Топ-лоты аукциона сюрреализма Christie’s
Аукцион Christie’s «Искусство сюрреализма», назначенный на 6 февраля 2013 года, может похвастаться подборкой произведений Жоана Миро, Рене Магритта, Макса Эрнста, Поля Дельво, Оскара Домингеса и др.
6 февраля 2013 года пройдет крупнейший и наиболее значимый в истории Christie’s вечерний аукцион «Искусство сюрреализма», топ-лотом которого станет полотно Жоана Миро «Спасательная лестница», впервые появляющееся на рынке за последние 60 лет (эстимейт 5–8 миллионов фунтов). Помимо этого, на торги выставляется целый ряд знаковых работ ведущих представителей сюрреализма, включая Рене Магритта, Макса Эрнста, Поля Дельво и Оскара Домингеса. Суммарный эстимейт всех лотов аукциона составляет 30,88–46,87 миллиона фунтов (на 50 % больше по сравнению с рекордным показателем прошлого года). Общий суммарный эстимейт данного аукциона и вечерних торгов «Искусство импрессионизма и модернизма», которые также пройдут 6 февраля, составляет 98,35–146,58 миллиона фунтов.
Оливье Камю, заместитель председателя департамента искусства импрессионизма и модернизма Christie’s: «Сюрреализм сегодня вызывает постоянно возрастающий интерес всех представителей арт-рынка… <…> Знаковые произведения ведущих представителей сюрреализма служат своего рода связующим звеном между ценителями импрессионизма и современного искусства — в них могут найти что-то на свой вкус как те, так и другие. Согласно одному из лидеров движения, Андре Бретону, сюрреалисты “стремились разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность”».
Написанная в 1939 году картина Жоана Миро (1893–1983) «Спасательная лестница» (эстимейт 5–8 миллионов фунтов) является одной из двух работ с одинаковым названием, созданных художником в важный период его жизни. Вторая «Лестница» — датируемая 1940 годом гуашь, относящаяся к наиболее ранним образцам серии произведений Миро под названием «Созвездия», — находится в собрании нью-йоркского Музея современного искусства. Образ лестницы был важен для Миро и часто повторялся в его творчестве начиная с 1920-х годов. Посредством него художник как бы объединял два мира — реальный и воображаемый. Лестница помогала Миро совершить своего рода побег из мира реальности в мир, который он создавал на своих полотнах. «Спасательная лестница» была написана Миро в Нормандии во время так называемой «странной войны» — нескольких месяцев 1939 года, когда Франция напряженно ожидала немецкого вторжения. Таким образом, непростые обстоятельства и гнетущая атмосфера заставили Миро сосредоточиться на излюбленных мотивах своего творчества: образах птиц, женщин и ночного неба.
Скульптуры Жоана Миро стали настоящим украшением его позднего творчества. Монументальная работа под названием «Женщина» (эстимейт 3–5 миллионов фунтов) была создана в 1969 году и находилась в частной нью-йоркской коллекции на протяжении последних 30 лет. Глиняный прообраз этой скульптуры Миро создал еще в начале 1940-х годов, находясь в Барселоне, где он работал над серией керамических изделий совместно с Хосепом Льоренсом Артигасом. Скульптура Миро напоминает каменные изваяния богини плодородия, но в тоже время может рассматриваться как увеличенное изображение человеческого лица. Подобная двойственность превосходно иллюстрирует то, что сам художник называл “истинной природой” человечества, для которой характерно перетекание одной формы в другую. На торги выставляется один из семи подписанных самим Миро экземпляров, в производстве которых он принимал непосредственное участие. Другие экземпляры скульптуры находятся в Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Париж), Институте искусств Детройта (США) и Центре искусств Уолкера в Миннеаполисе (США).
Впервые выставляемая на торги картина Поля Дельво (1897–1994) «Купание нимф» (эстимейт 3–5 миллионов фунтов) относится к числу наиболее амбициозных и сложных в композиционном отношении его работ. Картина была написана в 1938 году, когда к художнику пришло признание в кругу сюрреалистов. Она входит в серию столь же мрачных произведений и содержит в себе целый ряд образов, отличающих загадочные пейзажи Дельво конца 1930-х годов. Композиционным центром полотна является группа обнаженных женщин, резвящихся в волнах. На заднем плане можно разглядеть одинокую мужскую фигуру, одетую в строгий деловой костюм. Художник считал подобные фигуры «элементами реальности, вкрапление которых в картины, в особенности на фоне обнаженных женских тел, должно способствовать созданию шокового эффекта, вызываемого именно этим сочетанием».
Предлагаемые вниманию коллекционеров девять работ Рене Магритта (1898–1967) являются крупнейшей подборкой творений художника из всех, что появлялись на рынке с 1998 года. Список возглавляет написанная в 1940 году картина под названием «Плагиат» (эстимейт 2–3 миллиона фунтов). Это никогда ранее не выставлявшееся на продажу полотно находилось в частном бельгийском собрании с момента своего написания. «Плагиат» — необычайно редкая работа. Несмотря на то, что большинство произведений художника встречаются в нескольких вариациях, помимо настоящего существует всего один вариант этой картины, выполненный в вертикальном формате и датированный 1942 годом. Зритель видит на полотне вазу, стоящую на столе, и очертания букета, однако вместо самих цветов центральное место на полотне занимает пейзаж с цветущим деревом. Сразу после своего написания в 1940 году картина была принята на выставку, с которой ее приобрел известный бельгийский коллекционер и фотограф Эрнест ван Зейлен.
Еще одна работа Рене Магритта, под названием «Каждый день», написанная в 1966 году, оценена экспертами аукционного дома в 1,8–2,5 миллиона фунтов. Через год после своего написания картина оказалась в частной коллекции, где и оставалась на протяжении более 40 лет. На фоне изображенного на холсте пустынного пейзажа зритель видит парящие в воздухе мужские глаза, нос и рот. Несмотря на фрагментарность, лицо человека угадывается безошибочно. Таким образом, Магритт достиг впечатляющего эффекта реалистичности изображения путем абсурдизации композиции.
Работа Магритта под названием «Это не яблоко» 1964 года (эстимейт 1–1,5 миллиона фунтов) возглавляет список из четырех полотен художника, выставляемых на продажу в рамках вечернего аукциона «Искусство сюрреализма» из собрания закрывшегося голландского Музея реалистического искусства Шеринга (лоты 104,105,106,107).
Картина Оскара Домингеса (1906–1957) «Электросексуальная швейная машина», написанная в 1934–1935 годах (эстимейт 1,3–1,8 миллиона фунтов), является одним из общепризнанных шедевров художника, созданных в период его знакомства с Андре Бретоном и парижскими сюрреалистами. Эта выставляемая на продажу из частного европейского собрания картина излучает атмосферу брутальной сексуальности, характерной для наиболее выдающихся работ художника и являющейся отражением его собственной непростой и трагичной судьбы. «Электросексуальная швейная машина», первым владельцем которой был видный коллекционер Эдуардо Вестердал, неоднократно становилась экспонатом целого ряда эпохальных выставок, что говорит о важности ее места в творческом наследии Домингеса. Название для своей картины Домингес позаимствовал из «Песен Мальдорора» одного из ключевых для искусства сюрреализма писателей — графа Лотреамона (настоящее имя — Изидор Дюкасс), в котором об одном из персонажей говорится следующее: «Он прекрасен… как соседство на анатомическом столе швейной машины с зонтиком».
Работа под названием «Внутренним взором» (эстимейт 1–1,5 миллиона фунтов) относится к одноименной серии выполненных в 1929 году произведений Макса Эрнста (1891–1976) с изображением неких созданий, напоминающих птиц, в яйцеобразном контуре. Именно в рамках этой серии сформировался персональный архетип Эрнста, изображаемый им в виде человека-птицы и впоследствии названный Лоплопом. В 1930-х годах Лоплоп станет одним из центральных персонажей большинства работ Эрнста. Сам художник описывал это существо мужского пола, периодически принимавшее андрогинные характеристики, следующим образом: «это высшая птица, личный фантом, крайне мне преданный». Впервые Лоплоп появляется в датируемых концом 1920-х годов коллажах, но уже вскоре Эрнст заявляет его в качестве своего альтер-эго. Следует заметить, что птицы с самого детства художника играли важную роль в его реальной жизни.
Помимо этого, на торги выставляется созданная в 1945 году картина Ива Танги (1900–1955) «Лук ускорения» (эстимейт 0,9–1,2 миллиона фунтов), а также творения таких художников, как Сальвадор Дали, Франсис Пикабиа, Джорджо де Кирико, Ханс Арп, Кей Сейдж, Конрад Клафек, Вильфредо Лам, Роберто Матта и Виктор Браунер.
Источник: пресс-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20130118_christies_surrealism.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20130118_christies_surrealism.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.