«Европейский рисунок XVI — XIX веков» в Радищевском музее
Экспозиция проходит в рамках проекта «Собиратели. Частное коллекционирование в России XVIII — XX века»
В Радищевском музее (Саратов) в рамках проекта «Собиратели. Частное коллекционирование в России XVIII — XX века» проходит выставка «Европейский рисунок XVI — XIX веков».
Наряду с новой возможностью коснуться, на примере европейского рисунка, истории музейного комплектования, представить ее в «лицах», упомянув как можно больше имен собирателей, в графических залах осуществлена идея показа-публикации одной из уникальных и при этом малоизвестных музейных коллекций. Это стало возможным в связи с изданием в 2008 году очередного тома научного каталога музейного собрания, посвященного зарубежному искусству, в том числе собранию рисунка. Каталог, ставший итогом многолетней работы сотрудников отдела зарубежного искусства, зафиксировал современный уровень представлений о данной коллекции, касающихся основных атрибуционных моментов — подлинности, авторства, датировок, иконографии.
По сравнению с другими обширными разделами фонд европейского рисунка невелик — он насчитывает не более 150 работ. Тем не менее он охватывает широкий хронологический диапазон — с XVI до XX века включительно, представляя, таким образом, произведения мастеров разных эпох, ведущих европейских школ, ряда стилевых направлений. Формирование этой коллекции началось с фигуры основателя музея А. П. Боголюбова, благодаря которому в Саратове оказалась группа редких рисунков художников XIX века, в основном французской школы. Лучшие из них (работы К. Коро, О. Ахенбаха, А. Невиля, Э. Изабе, Ж. Жерома, Т. Гюдена) недавно были показаны зрителям в одной из экспозиций цикла «Графический альбом». В первые годы после открытия музея сюда поступили многочисленные дары частных лиц, среди них — петербуржцев А. А. Журавлева (1886) и А. М. Зака (1887), в составе которых представлена европейская оригинальная графика. Многие ценные пожертвования были сделаны саратовцами, среди них губернатор М. Н. Галкин-Враской (1916). Следующей страницей музейной истории, продолжившей формирование данной коллекции, стали послереволюционные годы, когда в музей из разных источников (Государственный музейный фонд, саратовские учреждения и организации — университет, отдел ИЗО, общество истории, археологии и этнографии) поступали предметы, происходившие из частных коллекций, национализированных или переданных на хранение их владельцами. Так в музее оказались замечательные художественные реликвии из коллекций Юрьевичей (1919), П. В. Деларова (1919), Васильчиковых (1920), графов Орловых-Давыдовых (1922), князей Горчаковых (1922). В те же годы европейские рисунки поступали и непосредственно от собирателей — Д. А. Юматова (1921), В. Г. Памфилова (1926). Еще одним весомым вкладом стали работы, переданные в 1966 году потомками А. В. Прахова. Собирательский масштаб каждого из них, разумеется, был неодинаков, сведения о некоторых именах остаются крайне скупыми. Именно европейская оригинальная графика, находившаяся в коллекциях перечисленных лиц, составила материал графического раздела выставки «Собиратели. Частное коллекционирование в России XVIII-XX века».
Первый зал, посвященный рисунку так называемых старых мастеров, включает листы XVI — XVIII веков большинства ведущих европейских школ — немецкой, итальянской, французской, голландской, фламандской. «Ядро» этой небольшой коллекции составляют 12 листов из собрания графов Орловых-Давыдовых, большинство из которых включено в экспозицию. Основатель коллекции граф Владимир Петрович Орлов-Давыдов (1809–1882) — писатель, почетный член Академии наук, действительный статский советник, покровитель многих русских художников за границей. В 1830-е им было предпринято путешествие по Италии, что объясняет преобладание рисунков итальянской школы. Это динамичный и раскрепощенный по манере лист с изображением «Святого Себастьяна» Лодовико Карди — мастера, обладавшего в духе эпохи Ренессанса широчайшим профессиональным кругозором (он был живописцем и рисовальщиком, а также скульптором, архитектором, поэтом и музыкантом).
Авторство тонкого и вместе с тем энергичного рисунка «Солдатский привал» связывается специалистами с именами великих Сальватора Розы и Франсуа Буше. Настоящий шедевр музейного собрания — лист «Танец» Джованни Доменико Тьеполо. Этот выдающийся венецианский живописец, рисовальщик и гравер оставил многочисленные рисунки, отличающиеся особой, полной юмора, авторской интонацией. Из той же коллекции происходят рисунок «Братья узнают Иосифа» талантливого генуэзского рисовальщика Карло Альберто Баратта и «Сабиняне, отправляющиеся на игры к римлянам», являющийся качественной зарисовкой с несохранившегося фрескового фриза Полидоро да Караваджо. И для французских мастеров XVIII века, таких как Шарль-Жозеф Натуар, итальянская почва была крайне благодатной для творчества. Этого художника, известного своими многочисленными, совместными с Ф. Буше, декоративными росписями и эскизами шпалер, в одном из циклов привлек восточный колорит истории Клеопатры («Цезарь возвращает Клеопатре корону Египта»). Увлеченность итальянским искусством прочитывается в рисунке «Сатиры и нимфы» французского художника Пьера Лелю, ученика Ф. Буше. Немецкий рисунок в собрании Орловых-Давыдовых представлен работой аугсбургского мастера Иоганна Матиаса Кагера «Мадонна во славе», выполненной в традициях ранних канонических композиций, и листом «Ангел с ребенком», христианский сюжет которого получил широкую интерпретацию в европейском искусстве.
Из знаменитого собрания историка искусства и археолога Адриана Викторовича Прахова (1846–1916) происходят превосходные рисунки: «Моление о чаше», артистичная манера которого, сочетающая пластическую и светотеневую разработку формы, позволяет традиционно связывать его с итальянской школой, «Иоанн Креститель» генуэзца Джованни Батиста Паджи, отличающийся легкостью и прозрачной чистотой, а также «Жанровая сцена» фламандского живописца Теобальда Мишо, работавшего в духе голландских мастеров XVII века.
Отдельную группу составляют работы, поступившие в 1924 году из музея при историко-филологическом факультете Саратовского университета. Из них в экспозиции — подготовительный рисунок «Изгнание из рая» Пьетро да Кортона, одного из создателей барочного стиля в живописи, и каллиграфический жанровый лист голландской школы «Селение на берегу». Их предшествующая принадлежность к той или иной коллекции подразумевается, хотя пока не определена, привлекает же их высокое качество.
Экспозицию рисунка старых мастеров завершает монументальный эскиз Вильгельма Каульбаха «Притча о злом рабе» на евангельский сюжет, повествующий о прощенном должнике, не прощающем своего должника (собрание А. А. Журавлёва). Работа немецкого академического живописца XIX века, тяготевшего к неоренессансу, характеризуется классицистической ясностью композиции и безупречным рисунком, позволяющими рассматривать его в ряду исторических предшественников.
Второй зал отведен европейскому рисунку XIX столетия. Основной массив этих поступлений происходит из коллекции Юрьевичей, художественная часть которой была передана в Радищевский музей в первые послереволюционные годы.
Ее первым владельцем был Семён Алексеевич Юрьевич (1798–1865), облик которого запечатлен в профильном карандашном портрете Ф. Крюгера. Он происходил из знатного старинного рода, ко времени его рождения уже сильно обедневшего. Окончив кадетский корпус, осуществил успешную военную карьеру, достигнув звания генерал-адъютанта. Прежде всего известен как один из наставников наследника цесаревича Александра Николаевича (впоследствии императора Александра II), которому преподавал фортификацию и артиллерию, а также польский язык. Впоследствии заведовал его перепиской. Служба Юрьевича в качестве помощника воспитателя наследника русского престола продолжалась около четверти века. Не случайно в его руках хранились любовно собранные реликвии, связанные с личностью Александра II, главным образом с его детскими и юношескими годами: конногвардейский мундир пятилетнего наследника, карта России, нарисованная его рукой, осколок стекла кареты, в которой император был смертельно ранен.
В 1830-е Юрьевич сопровождал наследника в длительных путешествиях, предпринятых с образовательными целями, по России и странам Европы. Вероятно, именно тогда он стал собирателем, приобретая на память или получая в дар живопись, рисунки и акварели, гравированные альбомы, скульптуру русских и европейских авторов. Этим объясняется соседство в его коллекции высокохудожественных памятников и предметов сувенирного характера, приобретших, с ходом времени, несомненное историко-культурное значение.
Основной массив составили произведения первой половины XIX века, из них в экспозицию включена европейская графика. Количественно преобладают видовые акварели и рисунки, в которых запечатлены архитектурные достопримечательности Рима и Италии, живописные уголки европейской природы, национальные типы, узнаваемые жанровые сценки, многие из них — с яркой этнографической окраской. Центральное место в их ряду отведено листу «Ворота кладбища», недавно атрибутированному как работа знаменитого немецкого романтика К. Д. Фридриха.
Среди других авторов — голландский исторический живописец, жанрист и портретист И. Й. Верфлуг («Старый рынок во Флоренции»), итальянцы Ф. Мели («Музыканты»), Дж. Д. Треска («Монастырь в Мессине»), художник немецкого происхождения Шуппе («Сражение казаков с турками»), швейцарский пейзажист, мастер цветочных композиций А. М. Альмерас («Два монаха», «Цветы», сопровожденные сентиментальной надписью). Вместе с работами безымянных авторов они дают представление о типичном пласте художественной культуры XIX века, не лишенном профессиональной мастеровитости, вкуса и одухотворенности.
К «сувенирной» тематике графики из коллекции Юрьевича близки две миниатюрных акварели голландских художников К. Апостола и Г. Ламбертса, запечатлевших облик саардамской достопримечательности — дома Петра I. Они поступили в музей в 1916 от Михаила Николаевича Галкина-Враского (1834–1916). Действительный тайный советник, саратовский губернатор в 1870-е годы, был активным сторонником идеи создания в провинции общедоступного музея, завещал ему свои художественные ценности, в том числе и европейские рисунки. Среди них — «Странствующие музыканты перед часовней» О. Верне — представителя известной французской художественной фамилии, живописца, рисовальщика, гравера, работавшего в Париже, Риме и несколько лет в России.
Жанровую палитру экспозиции дополняет эффектный «Портрет молодой дамы» В. Видаля (собрание князей Горчаковых), выполненный в технике пастели, которой этот французский художник владел профессионально.
Его соотечественник К. Гис — представитель искусства новой художественной эпохи, изменившей стиль и изобразительный язык. «Прогулка» — искрометная зарисовка излюбленного автором мотива, предвосхищающая открытия графики следующего столетия.
Открытию графического раздела выставки предшествовала большая подготовительная работа сотрудников нескольких музейных отделов и служб. Ее показ в таком объеме стал возможен в том числе благодаря профессиональным мероприятиям музейного реставратора графики А. Н. Коневцевой, подготовившей в 2010 году на базе музейной мастерской и в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря (Москва) ряд произведений, в том числе:
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100622_risunok_saratov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100622_risunok_saratov.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.