Аделаида Пологова «…и след мой сохрани». Выставка в ГТГ
Завтра на Крымском Валу для публики открывается выставка удивительного скульптора. Экспозицию составили 50 скульптурных произведений Аделаиды (Аллы) Германовны Пологовой (1923–2008) — яркого представителя плеяды шестидесятников
Уже своими ранними работами Аделаида Пологова заявила о себе как о смелом художнике-новаторе, способном нарушать каноны, и стала признанным лидером в своем поколении — «скульптором № 1», по определению художника Дмитрия Жилинского. В это время на смену суровому стилю пришло искусство более лиричное, декоративное, жизнерадостное, подчас даже театральное. Эти тенденции нашли отражение в творчестве Пологовой.
А. Г. Пологова была Действительным членом РАХ, лауреатом Госпремии СССР за цикл композиций «Материнство» (1989) и премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2000). С 1955 по 2006 год произведения Пологовой регулярно и с большим успехом выставлялись на многочисленных московских, всесоюзных и международных выставках (Варшава, Краков, Венеция, Париж, Бонн, Берлин, Мюнхен, Пекин). За свою долгую жизнь она удостоилась лишь четырех персональных выставок. Две из них состоялись в Москве — в выставочном зале МОСХа на Кузнецком мосту, 11 (1988) и в залах Российской академии художеств на Пречистенке (1999), и еще две, небольшие, были организованы в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (зима 1993/1994) и в Омском музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (1997).
Настоящий проект — первая выставка Аделаиды Пологовой в Третьяковской галерее и первый музейный показ ее работ, проходящий после смерти мастера. Ядром выставки является собранная в ГТГ в 1970–80-х годах ценнейшая коллекция ее скульптур, включающая 27 работ. Экспозиция дополнена произведениями из собрания ММСИ, московских частных коллекций и собрания семьи скульптора. Собранные вместе, работы отражают ключевые точки творчества мастера на протяжении полувека — с 1960-х до 2000-х годов. Скульптуры выполнены в самых различных материалах: дерево, керамика, известняк, бронза, сварная медь, стекло.
Одна из вершин творчества Пологовой – портрет пианистки М.В. Юдиной (1967), с которой ее связывала долгая дружба. В одном из самых сильных по своей трагической мощи произведений скульптора воплощено глубокое страдание, напряжение и могучая энергия великого музыканта.
Пик творчества Пологовой пришелся на 1980-е годы, когда она создала, по словам Д. Д. Жилинского, «самую прекрасную скульптуру нашего времени» — композицию «Иди и след мой сохрани» (1987, ГТГ). Шедевр, давший название настоящей выставке, посвящен памяти матери, ушедшей из жизни, когда дочь была подростком. Работы Пологовой наполнены теплой авторской интонацией и исповедальностью (многие из них автобиографичны и автопортретны).
Портретные образы, созданные скульптором, обладают яркой пластической выразительностью. Среди ее моделей преобладают люди творческого склада — «человек творящий»: пианистка Мария Юдина, скульптор Геннадий Ланкинен, художник-график Борис Кочейшвили, живописец Александр Богословский (младший), искусствовед Валентин Лебедев.
Важная область творчества Пологовой — скульптура в дереве. Особенность ее работ в дереве — использование насыщенного цвета, который она ввела, следуя традициям архаики, античности, Средневековья, русской народной резьбы. Иногда она полностью окрашивает поверхность дерева, применяя левкас (меловой грунт с добавлением клея и масла), на который плотно наносится краска. В некоторых работах раскраска сочетается с декоративным эффектом теплого охристого тона древесной текстуры.
Особый раздел выставки составляют работы из цикла «Материнство». Эта ключевая в творчестве Пологовой тема связана и с детскими воспоминаниями о матери, и с собственным материнским опытом — воспитанием сына Алеши. В ее многочисленных «Колыбельных» 1980-х годов воплощены безграничная нежность и благоговейное отношение к ребенку.
В дальнейшем, в 1990-е и вплоть до самой смерти Аделаида Пологова не теряла достигнутой высоты. К 1990-м относится ее активное обращение к жанру исторического портрета: «Серафим Саровский» (1990), «Н. В. Гоголь» (1993), «А. С. Пушкин» (1999, ММСИ).
На выставке представлены также работы Пологовой, выполненные в керамике, ставшей в 1960-х одним из ее любимых материалов. Небольшими керамическими фигурами и композициями были уставлены все полочки вдоль стен ее мастерской во Владыкино. Этот вид скульптуры служил ей творческой лабораторией, где опробовались решения для больших композиций и ставились эксперименты с формой, цветом, использованием сложных полив.
Одно из последних произведений скульптора — парные фигуры «Короля» и «Королевы» (2002), исполненные в рост из невообразимого сочетания материалов. Созданные 79-летним автором, они вызывают восхищение дерзостью решения и неожиданностью авторской выдумки.
Выставка Пологовой продолжает серию экспозиций выдающихся авторов послевоенного времени — Таира Салахова и Гелия Коржева. Недавно в Галерее прошла выставка еще одного современника Пологовой — скульптора-новатора Алексея Сотникова. Благодаря этим проектам зритель может познакомиться с творчеством авторов 1950–60-х. Полное погружение в эту эпоху будет ждать его на выставке «Оттепель», которая откроется в начале 2017 года.
Источник: пресс-релиз ГТГ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20161108_gtg_adelaida_pologova.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20161108_gtg_adelaida_pologova.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.