Art Investment

«ŽEN d’АРТ. Гендерная история искусства в постсоветском пространстве: 1989–2009» в ММСИ

Организаторы экспозиции впервые пытаются представить и исследовать двадцатилетний опыт российского гендерного искусства

Сегодня, 10 сентября, в Московском музее современного искусства (Петровка, 25) состоится открытие выставки «ŽEN d’АРТ. Гендерная история искусства в постсоветском пространстве: 1989–2009».

Одним из захватывающих сюжетов постсоветской России стал гендерный дискурс. Слова «гендер» и «феминизм» появляются в нашем лексиконе одновременно со словами «перестройка», «демократия», «плюрализм». На руинах советского строя возникают практики искусства, определившие эти новые качества общественного пространства, — в частности, радикальный акционизм, получивший широкое признание и уже вписанный в историю, и гендерное искусство, впервые представленное на этой выставке как художественное явление.

Утверждение женского взгляда и проблемы взаимодействия полов в отечественном актуальном искусстве сопряжены со спецификой постсоветского контекста. Советская политика, уравнивая в правах мужчин и женщин, привела к андрогинному нивелированию половых различий в обществе. Это, однако, не противоречило презентации в идеологическом пространстве женственности, понимаемой через материнскую функцию. Эта специфика национального контекста определила особенности языка, стратегий и актуальной проблематики российского гендерного искусства девяностых годов.

На волне всеобщего интереса к гендерному искусству в начале 1990-х складываются и начинают активно работать на базе университетских исследований организация «Идиома» в Москве и «Кибер-фемин-клуб» в Петербурге в центре искусств на Пушкинской, 10. Они становятся неформальными объединениями женщин-художниц и в отсутствие институциональной поддержки гендерного искусства разворачивают активную выставочную деятельность. В перспективе коллективных тематических выставок художниц и художников, их персональных проектов раскрываются рост гендерного самосознания, развитие образности и проблематики гендерного искусства.

Выставка в Московском музее современного искусства является первой попыткой представить и исследовать двадцатилетний опыт российского гендерного искусства, ориентируясь на этапы его недолгой истории. Музейное пространство располагает к воссозданию фрагментов наиболее значимых выставок, что также позволяет сохранить первоначальный контекст репрезентации произведений в перспективе формирования языка гендерного искусства. В названиях разделов, составляющих выставку, нашли отражение основные термины гендерного искусства представленного периода: маскарад идентичностей, границы гендера, рефлексия культурных кодов, экзальтация материнского, археология ментального, уязвимость и другие. Тематическое деление вкупе с маркированием произведений исторической документацией создает оптику для лучшего понимания гендерных аспектов художественного произведения. Произведения хорошо известных художниц и художников органично соседствуют с проектами, оставшимися до сих пор в тени истории и вместе формируют многогранную панораму постсоветского гендерного искусства.

На выставке представлены работы Натальи Абалаковой, Семена Агроскина, Анны Альчук, Татьяны Антошиной, Анны Броше, Виты Буйвид, Ирины Вальдрон, Светланы Виккерс, Герман Виноградов, «ВМС» (Анна Абазиева, Елена Ковылина), Илоны Гансовской, Людмилы Горловой, Александры Дементьевой, Елены Елагиной, Анатолия Жигалова, Ларисы Резун-Звездочётовой, Ольги Зиангировой, Наталии Каменецкой, Елены Ковылиной, Марины Колдобской, Марии Константиновой, Нины Котёл, Татьяны Либерман, Марины Любаскиной, Наталии Мали, Алёны Мартыновой, Беллы Матвеевой, Мэрилин Монро (Владислава Мамышева-Монро), Лизы Морозовой, Татьяны Назаренко, Ирины Наховой, Анастасии Нелюбиной, Марины Обуховой, Марии Овчинниковой, Марины Перчихиной, Татьяны Петровой, Веры Сажиной, Айдан Салаховой, Вики Самойловой, Оксаны Саркисян, Татьяны Спасоломской, Ольги Тобрелутс, Наталии Турновой, Ольги Флоренской, ФНО, Натальи Першиной-Якиманской и Ольги Егоровой (Глюкля и Цапля), Татьяны Хенгстлер, Веры Хлебниковой, Ольги Чернышевой, группы «Четвертая высота» (Катя Каменева, Галина Смирнская, Дина Ким), Марии Чуйковой, Алены Шаховской.

Выставка открыта для публики с 11 сентября до 31 октября 2010 года.

Источник: rah.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100910_gendernaya_istoriya_rah.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100910_gendernaya_istoriya_rah.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».