Art Investment

«Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени»

В экспозиции выставки собрано около 260 памятников, прошедших реставрацию в Отделе научной реставрации и консервации музея

В Гербовом и Пикетном залах Зимнего дворца проходит выставка «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени».

В ее составе около 260 памятников, прошедших реставрацию в Отделе научной реставрации и консервации музея. Это разнообразные по характеру, материалам и времени создания произведения искусства из коллекции Эрмитажа, сохраненные или возрожденные художниками-реставраторами. Подобная тематическая реставрационная выставка проходила в музее 30 лет назад — «Реставрация памятников в Эрмитаже» (1984).

Масштабная экспозиция — уникальная и сложная по характеру работ — показывает все разнообразие коллекций Эрмитажа. Представленные экспонаты раскрывают всю полноту деятельности художников-реставраторов музея. Выставка позволяет представить их кропотливую и трудоемкую работу, познакомить с задачами, стоящими перед специалистами, рассказать об истории возникновения и развития Отдела научной реставрации и консервации. Каждый раздел выставки дополняет тематически связанный с ним видеофильм.

Отметим, что целый ряд произведений, реставрация которых была недавно завершена в Эрмитаже, уже находится в залах музея. Среди них: «Бегство в Египет» — шедевр раннего Тициана, «Благовещение» Джованни Баттиста Чимы да Конельяно, икона неизвестного художника Сиенской школы начала XV века — «Мадонна с младенцем на троне и ангелами. Сцены из жития Мадонны и Христа» (в клеймах), статуя Афины Римской работы II века и многие другие.

Открывает экспозицию триптих кисти Гуго ван дер Гуса (1435/1440–1482) «Поклонение волхвов» — жемчужина собрания нидерландской живописи Эрмитажа, более пяти лет находившаяся на реставрации в Лаборатории научной реставрации станковой живописи. Благодаря труду реставраторов перед нами предстают шедевры западноевропейских мастеров: «Мадонна делле Грацие» Лоренцо Лотто (1542), «Портрет молодого человека в черном костюме с кружевным воротником» кисти Рембрандта (1634), «Площадь Согласия (Граф Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)» Эдгара Дега (1876, являющаяся важнейшей вехой во французской живописи XIX века), «Бассейн в гареме» Жан-Леона Жерома. Восхищают своим великолепием иконы, среди которых «Богоматерь с Младенцем Элеуса» (Средиземноморье. Середина XV в.), «Положение во гроб» (Критская школа. Конец XVI — начало XVII в.).

В Лаборатории научной реставрации темперной живописи осуществляется реставрация памятников западноевропейской средневековой и древнерусской живописи на деревянной основе. Среди них русские иконы: «Преподобный Сергий Радонежский» (XVI в.) и деисусный чин: «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча»» (XVIII в.); произведения итальянских мастеров разных школ: «Мадонна Смирения» Пьетро да Кордова (XIV в., Тосканская школа), «Распятие с Мадонной, святыми Иоанном, Иеронимом, Франциском и Марией Магдалиной» Марко Палмеццано (XVI в., Школа Романьи).

Фрагменты высокохудожественной стенной росписи — «Сцена охоты» (Согд. Пенджикент. VI в.), древнеегипетский расписной картонаж рассказывают о работе реставраторов Лаборатории научной реставрации монументальной живописи.

Малахитовая чаша (Петергофская гранильная фабрика, 1850), показанная на выставке, является примером уникальной масштабной реставрации, проведенной в Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня. В этом же разделе можно увидеть великолепные произведения античных мастеров, возрожденные реставраторами музея: «Мальчик с кувшином», «Голова Афродиты».

Лаборатория научной реставрации восточной живописи всегда уделяла пристальное внимание коллекции буддийских тангка и живописи из древних городов Хара-Хото, Турфана и Дуньхуана. Среди них тангка «Ваджраварахи» (Центральная Азия. Хара-Хото. XIV в.), буддистская тангка «Белая Тара» (Тибет, XVII в.). Сложные задачи стояли перед специалистами при работе над ширмой «Минамото-но Ёримицу с вассалами, возвращающимися в столицу после победы над демонами» (кисти художника Кано Косюн, Япония, XVII в.), китайским свитком XVII века — «Горный пейзаж», «Календарем-палалинтанганом» — одним из экспонатов эрмитажной коллекции клеевой живописи с острова Бали.

За период существования Лаборатории научной реставрации графики прошли реставрацию и консервацию около 25 тысяч произведений графики различных техник, книг и документов из фондов и Архива Эрмитажа. Среди них уникальный исторический памятник рубежа XIX — XX веков — панорама из девяти рулонов (общей длиной около 900 метров) П. Я. Пясецкого «Великий Сибирский путь. Транссибирская железнодорожная магистраль (1894–1899)», на выставке показан третий рулон — «Дупленская — Обь». Одним из старейших экспонатов этого раздела является книга Schedel Hartmann «Das Buch der Croniken und Geschichten» c иллюстрациями-гравюрами на дереве Михаэля Вольгемута (1434–1519) и Вильгельма Плейденвурфа (ум. 1494). Демонстрируются также рисунок итальянского мастера XVI века «Свадьба Амура и Психеи», созданный по композиции фрески Джулио Романо (1499–1546), «Портрет неизвестной в парке» (1792) — акварель французского художника-портретиста Жана-Батиста Изабе (1767–1855), рисунок Шарля-Луи Клериссо (1721–1820), прославившегося своими изображениями античных памятников, — «Вид Колизея в Риме». Особое внимание уделено древнерусским рукописным текстам, грамотам, среди которых жалованная грамота 1665 года царя Алексея Михайловича.

Все разнообразие предметов декоративно-прикладного искусства отражено произведениями, прошедшими реставрацию в Лаборатории научной реставрации памятников прикладного искусства. Это археологические экспонаты, античные амфоры, вазы, украшения, скульптура, предметы мелкой пластики, изделия из фарфора, стекла. Здесь показаны предметы античной бронзы — блюдо (первая половина VI в. до н. э), древний сосуд — стамнос (вторая половина V в. до н. э) из этрусской коллекции Дж.-П. Кампаны).

В этом же разделе посетителям предстает «Родословное древо Государей Российских» (конец XVIII в.), выполненное из тонкой золоченой меди с медальонами-портретами российских царей), витражи западноевропейских мастеров XVI — XVII веков, среди которых, витраж XVI века — «Оплакивание».

Обращают на себя внимание китайская скульптура XI века — «Скульптура Архата», великолепные изразцовые панно XVII века, фарфоровый двуглавый орел — Малый Государственный герб Российской Империи.

Экспонаты, представленные Лабораторией научной реставрации предметов прикладного искусства из органических материалов, принадлежат ко всем историческим эпохам. Они являются сложными комплексами, включающими различные материалы. Древнейшие археологические находки (археологические памятники из могильника Пазырык (Горный Алтай), фрагменты икон, скульптуры из Хара-Хото) показаны здесь наряду с предметами западноевропейского прикладного искусства XVII века, произведениями мастеров Китая и Японии.

Лаборатория научной реставрации тканей вернула к жизни целый ряд экспонатов, среди них: «Костюм парадный императора Петра Великого», в котором он присутствовал на коронации Екатерины I, более 260 лет находившийся в постоянном экспонировании на восковой фигуре Петра I, платье из шелкового муара с кружевом, принадлежавшее императрице Марии Фёдоровне, маскарадный костюм княгини З. Н. Юсуповой.

Лаборатория научной реставрации часов и музыкальных механизмов «оживила» часы в залах Эрмитажа, наполнив музей прекрасными звуками. В экспозицию включены музыкальные часы европейских и отечественных мастеров, среди которых: часы золоченой бронзы с музыкальным механизмом в виде пирамидки на льве (Англия. 1770-е), каминные часы («Аракчеевские»).

На примере древнейших античных украшений, хрупких ювелирных изделий, таких как подвеска «Амур» (Нидерланды, около 1580), предметов, выполненных в тончайшей филигранной технике («Сосуд для благовоний» (Индия, начало XIX в.)), можно увидеть работу реставраторов Лаборатории научной реставрации драгоценных металлов. Особого внимания заслуживают предметы из так называемого клада фабрикантши М. И. Лихачевой, при их реставрации был впервые применен метод лазерной сварки.

Предметы мебели и осветительные приборы, среди которых: шкафчик с росписью в стиле шинуазри (Китай, около 1690), игровой стол, (Россия, 1780-е), пара торшеров с дельфинами, жирандоли на три свечи (Россия, вторая половина XVIII в.), представляют работу реставраторов Лаборатории научной реставрации мебели и Лаборатории научной реставрации люстр.

Деятельность самой молодой реставрационной лаборатории научной реставрации фотоматериалов (создана в 2011 году) представлена работами начала XX века и образцами современной фотографии.

Выставка подготовлена Отделом научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа, Заведующая отделом Татьяна Александровна Баранова. Кураторы выставки сотрудники Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа: Елена Алексеевна Чехова, Ирина Вадимовна Гурулева, Наталья Юрьевна Полевая. К выставке Издательством Государственного Эрмитажа издается научный иллюстрированный каталог «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени».

Источник: hermitagemuseum.org


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20141210_hermitage_restoration_exhibition.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20141210_hermitage_restoration_exhibition.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».