Art Investment

Выставка Lexus Hybrid Art 2012. Синергия науки и искусства на ARTPLAY

Какое оно — искусство будущего? Выбор Lexus, концепция кураторов и комментарии Владимира Богданова, AI

Вчера в Центре дизайна ARTPLAY открылась Lexus Hybrid Art’2012 — выставка гибридного искусства со всего мира. В этом году на трех тысячах метров официальной площадки проекта, Центра дизайна ARTPLAY, показаны работы художников, определяющих тенденции развития science art — искусства будущего.

Первый бренд, использовавший гибридный привод в создании автомобилей премиум-класса, Lexus видит будущее за гибридностью, причем будущее не только автомобильное.

Именно поэтому концепция выставки Lexus Hybrid Art'2012 построена на понятии «синергия», краткая формула которого гласит: целое превосходит сумму своих частей. Синергия в искусстве все чаще возникает при столкновении художественного дискурса с инструментарием новейших технологий. Результатом подобных взаимодействий являются произведения science art, или гибридного искусства, лучшие образцы которого Lexus представляет уже третий год подряд.

В знаковой инсталляции «Эдем» австралийский художник Джон Маккормак выращивает цивилизацию виртуальных существ, выживание которых зависит от благосклонности зрителя к их музыкальным талантам. «Эдем» — яркий пример саморазвивающейся интерактивной системы, вызвавшей интерес современных исследователей искусственной жизни и такого же разума.

Американский художник Райан Вулф вживляет внутрь растений искусственные источники света — светодиоды, которые в течение дня меняют яркость, имитируя суточное прохождение солнца. Идея работы заключается в том, что технология сможет не только защитить жизнь, но и стать ее врожденным элементом, породив новую форму существования.

Кураторы выставки Дарья Пархоменко и Катя Бочавар отмечают, что «незаметно для себя человек создает и потребляет все больше новых индустриальных, биологических и мультимедийных гибридов, а они, в свою очередь, усиливают, углубляют и раздвигают пределы его возможностей. Универсальное сознание способно претворить идеи в среду обитания, где человек с мобильным телефоном в руках может раствориться в природной среде, а автомобиль и водитель становятся синергетическим целым».

Инсталляция Hydrogeny Эвелины Домнич и Дмитрия Гельфанда, дуэта из Голландии, проявляет скрытую сущность водорода, атомы которого составляют первооснову космической и биологической материи. Электрическое расщепление воды производит облака водородных пузырьков, которые при подсвечивании их лазером порождают водовороты миниатюрных галактик.

Участники британской группы Reccontroire исследуют регион Антарктики — экологическую «зону zero», в которой лучше всего отслеживаются глобальные изменения климата. Видеоинсталляция в реальном времени транслирует массив геодезических данных Южного океана, которые преобразованы в завораживающую медитативную картину. Сухой язык данных и цифр переводится в чувственные координаты, что позволяет зрителям пережить опыт причастности к символу жизни всей планеты.

Немка Агнес Майер-Брандис — идеальный автор science art, постоянно экспериментирующая в сотрудничестве с учеными. Для инсталляции «Лаборатория тропосферы» Майер-Брандис собирает машину по производству облаков, которые возникают в шарообразном стекле в результате работы лазерного принтера. Художница научилась этому на борту самолета Немецкого аэрокосмического центра, и теперь то, что ранее было доступно только поэтам, материализующим в тексте возвышенные метафоры, стало возможным даже для тех, кто еще не стал завсегдатаем реактивных аэрокосмических лабораторий.

Другая половина участников выставки Lexus Hybrid Art '2012 совершает головокружительное выворачивание внешних и внутренних свойств современных вещей и вскрывает содержимое «черного ящика» технологий, о наличии которого простые смертные обычно не подозревают.

Немецкий художник Ральф Беккер выстраивает ансамбли из кристаллических камней, в миллионы раз увеличивая невидимое содержимое микропроцессоров. Кристаллические и минеральные материалы интегральных схем, которые были подчинены исключительно человеческим потребностям в развлечениях и работе, неожиданно начинают вести собственную творческую жизнь, издавая разнообразные звуки и световые сигналы.

Еще один яркий представитель немецкого science art, Юлиус Попп, в работе Bit Flow предлагает собственный способ навигации в информационном пространстве, которое напоминает лабиринт Минотавра из античной мифологии. По запутанной системе трубок стремительно и беспорядочно перемещаются небольшие красные объекты, изображающие мельчайшие биты информации. В отдельных местах инсталляции они внезапно синхронизируются, складываясь в символы и буквы. Чтобы ориентироваться в современном мире, нужно научиться различать порядок в хаосе, а путеводная нить Ариадны теперь собирается из сотен раздробленных элементов.

Американской художник литовского происхождения Жильвинас Кемпинас демонстрирует визуальную головоломку, составленную из двух вентиляторов и непрерывно кружащейся между ними в воздухе ленты-бобины для катушечного магнитофона. Машинерия расшифровки аудио- и видеообразов, запрятанная под корпусом проигрывателя, оказалась вынесена наружу, в то время как изображение и звук, закодированные на пленке, теперь отданы самим себе и воображению зрителя.

В этом году участниками выставки Lexus Hybrid Art впервые за три года станут художники из России — победители конкурса проектов на стыке искусства, науки и технологий. Голосами международного экспертного совета из тринадцати финалистов конкурсной программы были выбраны работы творческого объединения «Куда бегут собаки», Дмитрия Морозова и Дмитрия Каварги.

В инсталляции «Лица запаха» группы «Куда бегут собаки» многочисленные нюхательные трубки газоанализирующих датчиков исследуют ароматический портрет посетителя, который затем визуализируется с помощью фоторобота. Для этого потребовалась беспрецедентная по масштабам работа международной команды инженеров и производителей.

Дмитрий Морозов построил саунд-инсталляцию DNA SA. Она представляет собой технологическое воплощение человеческой ДНК и воспроизводит живые выступления участников сообщества Soundartist, при этом каждый посетитель может стать соучастником музыкального исполнения.

Специалист по биоморфным устройствам, художник Дмитрий Каварга создает объекты-роботы, напоминающие фрагменты природного мусора, которые уползают от человека при его приближении. В сознании возникает конфликт: робот совершает нелогичные, но вместе с тем исполненные интерактивности движения, а желание тактильного контакта сопровождается замешательством. Так непривычные схемы интерпретаций призваны обогатить и обновить механизм человеческого восприятия.

В числе российских участников можно увидеть и петербургского художника Михаила А Креста, создавшего bragoclock-klaxon NIHIL OCCULTUM — устройство, функционирующее на основе процесса брожения. Образующийся углекислый газ наполнит геодезический шар, который неминуемо лопнет под его тяжестью.

Экспонатами выставки стали и последние модели гибридных автомобилей Lexus GS 450h и RX 450h, в которых разместилась аудиовизуальная инсталляция художника Patrick K.-H.

На выставке показана мультиэлектродная матрица, которую нейроматематик Михаил Бурцев использует в опытах по построению нейрогибридных систем. Нейрогибридные системы соединяют в единое целое живые клетки мозга и тело робота. В результате сети нейронов обретают новое тело, а робот — мозг. Такой гибридный синергетический инструмент используется учеными для исследования процессов самоорганизации, протекающих в мозге и порождающих сознание каждого из нас. В этом смысле работа Михаила Бурцева символически обобщает содержание произведений всей экспозиции, указывая на главный источник и цель научно-художественных экспериментов — осознать феномен человеческой жизни и раскрыть загадку его сознания.

Участники: Ральф Беккер (Ralf Baecker), Михаил Бурцев, Райан Вулф (Ryan Wolfe), Эвелина Домнич и Дмитрий Гельфанд (Evelina Domnitch and Dmitry Gelfand), Жильвинас Кемпинас (Zilvinas Kempinas), Дмитрий Каварга, Михаил А Крест sator ArXeNeKrOHeN, творческое объединение «Куда бегут собаки», Агнес Майер-Брандис (Agnes Meyer-Brandis), Джон Маккормак (Jon McCormack), Дмитрий Морозов, Юлиус Попп (Julius Popp), группа Reconnoitre: Гэвин Бейли, Том Корби, Джонатан Маккензи (Gavin Baily, Tom Corby, Jonathan Mackenzie), Patrick K.-H.

Источник: artplay.ru

Комментарий редактора: Доки по гибридным автомобилям японцы в очередной раз решили показать свои высокие технологии на правильном фоне — в интеллектуальной среде, с привлечением современного «научного искусства», science art. Направление модное, передовое, за ним чувствуется большое будущее. Но как зритель поворчу: в нем всегда было сложно удержать равновесие. Шаг вправо, шаг влево — и уже перебор: произведение рискует превратиться в монтажный стол или наглядное пособие по электрике. Стоит слишком увлечься научной составляющей — и вот уже замысел не считывается без бумажки и к произведению визуального искусства нужно приставлять волонтера, который объяснит что-то на уровне своего собственного понимания. И наоборот: если автор слишком концентрируется на декоративной стороне, то он рискует увязнуть на территории современного дизайна. В это раз тоже баланс между искусством и наукой удается удержать не всем, даже в рамках классного дорогого выверенного кураторского проекта. По моим ощущениям, почти половине произведений остро требовались «толмачи» в белых халатах, которые лихо трактовали научные смыслы, пользуясь отсутствием физиков среди посетителей.

Если пришел смотреть, то слушать скучно. Тем более что были и эффектные вещи, понятные без слов. Например, понравились «Исследования внутреннего света» американца Райана Вульфа. Внутри полых стеблей живых хвощей вшиты светодиоды, поддерживающие фотосинтез. Такое искусственное солнце внутри растений — симбиоз и конверсия энергий.

Совершенно сюрреалистически смотрелась и витающая в воздухе петля из пленки, поддерживаемая струей от двух направленных вентиляторов. «Сайнс» (научность) в объекте американца Жильвинаса Кемпинаса «О (между вентиляторами)» притянут, но как дизайнерская находка вещь интересная. Вспомнился фен на московской выставке «дадаистов», который летал по воздуху на собственной реактивной тяге. Просто и притягательно.

Среди лидеров зрительских симпатий можно выделить, пожалуй, две работы. Например, у газоанализаторов группы «Куда бегут собаки» реально собирались очереди. Их автомат «Лица запаха» вроде обнюхивает подошедшего зрителя и формирует на экране его портрет — этакий фоторобот по запаху. В итоге объект превратился в забавный аттракцион: представительницы прекрасной части публики визжали от удовольствия и фотографировали на айфоны свои душистые портреты. Да и хозяева бала японцы тоже были в восторге. Хотя, мне кажется, тут вряд ли обошлось без трюкачества: больно лихо автомат отличал очкариков от тех, кто очков не носит. А уж очки придают сходство любым портретам.

Второй артефакт, приковывающий всеобщее внимание, — «Неопознанные оживающие объекты» Дмитрия Каварги. Два застенчивых биоморфных робота «дышат», двигаются, вращают ноздрями, реагируют на приближение окружающих. У стационарного старшего объекта Каварги есть малый мобильный собрат. Он неуклюже перемещается по помещению и норовит оттянуть на себя все внимание. Мобильный биоморфный робот — гарантия «стоп-эффекта». Примерно такой же впечатление производит собака, при появлении которой все бросают свои интеллектуальные беседы и тянутся ее погладить. Правда, тут реакция обратная: биоморфному объекту не нравится, когда его гладят. Он старается уклониться от контакта с публикой.

Выставка удается, когда она хотя бы какое-то время «не отпускает», заставляет выявлять и развивать смыслы. Hybrid Art — это разговор о будущем не в техническом, а скорее в философском смысле. Она входит в процесс привыкания к меняющемуся миру, конвергенции техники и биологии, синергии новых миров. То, что вчера пугало и казалось немыслимым, сегодня воспринимается с неподдельным интересом. И Lexus Hybrid Art тактично помогает преодолевать дискомфорт радикальных новаций.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20120719_ha.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20120719_ha.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».