AI Аукцион «Первые имена» открыт!
По качеству отобранных лотов «Первые имена» можно по праву считать аукционом шедевров: на торги выставлены произведения выдающихся художников, внесших значительный вклад в развитие русского искусства последних трех веков
В каталоге 32 лота: 27 живописных работ, четыре работы в смешанной технике и один лот печатной графики
Каталог AI Аукциона № 475 «Первые имена».
Окончание аукциона в пятницу, 14 апреля, в 12:00.
Комиссионный сбор с покупателей составляет 18 %.
Картины, включенные в каталог юбилейного, 475-го AI Аукциона, привлекают внимание не только громкими фамилиями авторов, но и высокими художественными достоинствами, обуславливающими их несомненную ценность для коллекционеров и исследователей русского искусства. Так, XIX век представлен работами И. К. Айвазовского (1817–1900), А. П. Боголюбова (1824-1896), И. И. Шишкина (1832–1898), А. К. Саврасова (1830–1897), В. И. Сурикова (1848–1916), И. П. Похитонова (1850–1923), И. И. Левитана (1860–1900), В. М. Васнецова (1848–1926).
Среди произведений ХХ века особенно выделяются работы И. Е. Репина (1844–1930), Ф. А. Малявина (1869–1940), К. С. Петрова-Водкина (1878–1939), авангардистов А. И. Мильмана (1886–1930), В. Ф. Степановой (1894–1958), Н. В. Лермонтовой (1885–1921), представителей Парижской школы М. З. Шагала (1887–1985), Маревны (М. Б. Воробьёвой-Стебельской, 1892–1984), С. П. Иванова (Serge Ivanoff, 1893–1983), а также произведения шестидесятников: А. Т. Зверева (1931–1986) Д. П. Плавинского (1937–2012), В. Н. Немухина (1925–2016), Ф. Инфанте-Арана (1943), О. Н. Целкова (1934–2021).
Русское искусство конца XIX — начала ХХ века
БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович (1824–1896) Пароход на Дону. 1869
Холст, масло. 27 × 46,5
Вниманию поклонников творчества мариниста и баталиста Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896) предназначено полотно «Корабль на Дону» (1869). Холст создан по этюдам, выполненным художником во время путешествия по Дону в составе свиты цесаревича Александра Александровича и цесаревны Александры Фёдоровны. Эта увлекательная поездка нашла отражение в опубликованных воспоминаниях автора: «Спускаясь по Дону, пароход часто касался мели, тогда сотни людей из ближайших станиц вброд подходили под его стены и дружным напором плеч протаскивали через отмель, крича весело — “Ура!” Казачки, по пояс в воде, держа в руках детей, махали платками, а посреди всей этой массы народа сидел на лошади, отдавая честь, станичный атаман, которому гофмаршал давал радужную бумажку с наказом угостить всех как следует». Произведение, изображающее речной вид с севшим на мель пароходом и содержащее узнаваемые черты индивидуального стиля живописца, является важным документом эпохи.
САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (1830–1897) Река Яуза у Лосиного острова. 1871
Холст на картоне, масло. 19 × 27,5
САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (1830–1897) Закат. Последняя четверть XIX века
Холст, масло. 54,4 × 36,5
Лирический пейзаж Алексея Кондратьевича Саврасова (1830–1897) «Закат» (1880–90-е) привлекает внимание колористическим решением, особенно оригинальным в трактовке закатного неба, занимающего большую часть композиции и мастерки переданного тончайшими тональными переходами. Полотно отражает характерные черты проникновенных саврасовских пейзажей, отличающихся эмоциональной глубиной, поэтичностью мировосприятия и одухотворенностью природы. Художник был активным приверженцем пленэрной живописи, стремившимся передать естественные краски природы в условиях свободно льющегося света и воздуха, наполняющего пространство. Мотив закатных сумерек, предоставлявший богатый натурный материал, является одним из наиболее часто встречающихся в творчестве пейзажиста.
АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович (1817–1900) Парусник в море. Последняя четверть XIX века
Холст, масло. 16,8 × 22,7
ПОХИТОНОВ Иван Павлович (1850–1923) Длинный мост. Охотники. 1890
Холст на доске, масло. 21,5 × 35
В пейзаже-миниатюре «Длинный мост. Охотники» (1890) Ивана Павловича Похитонова (1850–1923), проживавшего долгое время во Франции и Бельгии, органично соединились лучшие традиции русской и французской живописной школы. Академическая точность в передаче деталей удивительным образом здесь сочетается с легкостью натурного этюда. В работе воплощен излюбленный сюжет художника, который был заядлым любителем охоты. Малый формат произведения требует от автора ювелирной живописи, с чем он блестяще справляется, изображая в мельчайших подробностях осенний пейзаж и уделяя особое внимание передаче болотистой местности, поросшей камышом, а также трактованному в тончайших тональных градациях небесному пространству, занимающему внушительную часть композиции. Работа имеет солидный провенанс и опубликована в каталоге-резоне произведений Похитонова (О. Бертран, Люксембург, 2015, том 1, С. 184-185).
Редкость! Полный комплект! [ШИШКИН Иван Иванович (1832–1898)] 60 офортов профессора Ив. Ив. Шишкина. СПб., А. Ф. Маркс, [1894]
41,5 × 32 × 3,6
Один из главных русских пейзажистов второй половины XIX века, Иван Иванович Шишкин (1831–1898) представлен изданным в Санкт-Петербурге А. Ф. Марксом в 1894 году альбомом из 60 офортов, которые мастер создавал на протяжении двадцати лет. Офорты Шишкина, получившие высокую оценку специалистов и знатоков искусства еще при жизни художника, по праву считаются вершиной отечественной печатной графики. Виртуоз гравюрных техник, Шишкин создавал композиции, которые по своей выразительности не уступали его живописным произведениям. На большинстве альбомных листов, отмеченных изяществом линии и тончайшими тональными нюансировками, изображены панорамные пейзажи в разные времена года, виды Крыма, сцены из крестьянского быта.
ЛЕВИТАН Исаак Ильич (1860–1900) Лунная ночь. Туман. Конец 1890-х
Другие названия: «Лунный пейзаж. Вечер» (конец 1890-х); «Лунные сумерки. Туман» (конец 1890-х); «Лунная ночь» (конец 1890-х)
Холст, масло. 60 × 90,7
АРХИПОВ Абрам Ефимович (1862–1930) Рыбаки. Конец 1890-х — начало 1900-х
Холст, масло. 93,5 × 125
Полотно Абрама Ефимовича Архипова (1862–1930) «Рыбаки» (конец 1890-х — начало 1900-х) входит в известный цикл произведений «Северные деревни», созданный во время путешествия художника на Русский Север, куда он регулярно ездил в 1902–1912. Величественная северная природа, ее неповторимый суровый колорит закономерно обусловили колористическую гамму всей серии, для которой характерно сочетание серо-серебристых и жемчужных оттенков. Художник запечатлел сцену каждодневного труда поморов. В 2003 году работа вошла в состав экспозиции выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина «Мастера Союза русских художников: К 100-летию объединения: Живопись и графика из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и частных коллекций Москвы». В 2015 году экспонировалась в Тверской областной картинной галерее.
ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848–1926) Женский портрет. 1890–1900-е
Холст на картоне, масло. 29,5 × 21
Женский портрет Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), датированный 1890–1900-ми годами, является примером эталонных живописных образов художника, исполненных легко и воздушно. Художник воплощает возвышенный романтический облик молодой привлекательной незнакомки. Работу отличает высокий уровень мастерства, точность в передаче внешнего облика и одновременно стремление к раскрытию индивидуальности модели и ее внутреннего состояния. Нежная цветовая гамма полотна дополняет образ и строится на сочетании оттенков розового, зеленого, коричневого и бежевого. Благодаря высокому уровню профессионализма Васнецов создает психологический портрет, отличающийся живостью и достоверностью.
ПЕТРОВ-ВОДКИН, Кузьма Сергеевич (1878–1939) Отдых под деревом. 1900
Холст, масло. 50 × 36,4
Произведение Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878–1939) «Отдых под деревом», созданное в самом начале ХХ века, наглядно демонстрирует ранние творческие поиски живописца, окрашенные символистской эстетикой. На полотне запечатлена сцена полуденного отдыха на природе в окрестностях родного города художника Хвалынска. Картина отсылает к поэтическим образам зарубежного символизма, вызывая, в частности, ассоциации с аллегорическими произведениями французского мастера Пюви де Шаванна. В работе обнаруживается стремление к эмоциональному звучанию колорита: автор использует приглушенную палитру с ограниченной вариацией оттенков зеленого, бежевого, коричневого, голубого. Картина транслирует идиллическую атмосферу тишины и спокойствия, вызывая у зрителя элегическое настроение.
КЛЕВЕР Юлий Юльевич (1850–1924) Дорога в вечернем лесу. 1901
Холст, масло. 97,8 × 63,8
ЗОММЕР Рихард-Карл Карлович (1866–1939) Всадники на привале. Конец 1900-х — 1910-е
Холст, масло. 41 × 70,5
СУРИКОВ Василий Иванович (1848–1916) Вид на Кремль из Княжьего двора. 1910
Холст, масло. 48,5 × 43,8
Работа Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) «Вид на Кремль из Княжьего двора» (1910) раскрывает многогранный талант художника, показывая его как мастера городского пейзажа. Художник нередко писал Москву, особенно среди московских видов выделяются пейзажи Кремля и его окрестностей. Художник выбирает неожиданный ракурс, позволяющий увидеть южную стену Кремля между Водовзводной и Беклемишевской башнями, за которой виднеются Большой Кремлёвский дворец, Благовещенский и Архангельский соборы, Успенская звонница. В коллекции Третьяковской галереи находится несколько подобных этюдов, изображающих эти излюбленные суриковские места. Картина воспроизведена в монографии Ивана Евдокимова, посвященной творчеству живописца (И. Суриков. М.; Л.: Искусство, 1940. С. 201).
ЛЕРМОНТОВА Надежда Владимировна (1885–1921) Портрет Сергея Соловьёва. 1912
Холст, масло. 80 × 60
Образ выдающегося русского философа и поэта Серебряного века Сергея Соловьева (1912) кисти художницы-авангардистки Надежды Владимировны Лермонтовой (1885–1921) привлекает внимание своим возвышенным одухотворенным обликом. Лермонтова была тесно связана с миром музыки и поэзии, тесные дружеские отношения связывали ее с поэтами-младосимволистами А. Блоком, А. Белым, В. Ивановым и С. Соловьевым. Будучи хорошо знакомой с религиозно-философскими воззрениями и духовными чаяниями Соловьева, художница создала его выразительный портретный образ, используя авангардную стилистику.
МИЛЬМАН Адольф Израилевич (1886–1930) Крымский пейзаж. 1916
Холст, масло. 52,5 × 80,6
Полотно отечественного авангардиста, участника художественного объединения «Бубновый балет» Адольфа Израилевича Мильмана (1886–1930) «Крымский пейзаж» (1916) входит в цикл произведений, написанных в Крыму, куда живописец ежегодно ездил с 1914 по 1920 год для лечения. Работа создана в лучших традициях московского сезаннизма, для которого характерны формально-пространственные эксперименты и сложное колористическое решение. В ней особенно заметны композиционно-стилистические влияния учителя и друга художника Ильи Машкова. В трактовке пейзажа южного городка, изображенного с высокого ракурса, ощущается стремление автора акцентировать лежащую в их основе геометрию. Многочисленные дома с крышами, написанными в единой оранжево-красной цветовой гамме, интерпретированы как кубистические объемы. Полотно является ярким свидетельством успешного процесса становления русского авангардного искусства.
ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич (1844–1927) Усадьба «Поленово». 1920-е
Холст на картоне картон, масло. 20 × 25,5
РЕПИН Илья Ефимович (1844–1930) Натурщица
Холст, масло. 72,5 × 99,5
Полотно Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) «Натурщица», изображающее обнаженную модель, относится к зрелому периоду творчества мастера, для которого характерны экспрессивная и обобщенная манера письма, колористические эксперименты, а также тонкий психологизм в трактовке женских образов. Для картины позировала эстонка М. Я. Хлопушина, которая в конце 1910-х — 1920-х годах была моделью художника. Эксперты отмечают, что композиция работы была позаимствована живописцем из его произведения 1914 года, на котором запечатлена предыдущая натурщица Репина А. Ревуар с черным бульдогом. Собака принадлежала оперному певцу Ф. Шаляпину, портрет которого рядом с любимым питомцем Репину так и не удалось завершить.
Искусство художников Русского Зарубежья
МАЛЯВИН Филипп Андреевич (1869–1940) Рассказчик. 1929
Другие названия: «Этюд. (Дьякон поющий, с книгой)»; Le Prédicateur (фр.) — «Проповедник»; The Soothsayer (англ.) — «Предсказатель»
Холст, масло. 115,5 × 90
Из коллекции художника Л. М. Бенатова, зятя Филиппа Андреевича Малявина, одного из лучших русских рисовальщиков, происходит холст «Рассказчик» (1929).
Эта работа известна под несколькими названиями: название «Этюд (Дьякон поющий, с книгой)» приведено в монографии О. А. Живовой 1967 года «Филипп Андреевич Малявин. 1869–1940. Жизнь и творчество»; названия Le Prédicateur (фр.) — «Проповедник» и The Soothsayer (англ.) — «Предсказатель» указаны в аукционных каталогах Sotheby’s в Париже и Лондоне соответственно.
Выставляя картину под названием «Рассказчик», мы опираемся на каталог персональной выставки Малявина в Праге 1933 года, в котором работа была воспроизведена под названием Vypravěč(чешск.) — «Рассказчик», «Сказитель».
Отметим два важных обстоятельства.
1. Пражская осенняя выставка не первая в провенансе картины: О. А. Живова, в частности, указывает, что работа экспонировалась в Белграде в том же 1933 году (в январе). Возможно, что за 4 года, прошедшие со времени создания картины, она выставлялась и в других экспозициях, тем более что это был период активной выставочной деятельности Малявина в Европе. Однако выставка в Праге — прижизненная, известно, что во время ее проведения художник некоторое время находился в Праге, работа в ее каталоге воспроизведена (ч/б), поэтому мы сочли возможным использовать именно это каталожное название.
2. Из двух переводов слова Vypravěč «рассказчик» является основным, именно в этом смысле слово vypravěč наиболее часто используется в оригинальных чешских текстах. Более подходящим для художественного произведения представляется перевод «сказитель», однако «сказитель» предполагает обращение к устному народному творчеству, а на холсте Малявина написана огромная книга. Возможно, новому владельцу работы удастся найти оригинальное авторское русское название, а пока нам остается опираться на перевод, известный и, очевидно, одобренный автором.
ШАГАЛ Марк Захарович (1887–1985) Эскиз к картине «Воскрешение». 1948
Бумага на холсте, масло. 71 × 44,5
Безусловный топ-лот аукциона — «Воскрешение» (1948) Марка Захаровича Шагала (1887–1985), эскиз к одной из частей триптиха «Сопротивление. Воскрешение. Освобождение» (1937–1952), украшающего ныне центр Жоржа Помпиду. Автор создает аллегорический образ трагедии еврейского народа — распятого историей, но живущего надеждой на воскрешение. Трактовка персонажей отсылает к наивному искусству, а повышенная эмоциональность образов достигается здесь и сюжетно, и за счет насыщенной цветовой гаммы.
МАРЕВНА (Воробьева-Стебельская Мария Брониславовна, 1892–1984) Плакальщицы на желтом. 1954
Холст, масло. 91,5 × 73,5
Полотно представительницы Парижской школы Маревны (Марии Брониславовны Воробьёвой-Стебельской, 1892–1984) «Плакальщицы» (1954) было создано на позднем этапе ее творчества, во время проживания в Англии. Здесь Маревна возвращается к стилистике кубизма, которой отмечены ее ранние произведения, созданные в парижский период. Художница прибегает к «легкой» версии кубизма, которую специалисты часто называют салонной, и остается в рамках фигуративной живописи, заимствуя у кубистов отдельные стилистические приемы в декоративных целях. Образы плакальщиц, их характерные позы и жесты по своему воплощению отсылают к эстетике фресковых монументальных росписей, а также иконописи. Работа воспроизведена в цвете в каталоге выставки, проходившей в Государственной Третьяковской галерее с 14 октября по 9 ноября 2004 года.
О жизни и творчестве Марии Воробьевой-Стебельской читайте на AI: «Художник недели: Маревна».
Искусство ХХ века
СТЕПАНОВА Варвара Фёдоровна (1894–1958) Голова. 1920
Картон, масло. 45 × 28,4
ИВАНОВ Сергей Петрович (Serge Ivanoff, 1893–1983) Георгий со змием. 1922
Холст, масло. 192 × 108
Не менее примечательна работа Сергея Петровича Иванова (Serge Ivanoff, 1893–1983) «Георгий со Змием» (1922), созданная им в ранний период творчества, во время обучения в Академии художеств у О. Э. Браза и Д. Н. Кардовского. Творчество художника специалисты относят к неоклассической традиции русской живописи 1910–20-х годов. Святой Георгий предстает в авторской трактовке как благородный рыцарь, одержавший победу над чудовищем. В полотне ощутимы влияния живописи Ренессанса, а также классического искусства XVII — XIX веков. Картина обладает удивительной историей. Она была найдена в прошлом году вместе с девятью другими полотнами автора в Петербурге, в семье сестры художника Е. П. Ивановой. В 1922 году, перед отъездом из России, Иванов оставил своей родне в Петербурге некоторые произведения, которые были намотаны на вал и упакованы тщательным образом в мешковину. Спустя ровно сто лет после его отъезда они были обнаружены наследниками и обрели таким образом вторую жизнь, став доступными для широкой публики. Часть из этих работ уже пополнила собрание Третьяковской галереи. Оставшиеся в семье художника произведения недавно экспонировались на выставке «Неизвестный известный Серж Иванов. 1893–1983» в галерее «Элизиум» (1923), и теперь «Георгий со змием» (1922) выставлен на аукцион, что дает уникальную возможность собирателям искусства приобрести картину этого талантливого живописца, творчество которого сейчас начинает возвращаться в орбиту русского искусства.
Неофициальное искусство
В андеграунд шли неуживчивые люди крепкой индивидуальной закваски. Все они верили в возможность невозможного, и каждый при этом всегда оставался самим собой, упорно пестуя и отстаивая свое художническое «я». Но, поскольку человек существует как личность, лишь «отражаясь» в других, можно говорить об этих людях «мы». Я ненавижу слово «мы», но «мы» андеграунда — это сумма отражений, противостоявшая коммунальному единомыслию, возможность разноуглубленного разнопонимания, стремление к разновидению, понимаемому как качество, органически присущее искусству (Владимир Немухин).
КРАСНОПЕВЦЕВ Дмитрий Михайлович (1925–1995) Раковина моллюска на камне. 1967
Оргалит, масло. 50 × 48,5
ИНФАНТЭ-АРАНА Франциско (1943) «Архитектура» автономных искусственных систем в космическом пространстве. Проект системы «Бисер» (общий вид). 1971
Бумага на оргалите, темпера. 57,8 × 79 (лист с рисунком), 64 × 85 (оргалит)
ПЛАВИНСКИЙ, Дмитрий Петрович (1937–2012) Без названия (Сова). 1973
Холст, масло. 87,5 × 62
Полотно «Сова» (1973) одного из ярких представителей советского неофициального искусства, шестидесятника Дмитрия Петровича Плавинского (1937–2012) содержит характерные черты творческой манеры мастера, разработавшего собственный изобразительный язык и философию, получившие название «структурного реализма». Автор, проявлявший интерес к архаическим мифологиям, запечатлел укрупненное изображение совы, являющейся древнейшим символом в мировой культуре. Образ совы связан во многих верованиях с мудростью и познаниями, а также с переходом в загробный мир и смертью. Живописная поверхности полотна отличается сложными фактурными эффектами.
НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Джокер. 1973–1974
Холст, масло, процарапывание, шпон, игральные карты, пластмасса, ассамбляж, смешанная техника. 90 × 71,6
РУХИН Евгений Львович (1943–1976) Цифры, знаки и брезент. Композиция. 1976
Холст, масло, темпера ПВА, эпоксидная смола, трафарет, брезент, ассамбляж. 70 × 66,5
ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Чудо Георгия о змие. 1978
Холст, масло, процарапывание. 67 × 47
НЕИЗВЕСТНЫЙ Эрнст Иосифович (1925–2016) Bed of Love (Ложе любви). 1982
Холст, акрил. 85,2 × 110
ШЕМЯКИН Михаил Михайлович (1943) Жар-птица. Из серии «Балеты Стравинского». 1989
Холст, смешанная техника. 213 × 178
ЦЕЛКОВ Олег Николаевич (1934–2021) Бутылка, голова и бокал. 1993
Холст, масло. 100 × 65,5
КОШЛЯКОВ Валерий Николаевич (1962) Идиллический пейзаж. 1998–2001
Холст, акрил, коллаж, смешанная техника. 199,3 × 149,8
Таким образом, на торги выставлены произведения блестящей плеяды отечественных мастеров, оставивших яркий след в истории искусства. По качеству предложения 475-й аукцион AI, без преувеличения, сравним со специализированными русскими торгами крупнейших мировых аукционов.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20230410_auctionAI.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20230410_auctionAI.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.