Топ-3 художников по аукционному обороту в деньгах за 2011 год
На пьедестале почета — два китайца и один американец, а великий испанец впервые за 21 год не вошел в тройку лидеров
После того как в прошлом году ведущим арт-рынком мира стал китайский, неудивительно, что и в общем рейтинге художников по аукционному обороту в деньгах первые две строчки занимают художники родом из Поднебесной.
А посему мы говорим «прощай» Пабло Пикассо — художнику, который начиная с 1989 года 17 раз становился лидером рейтинга по аукционному обороту в деньгах, причем за последние 14 лет он уступил первую позицию всего однажды. Свержение испанского титана с трона было действительно зрелищным, поскольку по годовой аукционной выручке его обошли не только Ци Байши и Чжан Дацянь, но и Энди Уорхол. Впервые за 21 год Пабло Пикассо не вошел в тройку лидеров.
Прошедший 2011 год определенно упрочил китайское главенство на арт-рынке: на долю Поднебесной приходится более 40 процентов глобального аукционного оборота, а 6 из 10 самых продаваемых художников мира — китайцы. Китай стал неоспоримым лидером в области продажи искусства.
Чжан Дацянь (Zhang Daqian) — 550 миллионов долларов
Похоже, что рынок работ этого китайского модерниста знает только одну дорогу — вверх: после сверхуспешного 2010 года (общий аукционный доход от продажи работ Чжан Дацяня составил 314 миллионов долларов, 58 произведений ушли с молотка дороже миллиона), 2011 год стал и вовсе триумфальным для художника: он занял первое место в общем рейтинге авторов по доходности. Продав произведений Чжан Дацяня за год на целых 550 миллионов долларов, китайские аукционные дома сделали его абсолютным рекордсменом рейтинга художников по аукционному обороту — никто раньше не достигал подобных высот.
В 2011 году всего на торгах появился 1361 лот Чжан Дацяня — рекордное количество (на 20 процентов больше, чем в 2010), непроданными остались 233 работы (20 процентов), 95 процентов проданных работ ушли выше нижнего эстимейта.
Более 111 работ Чжан Дацяня перешагнули порог в 1 миллион долларов — такого количества семизначных результатов не достиг ни один другой художник в 2011 году. Кроме того, Чжан Дацянь обновил и свой персональный рекорд: за картину 1947 года «Цветок лотоса и утки-мандаринки», выставлявшуюся в 1957 году во Франции, на гонконгских торгах Sotheby’s 2011 года заплатили 170 миллионов гонконгских долларов (21,8 миллиона долларов) — в десять раз больше нижнего эстимейта. Эта сумма оказалась также самой высокой ценой молотка за всю историю торгов в Гонконге.
Пять из десяти лучших результатов Чжан Дацяня были установлены в прошлом году, ценовой индекс работ художника вырос на 50 процентов (в период с 2005 по 2010 индекс вырос в три раза). До 2005 года 90 процентов работ Чжан Дацяня уходили с молотка в пределах 100 тысяч долларов; с 2005 по таким ценам стали продаваться только 57 процентов работ; и только 1,9 процента работ китайского модерниста в 2011-м были доступны дешевле 5 тысяч долларов.
Ничтожно малая часть корпуса работ Чжан Дацяня продавалась не в Азии: лишь четыре произведения продали в Нью-Йорке, два — в Париже. И все шесть работ превысили эстимейты. Но даже с отличными результатами работы Дацяня, проданные на Западе, ответственны лишь за 0,03 процента его годовой аукционной выручки.
Ци Байши (Qi Baishi) — 510 миллионов долларов
Ци Байши, четвертый в рейтинге художников по аукционному обороту в 2009 году, в 2010, к удивлению многих, вышел на второе место и удержал его за собой и в 2011. Спрос на его работы не ослабевает: в 2011 только 18 процентов лотов Ци Байши остались без покупателя, а 96 процентов проданных лотов превысили верхний эстимейт! Всего на рынок за год попало 1340 работ модерниста. Персональный рекорд художника обновлялся как минимум трижды.
За всю историю продаж произведений Ци Байши результат свыше 5 миллионов долларов был достигнут 14 раз, причем к 2011 году относится ровно половина этих достижений, в том числе и абсолютный рекорд мира для рисунка — 57 миллионов долларов за работу «Орел на сосне». Рисунок Ци Байши стал самым дорогим лотом 2011 года и 15-м самым дорогим произведением искусства в мире. Ци Байши стал первым китайцем, чья работа показала результат, вошедший в список 20 лучших результатов мирового арт-рынка за всю историю открытых торгов.
В 2011 работ Ци Байши на западных рынках появилось немногим больше, чем произведений его соотечественника Чжан Дацяня: 30 работ были предложены вне пределов Азии, из них 25 были проданы. Суммарный результат западных продаж составляет всего 0,58 процента от годового аукционного оборота художника. Ценовой индекс работ Ци Байши вырос на 35 процентов в прошлом году, после того как в 2009–2010 набрал аж 400 процентов.
Энди Уорхол — 325 миллионов долларов
Энди Уорхол — единственный западный художник, удержавшийся на пьедестале почета. В 2011-м работ Уорхола было продано на открытых торгах на 325 миллионов долларов (в 2010-м — на 313 миллионов), что позволило королю поп-арта занять третью строчку рейтинга художников и всего лишь во второй раз обойти Пабло Пикассо. Показатели рынка Уорхола за год почти не изменились: почти такой же годовой аукционный доход (на 4 процента больше, чем в 2010), 46 семизначных результатов (в 2010 их было 40), 26-процентный уровень непроданных лотов (29-процентный в 2010), а количество предложенных лотов лишь на 1 процент больше, чем в 2010. Единственное существенное различие показателей 2010 и 2011 годов состоит в том, что ни одно творение Уорхола не попало в пятерку самых дорогих лотов года (в 2010 такая работа была — «Мужчины в ее жизни», 56,5 миллиона долларов, 4-я позиция в списке самых дорогих лотов года). В 2011-м лучшего результата достиг «Автопортрет» Уорхола, ушедший за 34,25 миллиона долларов при эстимейте 20–30 миллионов. Работа замыкает Тор-10 лотов 2011 года по версии Artprice.
Основной рынок сбыта работ Энди Уорхола по-прежнему на Западе: 75 процентов годового аукционного дохода принесли продажи в США, 23 процента — продажи в Европе (в том числе 21 процент принесли британские торги). Азиатские аукционы в 2011 принесли в общую копилку продаж Уорхола только 0,2 процента дохода — столько заработали предложенные на них 13 лотов (меньше, чем 1 процент от общего мирового предложения). Благодаря американскому арт-рынку, на котором довольно медленно сменяются вкусы и мода на Уорхола устойчива (37 процентов работ продаются в США), ценовой индекс работ художника держится уверенно и в 2011 вырос на 12 процентов.
Источники: artprice.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20120201_top_3_2011_artprice.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20120201_top_3_2011_artprice.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.