«Актуальная Россия: среда обитания». Первая выставка РОСИЗО и ФРСИ
ARTinvestment.RU   14 ноября 2016

Проект можно воспринимать как программную выставку, иллюстрирующую новый подход недавно пришедших руководителей профильных госструктур к ультрасовременному искусству в стране

«Все ждали, мы готовили! Актуальная Россия! 18 ноября! Пятница!» — объявил в субботу у себя в фейсбуке Иван Демидов.

«Актуальная Россия: среда обитания» в Государственном центральном музее современной истории России будет первой масштабной выставкой «актуальщиков» для объединенного государственного РОСИЗО (после поглощения им ГЦСИ). И первой выставкой для нового Фонда развития современного искусства (его как раз и возглавляет Иван Демидов). Поэтому проект не только об искусстве. Многие определенно ждут от него также и внятного политического послания. Может быть, даже о «перезагрузке» отношений между государством и сообществом современного актуального искусства.

Работы для выставки были собраны не только из музеев, но и из галерей и даже из частных коллекций. Куратором выступил Арсений Штейнер. Из галерей к проекту были подключены, в частности, Galerie Iragui, RuArts, «11.12», «Триумф», Pop/off/art, «Гридчин-холл», Галерея Марины Гисич, AnnaNova, X-MAX (Уфа) другие. Из художников будут, Павел Пепперштейн, Никита Алексеев, Гор Чахал, Александр Дашевский, Дмитрий Каварга, Виталий Пушницкий, Олег Хвостов, Ринат Волигамси, Валерий Чтак, Михаил Розанов, Сергей Гета, Игорь Пестов, Азат Басыров, Устина Яковлева и другие. Официально пока известно, что в экспозицию включены работы более 60 известных русских художников. Ну а неофициально — что у устроителей получилось нечто действительно впечатляющее: огромные картины, объекты, видеоарт.

Это была информация.

Теперь мнение. Что может значить эта выставка кроме самой выставки?

Со стороны по составу участников и названиям институций можно предположить, что выставка эта выполняет еще и неофициальную миротворческую миссию. Действительно, косвенно такой проект может способствовать пусть не исчезновению, но снижению накала противостояния между различными неформальными «клубами», «тусовками» и течениями в мире актуального искусства. Ситуация там много лет уже непростая. И речь не только о вечной борьбе за «доступ к телу»: то комиссарскому, то кураторскому, то олигархическому. Еще задолго до увольнения руководства ГЦСИ (что еще сильнее поляризовало систему свой — чужой) круги нашего небольшого арт-мира стали формироваться и по своему отношению к политическим вопросам: к «Пусси Райот», к Крыму и не только. Нарастающее противостояние «либералов» и «патриотов», конфронтация по принципу «кто не с нами, тот против нас» негативно сказывались на художественной жизни. Страдали отношения между участниками арт-процесса, обострялась манипуляция административным и финансовым ресурсами, сокращались экспозиционные возможности, появлялись «закрытые клубы», не подпускающие к ресурсам «чужаков». «Среда обитания», как я понимаю, призвана показать еще и то, что места под солнцем и ресурсов хватит всем. Что государство предоставит площадки, на которых можно будет бороться за яркость и глубину художественного высказывания. Неофициальный мессидж «Актуальной России» читается так: «Спокойно! Не стоит опасаться случившихся перемен. “Либералов” в актуальном искусстве загонять за Можай никто не будет. Посмотрите, у Демидова самого на обложке в фейсбуке Пепперштейн».

Так это пока видится со стороны, а дальше посмотрим. Не думаю, что этот подход кого-то сразу переубедит, но вот конкуренцию творческих идей он сохранить позволит. А еще позволит хотя бы на метр отодвинуть политику и устроить праздник для художников. Было бы на редкость глупо, если в 2010-х годах искусство из-за неуклюжих действий государства снова поделилось бы на официальное и неофициальное.

Источники: facebook.com, sovrhistory.ru, life.ru, artinvestment.ru

Что еще почитать по теме на AI:
ГЦСИ войдет в состав РОСИЗО;
Михаил Миндлин возглавит Музей древнерусского искусства;
Леонид Бажанов уходит из ГЦСИ.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20161114_mmhistory.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20161114_mmhistory.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх