Особенности рынка современного индийского искусства
Где находятся главные рынки сбыта современного индийского искусства — в Индии или за рубежом? Как индийский контемпорари-маркет пережил кризис 2008? Об этом и не только
Индийское искусство, ранее считавшееся лишь локальным молодым течением в искусстве стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), сумело в итоге занять свое особое место на мировом рынке искусства, хотя идентичность индийского искусства во многом зависит от зарубежных арт-рынков: в первой половине 2011, например, сто лучших художников Индии обеспечили 97 процентов своего дохода продажами в США и Великобритании.
В то время как китайские художники радуются устойчивому спросу на их работы у себя дома, индийским авторам приходится полагаться в основном на иностранных коллекционеров. Например, самый успешный китайский художник Цзен Фаньчжи 93 процентами годовой выручки обязан гонконгским и пекинским аукционам, а вот любимец арт-мира Аниш Капур 99 процентов своих продаж за прошедший год провел в Англии и США.
Несмотря на недавно начавшееся развитие аукционных домов Индии, им все еще очень далеко до мощи китайских торговцев (на сегодняшний день тринадцать из двадцати крупнейших аукционных домов мира, продающих современное искусство, находятся в Поднебесной). Этим Индия больше напоминает Бразилию и Россию: с одной стороны, там растет спрос на местах, а с другой стороны, жители этих стран очень активно покупают за рубежом.
Бум на индийское искусство случился между 2006 и концом 2008. Тогда цены на индийский контемпорари-арт взлетели на 223 процента, а объемы продаж произведений ста ведущих художников-индусов за этот же период увеличились на 283 процента. Небывалый подъем рынка современного искусства в 2007–2008 для индийского контемпорари-маркета вылился во множество новых рекордов (семь из десяти лучших индийских результатов с 2005 были показаны в этот период). В этом году Аниш Капур, Субодх Гупта (Subodh Gupta) и Ракиб Шоу (Raqib Shaw) заняли, соответственно, 18-е, 24-е и 34-е места в общемировом рейтинге современных художников по аукционному обороту.
Тем больнее ощутили новоиспеченные звезды кризис 2009 года: доход сотни лучших индийских авторов в 2009–2010 упал на три четверти, а Субодх Гупта и Ракиб Шоу свалились на 60-ю и 77-ю строчки в общемировом рейтинге художников. В этот период в Тор-200 художников по аукционному обороту было всего только четверо уроженцев Индии (индонезийцев и то было пятеро).
Рынок современного индийского искусства пошел на поправку лишь с началом 2010 года, когда получили мировое признание несколько новых художников (художница Бхарти Кхер достигла аукционного рекорда свыше миллиона долларов, а Джитишь Каллат впервые перешагнул планку в 300 тысяч долларов). Рост ВВП Индии в 2010 году на 15 процентов, а также беспрецедентный 20-процентный рост числа миллионеров в стране (в 2010 их стало более 150 тысяч человек) значительно увеличили спрос на искусство в Индии. Наконец, была создана база для развития влиятельной местной арт-сцены.
Первое полугодие 2011 ознаменовалось возвращением рекордов. Цена молотка в 2,1 миллиона долларов за работу Аниша Капура стала четвертым лучшим результатом для работ индийских современных художников, сравнимым с порядком цен в 2007–2008.
О возрождении интереса к индийскому современному искусству свидетельствует и то, что его ценовой индекс за первые девять месяцев 2011 уже вырос на 10 процентов. Кроме того, общий доход от работ сотни лучших индийских художников за первое полугодие 2011 сравнялся с двумя третьими их суммарного дохода за весь 2010 год.
Источники: artprice.com, artinvestment.ru
По этой теме читайте также:
«Разбегающиеся лошади» Макбула Хусейна заработали миллион долларов на Christie’s
Новое индийское искусство
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20111126_contemporary_indian_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20111126_contemporary_indian_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.