей, техники исполнения, времени написания произведения, возможности расположения видео в разных залах, а также вариациями жанров, таких как портрет, натюрморт и картина на религиозный сюжет.
Современные посетители, которые приходят посмотреть картины, воспринимают эти свидетельства прошлых эпох как нечто замершее, недосягаемое в своем великолепии. Ориентиры, которые вдохновляли художников на создание полотен, а зрителей на их восторженное восприятие, не формируют взгляды современные.
Под влиянием разнообразных средств технического воспроизведения, которых становится все больше и больше, посетители видят живопись глазами своих мобильных телефонов. По мнению куратора, фотографирование шедевров в музеях — это не столько попытка запечатлеть их на память, сколько коммуникационный жест. Не увидеть, но поделиться — вот что стоит за быстротой и азартом, с которыми сегодня делаются снимки. А это значит, что взгляд как таковой скользит по поверхности вещей, бегло улавливая лишь некоторые визуальные подсказки.
Восстановить этот медленный взгляд можно, только обратившись к современным техническим приспособлениям. Работа Ирины Наховой позволяет проследить, как из темноты начинают проступать детали — кружевной воротник, полы накидки, отдельные предметы, украшения. Иногда эти светящиеся дорожки петляют, и предполагаемый взгляд — речь именно о нем — возвращается к какому-нибудь уже прощупанному ранее участку. В самом деле, здесь взгляд не скользит, а прикасается, он словно ощупывает достоинства той или иной изображенной вещи, а вместе с этим в правах восстанавливается и другое время — время создания живописного изображения. Ведь это взгляд художника (или зрителя, ему сочувствующего) неспешно перемещается от одних деталей к другим, возвращается, петляет. Он сосредоточен на сгущениях краски, на едва заметном переходе от самих красочных масс к образуемым с их помощью элементам фигуративного изображения.
Приглашенный куратор выставки — Елена Петровская, российский философ, кандидат философских наук, антрополог, культуролог.
Источник: пресс-релиз ГМИИ им А.С.Пушкина
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20161208_nakhova_gmii.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20161208_nakhova_gmii.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.