Советский конструктивизм в британской галерее Тейт
В лондонской галерее Тейт недавно открылась выставка, посвященная творчеству двух крупнейших представителей русского авангарда — Александра Родченко и Любови Поповой
В лондонской галерее Тейт недавно открылась выставка, посвященная творчеству двух крупнейших представителей русского авангарда — Александра Родченко (1891–1956) и Любови Поповой (1889–1924). Деятельность этих художников неразрывно связана со стилистическими и теоретическими основами советского конструктивизма. Они отрицали идею «искусства ради искусства» и считали, что оно должно служить и социальным потребностям. Экспозиция в галерее Тейт называется «Родченко и Попова: Определяя конструктивизм» и объединяет работы этих двух авторов, созданные в период с 1917-го по 1925 год.
Октябрьская революция 1917 года стала одним из величайших переворотов XX века. Ее лидеры стремились к созданию нового общества, которое бы формировалось в соответствии с их радикальной социальной программой. Конструктивизм должен был содействовать выработке новых форм в искусстве, которые бы способствовали построению этого нового общества. С развитием промышленности представители этого движения оказались под влиянием современных машин и технологий и часто использовали в своих работах материалы из этой сферы. Многие конструктивисты считали себя не художниками, а скорее инженерами — инженерами зрительного восприятия.
Произведения Родченко и Поповой, представленные в экспозиции, наглядно демонстрируют то влияние, которое они оказали на моду, прессу, театр, кино и дизайн XX века. На выставке можно увидеть киноафиши Родченко к фильмам «Броненосец Потёмкин» Сергея Эйзенштейна (1925), «Шестая часть мира» Дзиги Вертова (1926) и др..
Среди наиболее интересных работ также можно отметить серию полотен 1917–1921 годов. Это циклы Поповой «Живописная архитектоника» и «Пространственно-силовые конструкции», а также произведения, экспонировавшиеся в 1921 году на выставке «5 х 5 = 25», которую Родченко и Попова организовали вместе со своими коллегами Александрой Экстер, Александром Весниным и Варварой Степановой. В их число входит знаменитая серия монохромных полотен Родченко «Чистый красный цвет», «Чистый желтый цвет» и «Чистый синий цвет».
Творческий путь Любови Поповой, к сожалению, завершился в 1924 году — художница скончалась от скарлатины в возрасте 35 лет. Но конструктивизм продолжал развиваться; с 1925 года его представители увлеклись документальной фото- и киносъемкой на улицах. Прекрасное подтверждение тому можно найти в работах Родченко, представленных на выставке. В них автор мастерски запечатлел новую советскую архитектуру, а также облик ключевых представителей движения конструктивизма.
Выставка в галерее Тейт продлится до 17 мая, а затем переместится в греческий Государственный музей современного искусства в Салониках, где пробудет с 18 июня по 20 сентября. А с 19 октября 2009-го по 31 января 2010 года экспозицию можно будет посетить в испанском Национальном Центре искусств имени королевы Софии в Мадриде.
Материал подготовила Екатерина Онучина
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090216_rodchenko_popova_at_tate.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090216_rodchenko_popova_at_tate.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.