Объекты Яёи Кусама радуют Париж
ARTinvestment.RU 23 июля 2008
В парижском парке Ля Виллетт проходит выставка одной из самых знаменитых японских художниц, легенды «протестных 60-х» Яёи Кусама
С 11 июля в парижском парке Ля Виллетт (Parc de la Villette) можно увидеть розовые надувные шары в черный горошек. Большинство из них — огромных размеров, и в некоторые можно даже зайти. Создательница шаров — 79-летняя японская художница Яёи Кусама (Yayoi Kusama), для которой мотив «в горошек» такая же «торговая марка», как синий цвет для Ива Кляйна (Yves Klein) или пауки для Луиз Буржуа (Louise Bourgeois). Наряду с Йоко Оно (Yoko Ono), Кусама является одной из самых известных художниц эпохи расцвета контркультуры в США. Ее мягкие скульптуры, покрытые разноцветными точками, стали одним из символов «психоделических 60-х».
В детстве Кусама страдала галлюцинациями. «Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто. Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась. Я знала, что должна бежать прочь, чтобы чары красных цветов не лишили меня жизни. Я в отчаянии побежала вверх по лестнице. Ступеньки стали разрушаться под моими ногами, и я упала с лестницы, повредив ногу». С тех пор девочка стала видеть различные мотивы, самым главным из которых стал узор «в горошек». Обстановка в семье Кусама была напряженной: властная мать часто била девочку, указывала, что делать, и что носить, а когда та подросла, собралась выдать ее замуж за богатого молодого человека, с которым Яёи даже не встречалась. «Я ненавидела себя», — позже призналась она. Искусство стало для девушки спасением. В нем находили выражение те навязчивые образы, которыми полнилось ее сознание.
В 1957 году начинающая художница уехала в Нью-Йорк, где сразу же активно влилась в творческую жизнь города. Лучшим другом и поклонником девушки стал американский сюрреалист Джозеф Корнелл (Joseph Cornell), известный своими поэтическими композициями из милых бесполезных вещиц. Деятельность Кусама в тот период не ограничивалась созданием скульптур из ткани и картин «в горошек». Она строила инсталляции, делала коллажи и фотоколлажи, создавала непонятные модели одежды и даже сняла экспериментальный фильм. Но более всего художница запомнилась своими перформансами, ставшими яркой частью «протестной» культуры бурных 1960-х. Она устраивала хэппенинги, на которых покрывала обнаженные тела своих друзей и приглашенных актеров своими «фирменными» цветными точками. Главным лозунгом художницы был Love forever — «Любовь навсегда». Видеозаписи и фото ее перформансов показывают счастливых хиппи, слившихся в любовном объятии, и миниатюрную японскую девушку в диковинном наряде, разрисовывающую их тела разными цветами. Она также создала наряд для первой гей-свадьбы в Нью-Йорке — платье, куда поместились оба «новобрачных». Вместо Библии на необычной свадьбе был нью-йоркский телефонный справочник.
Творчество Кусама относили к таким ключевым течениям 1960-х, как поп-арт, перформанс-арт, оп-арт (optical art), психоделическое искусство, новый реализм, минимализм. Ее искусство также называли «пост-минималистическим» и «пост-гипнотическим». Творения японской художницы превозносили и включали в свои коллекции такие знаменитые деятели искусства, как Фрэнк Стела (Frank Stella) и Дональд Джадд (Donald Judd). Последний даже некоторое время был ее бойфрендом. Но, тем не менее, финансового процветания в Америке Яёи Кусама так и не достигла. В 1973 году она вернулась в Японию и поселилась в психиатрической лечебнице, где живет по сей день. В своей родной стране она обрела известность как писательница. Ее роман The Hustlers Grotto on Christopher Street даже получил престижную литературную премию.
За те годы, что Яёи жила вне Соединенных Штатов, многие из ее работ потерялись или были разрушены. Художницу порядком подзабыли. Но в конце прошлого века кураторы самых известных американских музеев решили возродить интерес к ее творчеству. В 1998–1999 годах выставки произведений Яёи Кусама прошли в Художественном музее округа Лос-Анджелес (LACMA), Музее современного искусства в Нью-Йорке (NY MOMA), Центре искусств Уокера в Миннеаполисе (Walker Art Center) и т. д. Выставки прошли с огромным успехом.
Большие мягкие шары, которые можно сейчас увидеть в Париже, выполнены в розовом цвете. Для Кусама этот цвет символизирует радость и любовь. Согласно философии Кусама, искусство должно приносить в этот мир радость и удовольствие. Создание скульптур, картин и инсталляций уже многие годы помогает художнице справиться с навязчивыми идеями. «Если бы не искусство, то я бы давно покончила жизнь самоубийством», — говорит она.
Работы Яёи Кусама можно увидеть в парке Ля Виллетт до 17 августа.
Источники:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080723_yayoi_kusama.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080723_yayoi_kusama.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн