Фонд «Эра» показывает «Живую графику»
Сегодня в фонде «Эра» открывается выставка Вячеслава и Анны Колейчук под названием «Живая графика»
Сегодня в фонде «Эра» (Трубниковский переулок, 13/1) открывается выставка «Живая графика» Вячеслава и Анны Колейчук, на которой зрители смогут увидеть объекты, инсталляции, и перформансы.
Может ли зритель мыслить как художник и переживать как он? Фонд «Эра» представляет пространственные объекты Вячеслава Колейчука, супрематические композиции Анны Колейчук и фрагменты перформанса «Путешествие квадратика», являющегося частью их совместного проекта «Тотальный театр». Все три части проекта — изоморфы движения. Движение здесь во всем, оно захватывает, увлекает, подчиняет себе.
Когда-то Франциско Инфантэ начал свой путь ни много ни мало с освоения бесконечности; Вячеслав Колейчук создает парадоксы. Поколение шестидесятых, к которому они оба принадлежат, мы, прагматики, с легкой завистью называем романтическими концептуалистами. А они просто не знали, что брались за невозможное, — и потому у них получилось.
Вячеслав Колейчук и его дочь Анна — архитекторы, дизайнеры, художники (оставляем за скобками многочисленные регалии). Они делают «невозможные», условно говоря, немыслимые объекты, инсталляции, перформансы. Многие годы они занимаются психологией искусства, свойствами пространства, всего, что в нем и с ним происходит, и, естественно, того, что в нем можно сделать при помощи возможностей современной механики, оптики, аудио- и видеоарта. Результат их трудов воспринимается как чудо, но на самом деле художники просто возвращают нам нашу же, чисто человеческую способность видеть и осознавать. И удивляться.
У истоков проекта стоит Вячеслав Колейчук, автор «светостереографики», вначале бывшей лишь экспериментированием с эффектами стереоскопического зрения. Сейчас это преобразование мнимых математических объектов в иллюзорные. Видишь стоящий на столе сверкающий стакан, тянешься к нему, а рука встречает лишь светящуюся пустоту… В основе «светостереографики» лежит принцип создания иллюзорного объекта в пространстве направленными световыми потоками. Со временем технический прием усложнился, сложился особый художественный язык, стиль, направления…
Так появилась «Живая графика».
Первыми произведениями «живой графики» Вячеслава Колейчука стали «стереоремиксы» известных объектов визуального искусства, объекты на основе стереоэффектов и композиции, посвященные русским конструктивистам. Потом художник начал работать с графическими кодами пространства. Потом был его знаменитый «Стереокуб». Сегодня уже можно говорить об авторской культуре визуальной среды.
Секрет почти магической притягательности работ Вячеслава Колейчука кроется в присущем ему чувстве меры, восходящем к натурфилософии древних — «ничего слишком». Математические гармонии у него становятся видимыми. Работа с этой хрупкой материей требует деликатности и точности. Отсюда — кажущийся перфекционизм автора. При этом материал часто сознательно не эстетизируется, чтобы «работать» вторым планом. Но красота логики конструкции, наверное, помимо воли автора, сообщает его объектам своеобразную аттрактивность.
Идею превращений мнимой, иллюзорной и объективной реальностей — путем перехода из «оп» в «видео», — обдумываемую еще в период стереоинсталляций, Вячеслав Колейчук воплотил в концепции «Тотального театра». На протяжении последних пятнадцати лет Анна Колейчук разрабатывает ее в своих аудиовизуальных композициях.
Анна Колейчук — одна из немногих, кто развивает традиции классического авангарда в театре. Спектакль «Путешествие квадратика» — это мультимедийное действо, в котором технологии стереографики, аудио- и видеоперформанс насыщены эстетикой супрематизма. В экспозицию включены лишь фрагменты спектакля, но в них можно видеть виртуозные звуко-свето-цветоморфные трансформации, с которыми экспериментирует художница. В то же время в своих композициях и инсталляциях — например, таких, как «Тарелки для двенадцати…», Анна Колейчук переосмысливает эстетику классического авангарда. Она движется в русле нового синкретизма, где творческая воля соединяет несоединимое. Ее система построена на универсальности функции созидания, а потому художница равно умеет выявить этот сакральный смысл сущего и в супрематической форме бытового предмета, и в символике ритуала японской трапезы.
Проект «Живая графика» — логичный итог большого этапа сотрудничества двух художников. Их позиция серьезна и профессиональна. Они знают — зачем. Они развивают традицию «умного» искусства, не гоняясь за легкой популярностью. Они не работают «на тираж», и каждая их выставка, проект — это очередная задача, решение которой интересно.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090415_koleichuk.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090415_koleichuk.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.