В ссылке, на нарах, в изгнании. Бронзовый век на аукционе «Антиквариума»
1 июля «Антиквариум» проводит 31-й очный аукцион — «Редкие и ценные книги. Литература и искусство Бронзового века. Живопись, графика, фотография». В каталоге — 405 лотов
Первую часть каталога составили прижизненные издания от Александра Пушкина до Даниила Хармса, живопись и графика от Александра Бенуа до Виктора Попкова, театральные эскизы от Мстислава Добужинского до Олега Шейнциса, гравюры и литографии от Ивана Пожалостина до Александра Яковлева, фотографии признанных мэтров от начала ХХ века до века XXI и др. Подробнее об этом читайте: «Коллекционная классика на аукционе 1 июля в “Антиквариуме”».
Во второй части аукциона впервые в российской аукционной практике «Антиквариум» предлагает на торги коллекцию «Литература и искусство Бронзового века». Впервые эпоха 1950–80-х годов, ставшая одной из ключевых в развитии отечественной культуры и освобождении ее от наследия сталинизма, предстает в своей целостности, в неразрывной взаимосвязи словесности и изобразительного искусства.
Понятие «Бронзовый век», введенное поэтами Олегом Охапкиным и Славой Лёном, — обретает в двухстах лотах каталога свою материальную составляющую. Три раздела, посвященные Бронзовому веку, отчасти воссоздают существовавшую в те годы особенную среду, общее художественное пространство, объединявшее представителей Бронзового века.
Особое место уделено архиву поэта Генриха Сапгира, включающему в себя рукопись пьесы «Пиноккио» с его авторской правкой, фотографии и графические работы друзей — знаковых художников Бронзового века — с их дарственными надписями: «лианозовцев» Евгения, Валентины и Льва (осужден на десять лет лагерей) Кропивницких, Вячеслава Сысоева (два года лагерей), Виктора Пивоварова (вынужденная эмиграция, 1982), а также соавтора по альманаху «Метрополь» Анатолия Брусиловского.
Работы ведущих мастеров этого периода — еще одного представителя лианозовской группы Оскара Рабина (лишен гражданства, 1978), Дмитрия Плавинского, Виталия Комара и Александра Меламида (эмигрировали в 1977) из собрания Александра Глезера, Игоря Ворошилова из собрания Геннадия Айги, Анатолий Зверева, Игоря Снегура, Евгения Чубарова, Владимира Титова (эмигрировал в 1982), ленинградцев Бориса Кошелохова, «арефьевцев» Рихарда Васми и Шолома Шварца вошли в раздел «Бронзовый век. Изобразительное искусство».
Классические образцы «антисоветчины» — политического самиздата — рукопись перебежчика Игоря Гузенко и фоторепродукции книги «Сталинщина как духовный феномен» открывают раздел «Бронзовый век. Словесность». Частная и художественная жизнь неофициальной литературной Москвы просматривается в редких фотографиях Венедикта Ерофеева и его однокашника Славы Лена, автографах стихотворений Генриха Худякова (эмигрировал в 1974), Татьяны Щербины, письмах поэтессы Ольги Седаковой и художника Анатолия Белкина, книгах с автографами концептуалистов Всеволода Некрасова и Дмитрия Пригова из архивов поэтов — Владислава Лена и Татьяны Щербины.
Неофициальный Ленинград немыслим без самиздатского журнала «Часы», поэтического творчества Виктора Кривулина, Елены Шварц, Сергея Стратановского, Петра Чейгина. Их фотографии, автографы, экземпляры прижизненных изданий и номера журналов с публикациями вошли в петербургскую часть раздела. Особое место отведено в нем трем ярчайшим представителям андерграунда, и осознанно, и вынужденно оказавшимся в эмиграции, — Константину Кузьминскому, Алексею Хвостенко и Анри Волохонскому — от машинописных экземпляров стихов и фотографии еще ленинградского периода до писем, книг с автографами, изданных на чужбине, записями песен на кассете, сделанными в Париже.
Произведения, рожденные творческими союзами, вошли в раздел «Бронзовый век. Поэты и художники». Книги и графика Геннадия Айги и Николая Дронникова, автографы стихов Тамары Буковской, ее портрет и иллюстрации к циклу «Джакомерон», выполненные одним из крупнейших мастеров этого периода Валерием Мишиным, живопись и графика Владимира Алейникова, автографы и письма трансфуристов Ры Никоновой, Сергея Сигея, Бориса Кудрякова, художественные эксперименты Бориса Констриктора, а также оригиналы иллюстраций и книги, оформленные «Митьками» — Ольгой и Александром Флоренскими, Владимиром Шинкаревым, Василием Голубевым, плакаты поэта и художника Владимира Котлярова Толстого.
Три волны русской эмиграции — от первой, пригнавшей к другим берегам вынужденных пассажиров философского парохода и в спешке покидавших Крым кораблей, до третьей, с ее воспетой Алексеем Хвостенко утлым суденышком Олега Соханевича, — представлены в разделе «Тамиздат». Два прижизненных издания романов «Король, дама, валет» и «Подвиг» Владимира Набокова с их изощренно-щегольским мастерством и пронзительным сочувствием маленькому человеку и редкие фотографии писателя, сделанные во время вечеринки у его издателя. Письмо Юрия Иваска к Дмитрию Бобышеву (1979). Книги с дарственными надписями главному редактору журнала «Грани» Наталии Тарасовой от поэтов Игоря Чиннова, Надежды Дисской, Гизеллы Лахман, Николая Татищева, Родиона Акульшина. Первый сборник Александра Галича «Песни», изданный «Посевом» в 1969 году. Автографы Игоря Бурихина, Василия Аксенова, Сергея Довлатова, Михаила Генделева, Натальи Горбаневской (эмигрировала после арестов и пребывания в психиатрических больницах) и Ирины Ратушинской (после пяти лет лагерей выслана из страны).
Предаукционная выставка открыта до 30 июня с 12:00 до 20:00 по адресу: Москва, ул. Садовая-Кудринская, 25. Аукционный дом и галерея «Антиквариум» (в здании «Антикварного центра на Садовом»).
Телефон: +7 (495) 374 50 90, электронная почта info@anticvarium.ru.
Источник: пресс-релиз Аукционного дома и галереи «Антиквариум»
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20170628_antikvarium.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20170628_antikvarium.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.