Объекты Яёи Кусама радуют Париж
ARTinvestment.RU   23 июля 2008

В парижском парке Ля Виллетт проходит выставка одной из самых знаменитых японских художниц, легенды «протестных 60-х» Яёи Кусама

С 11 июля в парижском парке Ля Виллетт (Parc de la Villette) можно увидеть розовые надувные шары в черный горошек. Большинство из них — огромных размеров, и в некоторые можно даже зайти. Создательница шаров — 79-летняя японская художница Яёи Кусама (Yayoi Kusama), для которой мотив «в горошек» такая же «торговая марка», как синий цвет для Ива Кляйна (Yves Klein) или пауки для Луиз Буржуа (Louise Bourgeois). Наряду с Йоко Оно (Yoko Ono), Кусама является одной из самых известных художниц эпохи расцвета контркультуры в США. Ее мягкие скульптуры, покрытые разноцветными точками, стали одним из символов «психоделических 60-х».

В детстве Кусама страдала галлюцинациями. «Однажды я смотрела на скатерть в красный цветочек. Посмотрев вверх, я вдруг увидела, что те же самые цветы покрывают потолок, окна, стены, всю комнату, мое тело и вселенную. Я почувствовала, что самоуничтожаюсь, растворяюсь в бесконечности времени и пространства, превращаюсь в Ничто. Я поняла, что это происходит не в моем воображении, а наяву, и испугалась. Я знала, что должна бежать прочь, чтобы чары красных цветов не лишили меня жизни. Я в отчаянии побежала вверх по лестнице. Ступеньки стали разрушаться под моими ногами, и я упала с лестницы, повредив ногу». С тех пор девочка стала видеть различные мотивы, самым главным из которых стал узор «в горошек». Обстановка в семье Кусама была напряженной: властная мать часто била девочку, указывала, что делать, и что носить, а когда та подросла, собралась выдать ее замуж за богатого молодого человека, с которым Яёи даже не встречалась. «Я ненавидела себя», — позже призналась она. Искусство стало для девушки спасением. В нем находили выражение те навязчивые образы, которыми полнилось ее сознание.

В 1957 году начинающая художница уехала в Нью-Йорк, где сразу же активно влилась в творческую жизнь города. Лучшим другом и поклонником девушки стал американский сюрреалист Джозеф Корнелл (Joseph Cornell), известный своими поэтическими композициями из милых бесполезных вещиц. Деятельность Кусама в тот период не ограничивалась созданием скульптур из ткани и картин «в горошек». Она строила инсталляции, делала коллажи и фотоколлажи, создавала непонятные модели одежды и даже сняла экспериментальный фильм. Но более всего художница запомнилась своими перформансами, ставшими яркой частью «протестной» культуры бурных 1960-х. Она устраивала хэппенинги, на которых покрывала обнаженные тела своих друзей и приглашенных актеров своими «фирменными» цветными точками. Главным лозунгом художницы был Love forever — «Любовь навсегда». Видеозаписи и фото ее перформансов показывают счастливых хиппи, слившихся в любовном объятии, и миниатюрную японскую девушку в диковинном наряде, разрисовывающую их тела разными цветами. Она также создала наряд для первой гей-свадьбы в Нью-Йорке — платье, куда поместились оба «новобрачных». Вместо Библии на необычной свадьбе был нью-йоркский телефонный справочник.

Творчество Кусама относили к таким ключевым течениям 1960-х, как поп-арт, перформанс-арт, оп-арт (optical art), психоделическое искусство, новый реализм, минимализм. Ее искусство также называли «пост-минималистическим» и «пост-гипнотическим». Творения японской художницы превозносили и включали в свои коллекции такие знаменитые деятели искусства, как Фрэнк Стела (Frank Stella) и Дональд Джадд (Donald Judd). Последний даже некоторое время был ее бойфрендом. Но, тем не менее, финансового процветания в Америке Яёи Кусама так и не достигла. В 1973 году она вернулась в Японию и поселилась в психиатрической лечебнице, где живет по сей день. В своей родной стране она обрела известность как писательница. Ее роман The Hustlers Grotto on Christopher Street даже получил престижную литературную премию.

За те годы, что Яёи жила вне Соединенных Штатов, многие из ее работ потерялись или были разрушены. Художницу порядком подзабыли. Но в конце прошлого века кураторы самых известных американских музеев решили возродить интерес к ее творчеству. В 1998–1999 годах выставки произведений Яёи Кусама прошли в Художественном музее округа Лос-Анджелес (LACMA), Музее современного искусства в Нью-Йорке (NY MOMA), Центре искусств Уокера в Миннеаполисе (Walker Art Center) и т. д. Выставки прошли с огромным успехом.

Большие мягкие шары, которые можно сейчас увидеть в Париже, выполнены в розовом цвете. Для Кусама этот цвет символизирует радость и любовь. Согласно философии Кусама, искусство должно приносить в этот мир радость и удовольствие. Создание скульптур, картин и инсталляций уже многие годы помогает художнице справиться с навязчивыми идеями. «Если бы не искусство, то я бы давно покончила жизнь самоубийством», — говорит она.

Работы Яёи Кусама можно увидеть в парке Ля Виллетт до 17 августа.

Источники: www.paris-art.com, www.yayoi-kusama.jp, www.artandculture.com, www.indexmagazine.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080723_yayoi_kusama.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080723_yayoi_kusama.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 09.01.2023 Художник недели: Александр Лозовой История Александра Лозового — единственного из живущих художников, который непосредственно учился у мастеров русского авангарда начала ХХ века
  • 19.12.2022 Открыт 147-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Марца, Жоана Миро, Шамиля Надрова, Леонида Ракова, Рустама Рахматулина, Екатерины Сысоевой, Ольги Фадейкиной, Марка Шагала
  • 12.12.2022 Открыт 146-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Азама Атаханова, Марии Васильевой, Дмитрия Воронина, Михаила Дронова, Игоря Кислицына, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Pata (Пааты Мерабишвили), Александра Пучко, Леонида Ракова, Рудольфа Хачатряна, Константина Худякова, Владимира Чибисова
  • 05.12.2022 Открыт 145-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Алексея Гинтовта, Евгения Зевина, Дмитрия Каминкера, Сергея Касабова, Игоря Кислицына, Валерия Мишина, Андрея Молчановского, Андрея Орлова, Александра Переднего, Сергея Потапова, Георгия Смирнова, Игоря Снегура, Екатерины Сысоевой
  • 28.11.2022 Открыт 144-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — произведения Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Константина Батынкова, Леонида Варушкина, Дмитрия Воронина, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Захарова, Владимира Ковальчука, Pata (Пааты Мерабишвили), Андрея Мунца
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх