Пятничные торги современного искусства Christie’s: неожиданный триумф
Результат аукциона — 38 миллионов фунтов — стал оптимистичным сигналом для всего арт-рынка
Прошедшие в пятницу лондонские вечерние торги послевоенного и современного искусства Christie's стали воистину триумфальным завершающим аккордом бурной ярмарочно-аукционной недели. Результат послужил источником оптимизма для всего арт-рынка: выручка в 38 070 350 фунтов (59 998 872 доллара) оказалась очень близка к верхней планке эстимейта (39,4 миллиона фунтов).
Были проданы 47 из 53 лотов: число лотов, оставшихся без покупателя, составило 11 процентов (или 8 процентов в денежном выражении). Были установлены семь новых персональных рекордов, стоимость одной из работ превысила 10 миллионов фунтов (15,7 миллионов долларов). 10 лотов преодолели планку в миллион фунтов (1,6 миллиона долларов). В долларах миллионный рубеж перешагнули 15 лотов.
Состав покупателей был интернациональный: 49 процентов — европейцы, 38 — американцы, и, что немаловажно, 13 процентов — выходцы из азиатских стран. «На моей памяти еще не было такого количества азиатских покупателей», — говорит Фрэнсис Утред (Francis Outred), глава отдела послевоенного и современного искусства Christie's в Европе.
Результат торгов чуть было не побил 39-миллионный рекорд лондонских торгов современного искусства Christie's, поставленный в октябре 2007 года (на том аукционе покупателям было предложено 110 лотов). Пятничный аукцион оказался также почти вдвое успешнее аналогичных торгов годичной давности: тогдашняя выручка составила 19,6 миллиона фунтов (31,3 миллиона долларов).
Тон и настроение вечеру задала минималистичная абстрактная работа Джо Брэдли (Joe Bradley) «Бобслей» 2006 года, проданная за рекордные для художника 79 250 фунтов (124 898 долларов) при эстимейте 25–35 тысяч фунтов. После этого шутливая безымянная скульптура Мартина Киппенбергера (Martin Kippenberger) из стекла и стали в виде причудливо изогнутого фонаря, датированная 1990-м годом, досталась после прямо-таки нешуточных боев нью-йоркскому дилеру Филиппу Сегало (Philippe Segalot) за 1 329 250 фунтов (2 094 898 долларов) при эстимейте 250–350 тысяч фунтов.
Другой залп ставок был вызван появлением на торгах 24-метровой скульптуры Энтони Гормли (Antony Gormley) «Ангел Севера (макет в натуральную величину)» (1996, чугун, одна из пяти копий). В итоге работа досталась неизвестной женщине из зала за рекордные для художника 3 401 250 фунтов (5 360 370 долларов) при эстимейте 1,5–2 миллиона фунтов. Дилер Пилар Ордовас (Pilar Ordovas) из компании Saville Row, также претендовавшая на скульптуру, осталась ни с чем.
Даже труды Дэмиена Херста (Damien Hirst), чей рынок в последнее время ведет себя неровно, разошлись на ура: все пять предложенных работ обрели новых владельцев, в том числе «Иуда Искариот (Двенадцать апостолов)» (1994), работа, представляющая собой голову быка с усталым выражением глаз в заполненном раствором формальдегида контейнере из стекла и стали. «Иуда» заработал 993 250 фунтов (1 565 362 доллара) (эстимейт 500–700 тысяч фунтов). Другая работа Херста — «Мидас и бесконечность» (2008), холст ромбической формы, украшенный бабочками, досталась израильскому инвестиционному магнату Хеци Бецалелю (Hezi Bezalel) за 601 250 фунтов (947 570 долларов) при эстимейте 600–800 тысяч фунтов. Перед торгами аукционист Юсси Пилканен (Jussi Pylkkanen) озвучил просьбу автора: Херст попросил нового владельца предоставить произведение на его ретроспективу в Tate Britain, которая должна пройти в следующем году. Финансист пообещал выполнить пожелание художника. Бецалель купил работу выгоднее, чем ее предыдущий владелец: в сентябре 2008 года на лондонских торгах Sotheby's она стоила 825 250 фунтов.
Вечер был удачным еще для одного автора из группы «Молодых британских художников», Рона Мьюека (Ron Mueck): его тревожная скульптура «Мужчина под кардиганом» (смешанная техника, 1998) заработала 601 250 фунтов (947 570 долларов) при эстимейте 400–600 тысяч фунтов. Легендарный лондонский дилер Энтони д’Оффей (Anthony d'Offay) торговался за работу, сидя в первом ряду, однако это не помогло ему стать ее обладателем.
Самым громким событием вечера стал лот с обложки каталога — «Свеча» Герхарда Рихтера (Gerhard Richter) 1982 года. Этот лот «завел» публику и в итоге достиг рекордной для художника цены в 10 457 250 фунтов (16 480 626 долларов) (эстимейт 6–9 миллионов фунтов).
По счастливому для аукционного дома и предоставившего работу на торги скандинавского коллекционера стечению обстоятельств, ретроспектива Рихтера проходит сейчас в Tate Modern: на ней представлена похожая работа Рихтера, впрочем, по мнению Artinfo, уступающая по качеству проданной в пятницу на Christie's. По словам Фрэнсиса Утреда, Рихтер создал всего 27 полотен с изображением свеч, три из которых были утрачены, семь находятся в музеях, остальные — в частных коллекциях. Существует 12 полотен с изображением одной свечи, и данная работа, на которой белое пламя свечи, стоящей на освещенном фоне, бережно оттенено красным, по словам специалиста, вызвала огромный интерес.
Рекорд этой «Свечи» затмил предыдущее достижение полотна Рихтера на тот же сюжет: «Свеча» 1983 года была продана на лондонских торгах Sotheby's в феврале 2008 года за 7 972 500 фунтов (15 843 600 долларов).
Интересно, что, как заметил наблюдательный издатель Джош Байер (Josh Baer), нынешняя рекордсменка была включена в состав торгов нью-йоркской онлайн-ярмарки VIP в прошлом феврале: тогда копенгагенско-пекинский дилер Йенс Фаршу (Jens Faurschou) предлагал ее даже по более оптимистичной цене в 15 миллионов евро. Фаршу сидел на прошедших торгах в первом ряду: он подтвердил, что владелец выставил шедевр Рихтера на нынешние торги по его совету.
Фрэнсис Утред, который принял по телефону финальную победную ставку на работу Рихтера, отказался рассказать, в какие края направится работа, однако заметил, что «у нее будет прекрасный дом». Этот рекорд, пишет Artinfo, позволил всему рынку вздохнуть с надеждой и облегчением.
Комментируя разницу в итогах прошедших друг за другом торгов
Атмосфера была настолько хороша, что Ван де Веге пришлось-таки сдаться в борьбе за яркую, в красных и зеленых тонах работу Жана-Мишеля Баскии (Jean-Michel Basquiat) «Пешеход 2» 1984 года: работа досталась торговавшемуся по телефону покупателю за 1 329 250 фунтов (2 094 898 долларов) при эстимейте 1–1,5 миллиона фунтов. В прошлый раз она ушла на торгах Sotheby's в Лондоне в октябре 2007 года за 748 500 фунтов (1 524 750 долларов).
Не обошлось, впрочем, и без некоторых неудач: из серьезных лотов без покупателей осталась работа Ричарда Принса (Richard Prince) «Тайна сестры Форрестер» (2002–2003, эстимейт 2,1–3 миллиона фунтов). Остальные три произведения Принса, на которые, впрочем, и цена была пониже, были проданы, это привело Artinfo к выводу, что рынок несколько подустал от работ его бесконечной серии с изображением медсестер.
Неожиданно высокой на первый взгляд цены достигло крупных размеров фото Маурицио Каттелана (Maurizio Cattelan) «Голливуд» с изображением воспроизведенной в 2001 году в Палермо для Венецианской биеннале знаменитой гигантской надписи с названием мировой киностолицы, увидеть воочию которую тогда удалось лишь небольшому числу авиалюбителей. Новый владелец не пожалел за снимок, эстимейт которого составил всего 40–60 тысяч фунтов, 337 250 фунтов (531 506 долларов).
Парижский дилер Эммануэль Перротен (Emmanuel Perrotin), давний поклонник Каттелана, был всего в шаге от победы. Вместе с ним на бобах остался и директор Gagosian Gallery. По словам Перротена, сама палермская инсталляция стоила 800 тысяч долларов, так что цена на фотографию авторского издания из десяти штук (позднее дополненных еще двумя) кажется ему вполне оправданной. К слову: Маурицио Каттелан уже говорил, что завершит свою карьеру после ретроспективы в музее Гуггенхайм, которая должна открыться в ноябре.
Из молодых дарований порадовал выпускник Йельского университета, художник иракского происхождения Ахмед Альсудани (Ahmed Alsoudani), чья персональная выставка проходит сейчас в галерее Haunch of Venison в Мэйфере. Его огромный диптих 2008 года «Багдад 1», каждая из частей которого — полотно размером 2 х 1,8 метра, был продан по телефону за рекордные для художника 713 250 фунтов (1 124 082 долларов) при эстимейте в 250–350 тысяч фунтов. Прошлый рекорд произведение Альсудани «Без названия» 2007 года поставило в октябре 2010 года на торгах Sotheby's: лучший на тот момент результат Альсудани был равен 289 250 фунтам (463 615 долларам).
«Ясно, что рынок здоров и бодр. В этом нет никаких сомнений», — подытожил торги Пилканен.
По аналогии с Sotheby's компания Christie's в один вечер с торгами контемпорари провела итальянский аукцион, который принес 17 559 650 фунтов (27 674 008 долларов). Из 47 лотов были проданы 33, топ-лотом стала абстрактная работа Пьетро Мандзони «Achrome» 1958–1959 годов, заработавшая 3 289 250 фунтов (5 183 858 долларов) при эстимейте 2,2–2,8 миллиона фунтов.
Следующие вечерние торги современного искусства состоятся в ноябре в Нью-Йорке.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20111017_chrisries.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20111017_chrisries.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.