Art Investment

Художники и цены

Смыслы и символы в творчестве современных европейских художников

В Московском музее современного искусства открылась выставка «Vanitas. Смыслы и символы в творчестве современных европейских художников».

Участники:

Лит Харинга и Мартин ван Карлсбек — инсталляция, скульптура

Ханс Оп де Бейк — видео-apт, фотография

Маргрит Смюлдерс — фотография

Ричард Кайпер — фотография

Эрвин Олаф — фотография

Бук да Фриз — скульптура

Персин Брурсен & Магрит Лукаш — видеоарт

На протяжении нескольких веков натюрморт служил лишь фоном для парадных портретов, сюжетов изображавших сцены из жизни святых и героев античности. Он окончательно оформился в качестве самостоятельного жанра живописи лишь в творчестве голландских и фламандских художников XVII века. Предметы, изображенные на натюрмортах этого периода, композиционным центром которых было изображение человеческого черепа, содержали скрытую аллегорию быстротечности всего земного и неотвратимости смерти. Эти произведения получили имя vanitas (ванитас).

Vanitas vanitatum et omnia vanitas. Из книги Экклезиаста: «Суета сует, все есть суета» (vanitas, лат. букв. — «суета»). Впервые это выражение встречается в латинском переводе Библии, его авторство приписывают царю Соломону.

Vanitas — живописный жанр, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого было изображение человеческого черепа. Драгоценности, кубки, цветы и предметы роскоши в натюрмортах vanitas увядают или изображаются небрежно в беспорядке, обесценивающим земные достижения и благополучие человека. Все эти предметы лишь напоминают о бренности жизни, мимолетности удовольствий и ускользающей красоте. Мрачные аллегории и цветы, которые изображали на реверсах картин Vanitas с атрибутами смерти, являются самыми ранними примерами натюрморта (nature morte) в европейском искусстве XVI–XVII века, жанра родившегося и завоевавшего популярность сначала в Нидерландах и Фландрии, а впоследствии во Франции и Италии.

По мере распространения барокко натюрморты Vanitas становились все более жизнеутверждающими и пышными. Художники XVII века перестали изображать череп в центре композиции и более тактично включали его в сюжет, а впоследствии и совсем от него отказались, так натюрморт стал независимым от религиозной морали жанром мировой живописи.

Кураторы выставки Cабина Оруджева и Лариса Бювальда предлагают современную трактовку классического жанра. В наше время художники используют те же символы, что и нидерландские живописцы XVI — XVII веков, но переводят их на актуальный язык.

И по-прежнему тема современных Vanitas не предметы, изображенные их авторами, а предчувствие, размышление о быстротечности земных благ, предупреждение о тленности бытия, тревога и неизбежность смерти.

Экспрессивно абстрактные скульптурные композиции пиршеств и пышных букетов — типичные сюжеты натюрмортов современных европейских художников, вновь призывают нас к мысли о мимолетности всего земного и зависимости человека от времени и милости природы.

Источник: mmoma.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20121115_vanitas_mmoma.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20121115_vanitas_mmoma.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ДЕЙНЕКА Александр Александрович (1899–1969) Танцующая девушка. 1951 (141 × 55 × 46 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

МАКО Сергей Александрович (1885–1953) Девочка с книгой. [1930–40-е] (92 × 73 см)

Текущая ставка15000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881–1962) Натюрморт с букетом. Вторая половина 1920-х (51,5 ×34,5 см в свету)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».