Выставка азербайджанских художников 1960–80-х годов в ГТГ
Выставка «Созвездие Апшерона» на Крымском Валу представит более 60 живописных произведений и 11 скульптур азербайджанских художников как официального, так и неофициального направлений
Выставка азербайджанских художников «Созвездие Апшерона» станет первой в серии выставок Третьяковской галереи, знакомящих зрителя с изобразительным искусством бывших союзных республик, а ныне независимых государств. Фонды ГТГ в советское время пополнялись лучшими образцами произведений искусства союзных республик — эта коллекция насчитывает более 2 000 экспонатов. Это репрезентативная подборка выдающихся произведений национальных школ, которая с момента развала СССР практически не выставлялась.
Коллекции-участники: Государственная Третьяковская галерея, Фонд Гейдара Алиева, Фонд Марджани, Национальный музей искусств Азербайджана, Государственная картинная галерея Азербайджана, Международная конфедерация союзов художников, частные собрания
Художники: Н. Абдурахманов, К. Ахмедов, Р. Бабаев, С. Бахлулзаде, Т. Джавадов, М. Зейналов, Дж. Мирджавадов, А. Мурад, Т. Салахов, Т. Нариманбеков, Ф. Халилов, Г. Юнусов; скульптор Ф. Наджафов.
Сегодня настало время вдумчиво и непредвзято рассмотреть искусство 1960–80-х годов из бывших союзных республик. Задача проекта видится в том, чтобы представить в едином пространстве искусство официальное и неофициальное, выявить в нем сходства и различия, продемонстрировать своеобразие национальных школ живописи.
Комплектование коллекции азербайджанского искусства в ГТГ велось с 1945 года. Наиболее плодотворный этап пополнения коллекции пришелся на период расцвета азербайджанской национальной художественной школы в 1960–1980-х годах. В итоге азербайджанская коллекция Третьяковской галереи насчитывает более сотни живописных произведений. При этом среди них практически нет работ откровенно идеологического толка. Даже социальная заостренность, характерная для «сурового стиля» начала 1960-х годов, не нашла большого отражения в коллекции, собиравшейся на протяжении 40 лет.
На выставке помимо работ из коллекции ГТГ представлены также работы из Фонда Гейдара Алиева, Фонда Марджани и ряда других музеев и частных коллекций. Это работы, которые условно можно назвать «официальными», и произведения тех художников, кто был лишен возможности широко выставляться в Советском Союзе. Собранные вместе, эти произведения с разных художественных полюсов демонстрируют много точек соприкосновения. Они тяготеют друг к другу, их объединяет одно время, одна система образов, яркие метафоры, особая пластика и характерная цветовая гамма. Это разные грани одного культурного явления — азербайджанской художественной школы.
Каждый из мастеров национальной школы по-своему осмысливал народные традиции: местный фольклор и мифологию, орнаменты, искусство миниатюры. Сквозной темой для представителей азербайджанской школы живописи стала тема Апшерона. Для них это был не просто полуостров на побережье Каспия, — это был символ родины, символ нерасторжимой связи истории страны с её настоящим и будущим.
В 1960–80-е годы творческий подъем переживали такие мастера, как Надир Абдурахманов, Тогрул Нариманбеков, Таир Салахов, Саттар Бахлулзаде; обретали свой почерк Мирнадир Зейналов, Фархад Халилов, Гейюр Юнусов. В эти же годы на Апшероне сложилось сообщество художников, которое получило название «Апшеронская школа». Это Расим Бабаев, Джавад Мирджавадов, Тофик Джавадов, Камал Ахмед, Ашраф Мурад и Фазиль Наджафов. Творчество мастеров этого содружества принято считать неофициальным направлением в искусстве того времени.
Лидер «Апшеронской школы» Джавад Мирджавадов сочетал в своем стиле экспрессию, архаическую простоту и брутальность образов. Ашраф Мурад отличался от современников выбором тем и глубоким драматизмом своих картин. Экспонируемые произведения знакомят с пейзажами Страны огней и с ее жителями: апшеронскими сеятелями, нефтяниками, гостями свадеб. Индустриальная тема отражена в работах Расима Бабаева и Тофика Джавадова. Глубокая привязанность к Апшерону была у Саттара Бахлулзаде — мир, созданный на его полотнах, подобен сказке. Старый Баку и образы, словно пришедшие из далекого прошлого, оживают в скульптурах Фазиля Наджафова, материалом для которых послужил местный апшеронский известняк. Об одной из граней творчества Таира Салахова рассказывают его театральные эскизы.
Выставка демонстрирует самобытность азербайджанской школы, а также свидетельствует о значимости азербайджанского искусства как части не только нашей общей истории, но и общемирового художественного процесса.
Источник: пресс-релиз ГТГ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20161109_apsheron.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20161109_apsheron.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.