Зачем Мединский пришел на выставку актуального искусства в Москве?
ARTinvestment.RU   21 ноября 2016

«Нас часто упрекают в двух вещах несправедливо: во-первых, это то, что мы слишком увлекаемся историей и исторической пропагандой, а второе — это то, что мы не любим современное искусство. Мы решили одним ударом развеять оба этих мифа…»

Слова министра на открытии «Актуальной России» вскоре процитировали все агентства.

Между тем в нелюбви упрекают не на пустом месте. Прошедшие четыре года Министерство культуры увлеченно занималось современным кино, проблемами театров, историей, сохранением памятников, современным музейным делом. А вот современное искусство государственным вниманием, мягко говоря, избаловано не было. Может, в этом активном и непонятном мире везде властям мерещились призраки «Войны», Павленского, а может, еще что-то враждебное, — не знаю. Да это уже и не важно.

Важно, что своим затянувшимся «игнором» власти действительно настроили против себя значительную часть даже далекого от протестных настроений художественного сообщества.

Это ведь только в политике худой мир лучше хорошей войны. А в искусстве почти наоборот. Здесь невнимание и пренебрежение воспринимается куда болезненнее, чем спор или идейный конфликт.

А ведь без внимания культурных властей прошли долгие годы: без широкой дискуссии, без вовлеченности художников в масштабные выставочные проекты, без зрелищ. Да и хлеба, чего уж скрывать, у большинства давно уже не стало. Одними биеннале и редкими грантовыми проектами сыт не будешь. Арт-рынок тоже не прокормит, он пока он остается крохотным. Бизнес же и раньше щедр не был, а сейчас ему и вовсе не до искусства. Так что это лишь Айвазовскому с Серовым о хлебе думать не нужно. А живым-то без этого никак.

И тут внезапно что-то сдвинулось. В 2015 году на актуальное искусство обратили внимание «кремлевские», а с этого года культурные власти перешли к практическим действиям. В апреле провели выставку «Всегда современное. Искусство XX —XXI вв.». А в ноябре власти стянули к линии идеологического противостояния главные силы (Минкульт и РОСИЗО), привлекли силы союзников (частные галереи, включая две «винзаводовские»), обеспечили техникой и топливом (переоборудовали Музей современной истории России), прислали свежее подкрепление (Фонд развития современного искусства), сделали большую сборную выставку ультрасовременного искусства «Актуальная Россия: среда обитания». Такую, что просто грех было не пригласить министра.

Министр пришел.

Казалось бы, что тут такого? Подумаешь…

Так, да не так. Это один из сигналов. Не могу в этом вопросе прочно положиться на память, но со времен Фурцевой (она была на Манеже-62 с Хрущёвым и на «кинетистах» Нусберга) не припомню что-то наших министров культуры на выставках «актуальщиков». Для наших широт это вещь небывалая. Если и было, то давно. В общем, наблюдатели удивились, не поверили и начали гадать, к чему бы это?

Среди первых вопросов, которые задают, — это действительно ли Мединскому было интересно современное искусство или он только терпел «Актуальную Россию» по долгу службы? Ну, кто ж это может знать наверняка. Но ряд фактов и личных наблюдений склоняют меня в пользу того, что интерес был настоящий. Факт, что на выставке Мединский провел без малого час, хотя без ущерба для приличий мог бы отделаться пятнадцатью минутами. Видно было, что он не торопился, смотрел внимательно, слушал куратора. Рассмотрел скульптуры Каварги, дольше обычного стоял перед работами Беляева-Гинтовта, Константина Худякова, Игоря Пестова. Позадавал вопросы. Наконец, факт, что после визита прозвучало обещание: «Я дам поручению нашему музейному объединению РОСИЗО-ГЦСИ посмотреть на выставке возможность приобретения картин в постоянную коллекцию». Жест вполне однозначный. Государство дает понять, что намерено не только морально, но и рублем поддержать современных художников.

То есть еще раз. Министр пришел сказать: мы ничего не имеем против современного искусства и поддержим современных художников закупками. А как это заработает на деле, скоро увидим.

При этом иллюзий быстрого налаживания отношений нет. Доверие быстро не восстановится, что тут ни делай. От Мединского и организаторов все равно будут ждать какого-то подвоха, так уж повелось. Например, мало кто обратит внимание, что на выставке нет ни одного пропагандистского произведения. Все равно будут говорить, что раз делали «кремлевские», то выставка априори провластная. Поэтому после первых добрых отзывов о выставке неизбежно последуют неудобные вопросы.

Например, такой: как быть с остальными? Сейчас на «Актуальной России» выставлено искусство пусть первоклассное, но вместе с тем абсолютно политкорректное, никакой фронды и пощечины общественному вкусу. Представлены «космизм» и прочий «креативный перфекционизм», на который можно смело привести экскурсию 12-летних шестиклассников, не прикрывая им глаза. Равно как и привести министра, без риска навлечь недовольство. А где же выставлять искусство, содержащие скрытое или явное политическое высказывание? Где «деструктивный акционизм», где острые вопросы? Понятно, никто не надеется, что государство покажет «Войну» с ее «Х… в плену ФСБ» (за которую, впрочем, у них есть госпремия ГЦСИ). Но хватит ли духу показать Григория Ющенко (номинанта премии Кандинского) или популярного в рунете ироничного Васю Ложкина? Вряд ли кто-то упрекнет их в недостаточной реакции на действительность. Но вот только на выставки они сегодня могут рассчитывать лишь на негосударственные. Актуальностью не вышли?

Второй вопрос, который станут обсуждать: можно ли участие в выставках при поддержке «кремлевских» считать своего рода «присягой» новым художественным властям, выражением лояльности? «Перекличка» по этому уже началась в Интернете. Одни — не участвовавшие — начинают клеймить тех, кто участвовал. В ответ слышат разумные доводы других, что беспомощное безвременье уже украло у художников годы профессиональной карьеры. Которые не вернуть. Третьи начнут выражать осторожное недовольство тем, что работы на выставку взяли без их согласия. Четвертые будут вовсе требовать снять свои работы. В общем, впереди будет неизбежная в таких ситуациях политическая разборка среди художников, искусствоведов и всех участников рынка. Будет много робеспьерства, поспешных выводов и неосторожных слов, стертых твитов и постов. Правды будет там не сыскать. И надеюсь, у наблюдателей хватит ума пропустить этот эмоциональный поток мимо ушей.

Но нервов попорчено будет немало. Публичные споры и взаимные обвинения станут новым источником терзаний у художников. Взбаламутят, начнут ставить перед выбором, вместо того чтобы дать работать и выставляться там, куда зовут. А собственно, о чем спор? Ну да, выставка идет под эгидой Минкульта и на деньги государства. Это кого-то сильно смущает? Что, московские и уральские биеннале проводились на чьи-то другие деньги? А выставки в федеральных и муниципальных музеях целиком оплачивались спонсорами? Лишние сомнения. Думать, что взамен кто-то может заставить художника делать то, что он не хочет, — тоже странно. Если вспомнить куда более сложные времена, то выставки нонконформистов в павильонах «Пчеловодство» (1975) и «Дом культуры» (1975) на ВДНХ тоже делались на деньги государства. Попрекают ли этим Рабина, Кабакова или Целкова? Ну, чушь же. Вообще, попрекать художников — это какое-то бесчестное занятие, что тогда, что сейчас.

Скоро накал страстей спадет. Недели через две. И тогда по-трезвому придет время вспомнить, что в истории искусства остаются только художники и их картины. Иногда еще выдающиеся выставки. Кураторов история помнит гораздо реже, критиков лишь в исключительных случаях, а уж источники финансирования не помнит почти никогда.

Да, при желании в любом неожиданном доброжелательном шаге властей можно отыскать второе дно. Так нас приучили. Но странно было бы отрицать, что пока факт проведения конкретной большой выставки, то внимание, которое она уже привлекла, и обещанные перспективы закупок актуального искусства — это полезные шаги, полностью соответствующие интересам художников. Остальное — вопрос трактовок, на здоровье.

Источники: ria.ru, artinvestment.ru

Что еще почитать по теме на AI:
«Актуальная Россия: среда обитания». Первая выставка РОСИЗО и ФРСИ


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20161121_sovrisk_medinsky.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20161121_sovrisk_medinsky.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх