Федор Рокотов в Третьяковской галерее
На выставке, которая открывается завтра в Инженерном корпусе ГТГ, собраны 40 эталонных портретов, 9 произведений графики, 5 скульптурных работ Фёдора Степановича Рокотова (1735/1736–1808)
Завтра в Государственной Третьяковской галерее, в Инженерном корпусе, состоится открытие выставки «Федор Рокотов. 1735/1736 — 1808».
Коллекции-участники: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Музей В. А. Тропинина и художников его времени, Тверская областная картинная галерея, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева.
Экспонируемые работы: 40 портретов, 9 произведений графики, 5 скульптурных работ.
Выставка Фёдора Степановича Рокотова (1735/1736–1808) в Третьяковской галерее — это 40 эталонных произведений самого таинственного художника второй половины XVIII века. Один из главных портретистов своей эпохи, он работал для петербургской и московской аристократии. Наследие художника впервые представлено в контексте мира усадебной культуры.
Это лишь третья монографическая выставка Рокотова. Она резюмирует исследования последних 50 лет и представляет зрителям новый взгляд на наследие художника. Впервые его творчество было представлено в 1923-м году в Третьяковской галерее по инициативе И. Э. Грабаря (в 1925-м выставка была повторена в Государственном Русском музее). Небольшая экспозиция включала тогда многие вещи, которые нуждались в серьезной атрибуции. Большая ретроспектива мастера состоялась в ГТГ в 1960-м году. Помимо работ, бесспорно принадлежащих кисти Рокотова, она представляла много произведений художников его круга. В нынешней экспозиции демонстрируются лучшие избранные произведения автора. В ходе подготовки выставки были заново атрибутированы около 20 полотен. Специальный раздел выставки знакомит с результатами исследований 5 портретов из собрания Третьяковской галереи, ранее приписываемых Рокотову: изображений А. И. Куракиной, В. Н. Голицыной, неизвестной в темно-красном платье, неизвестного в губернском мундире и неизвестного генерала.
Творчество Рокотова представлено в трех разделах выставки. Первый отражает время становления живописца — период его работы в Петербурге. Как показали результаты последних исследований, два парадных портрета Екатерины II этого времени были созданы не самим художником, а учениками его мастерской. Поскольку Рокотов был автором композиционного решения этих изображений, он поставил на них свою подпись. В следующем разделе экспозиции представлен московский период. Это время расцвета творчества Рокотова, связанное с работой над портретами многочисленных дворянских семейств. Третий раздел выставки посвящен произведениям живописца, исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов. Благодаря работам исследователей удалось очертить круг 26 усадеб, откуда происходит часть произведений Рокотова. Несколько предметов мебели и произведений скульптуры из этих усадеб и гравюры с их видами дополняют экспозицию.
Рокотов вышел за рамки привычной типологии портрета XVIII века. В созданных им образах открываются душевные качества модели. В них читается поэтика камерности и «интонация светского полушепота»: отсутствие жестов, ярких отличительных деталей и взгляд персонажей, направленный на зрителя. Музыка, современная художнику, звучит в залах выставки. Представленные в экспозиции книги рассказывают о литературных пристрастиях эпохи. Среди них можно найти и первый масонский журнал «Утренний свет» Н. И. Новикова, подписчиком которого являлся и сам Рокотов. В целом экспозиция позволит составить достаточно полное представление об эпохе Просвещения в России.
Материал выставки раскрывает почти детективные истории XVIII века, интересные для современного зрителя, даже мало знакомого с этой эпохой. Так, крайне мало известно о личности и жизни самого Рокотова. Более чем за 200 лет бытования многие портреты утратили имена своих моделей. Весь XIX век портреты известных дворян (среди которых представители рода Юсуповых, Шуваловых, Голицыных) хранились в семьях наследников, и только в 1905 году публика смогла их увидеть на Таврической выставке, организованной С. П. Дягилевым. Технико-технологические методы экспертизы решили остававшуюся для предыдущих исследователей загадку неодинаковой сохранности произведений. Экспертиза показала, что с рубежа 1760–70-х годов Рокотов каждое десятилетие экспериментировал с количеством и составом связующего в красках.
Куратор выставки Н. Г. Преснова.
Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160217_rokotov_in_gtg.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160217_rokotov_in_gtg.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.













