Особенности рынка афроамериканского искусства
О росте интереса к афроамериканскому искусству в последние годы, о специфике этого рынка, а также о неизбежных проблемах и о том, как с ними справляются молодые чернокожие авторы
В свое время на коллекционирование искусства афроамериканцев в США было наложено табу, и произведения, созданные чернокожими жителями Америки, не представляли почти никакой ценности для серьезного собирателя. Теперь «черное» искусство — важный раздел арт-рынка не только в Штатах, но и во всем мире. Сегодня несколько факторов поддерживают неугасающий интерес к этому искусству. Сначала президент Барак Обама после своего избрания на пост главы государства украсил стены Белого дома работами нескольких чернокожих художников, в частности Альмы Томас (подробнее о выборе Обамы и о значении, которое придается в Америке художественному собранию Белого дома, читайте статью Юлии Максимовой «Белый дом украсят произведениями художников-абстракционистов»). Кроме того, с «черным» искусством на постоянной основе знакомит своих посетителей Национальный музей афроамериканской истории и культуры. И наконец, в последние годы в ведущих музеях страны прошло несколько ретроспектив таких афроамериканских художников, как Глен Лигон (Glen Ligon), Баркли Хендрикс (Barkley Hendricks), Кара Уокер (Kara Walker) и Рэдклифф Бэйли (Radcliffe Bailey).
Развитие рынка афроамериканского искусства началось на заре 1980-х, когда сильно возрос интерес покупателей к творчеству темнокожих старых мастеров — Генри Оссава Таннера (Henry Ossawa Tanner, 1859–1937), Чарльза Уайта (Charles White, 1918–1979), Нормана Льюиса (Norman Lewis, 1909–1979) и многих других. Успешное начало продвижению черного искусства положил актер и филантроп Билл Косби (Bill Cosby): в 1981 году он приобрел на Sotheby’s работу Генри О. Таннера «Благодарный бедняк» за ошеломительные по тем временам 200 тыс. долларов. «До той поры работы афроамериканцев на аукционах фактически не появлялись, никто не знал, как их оценить и даже как их продавать. Заинтересованные в этих произведениях покупатели всегда были, однако новые работы не появлялись на рынке», — рассказал Найджел Фриман (Nigel Freeman), глава отдела афроамериканского искусства нью-йоркского аукционного дома Swann Galleries.
Но лишь в конце 1990-х работы чернокожих художников стали восприниматься как выгодный объект для инвестиций. Несколько лет назад Swann Galleries, один из немногих домов, занимающихся афроамериканским искусством, продал произведение Аарона Дугласа (Aaron Douglass) за 600 тыс. долларов при эстимейте в 100 тыс. А в июне 2011 года на торгах современным искусством Phillips de Pury & Co’s автопортрет Жана-Мишеля Баскии (Jean-Michel Basquiat) достиг внушительной цены молотка 2,1 млн фунтов (3,4 млн долларов).
Как сегодня определяется цена на работы афроамериканских авторов? Найджел Фриман из Swann Galleries полагает, что она зависит от ряда факторов: инвестиционной привлекательности, истории продаж, редкости и качества работы. «Мы, Swann Galleries, являемся вторичным рынком, поэтому можем оценить работу ниже, чем в розничной продаже, где возможны большие скачки цен. Однако в итоге все надбавки “выварятся” и цена сведется к уровню остальных аукционных результатов, с которыми все равно придется сравнивать», — считает Фриман. Специализированный отдел афроамериканского искусства в Swann Galleries появился в 2007-м; на последних торгах в начале 2011 года аукционному дому удалось выручить 1,2 млн долларов, при этом только 22% лотов остались без покупателей.
Тем не менее для некоторых ценителей рыночные успехи афроамериканских работ не имеют столь большого значения, для них гораздо важнее их историческая ценность. Например, Имо Нсе Имех (Imo Nse Imeh), профессор искусствоведения в Уэстфилдском государственном университете, а по совместительству еще и художник, полагает, что поскольку искусство — сфера субъективная, то популярность работы — такой же неоднозначный фактор. Иногда приобретение какой-то работы может спасти ее от гибели, а правильный покупатель может сделать произведению хорошую рекламу и тем самым повысить его ценность, считает профессор Имех. Как чернокожий художник, Имех полагает, что присутствие в работе культурных и расовых тем влияет на ее цену, определяемую арт-сообществом. «Однако не стоит забывать, что белые художники доминируют. Мейнстрим-искусство — это мир белых. В этом мире свои круги контролируют, что кому продается», — отмечает Имех.
Но помимо мира аукционов, галерей, музеев и дилеров, где всё в основном решается белыми, есть еще мир технологий, Интернета. Он позволил многим, а особенно молодым чернокожим художникам следить за тем, как и кому продаются их работы и где они используются. Леопольд Васкес (Leopold Vasquez) из компании Sound of Art, занимающейся продвижением молодых авторов, полагает, что сотрудничающие с ним афроамериканские художники уже заявили о себе. Благодаря технологиям они наладили контакты с большим числом людей, и теперь для них важнее позиционировать себя не столько как чернокожих художников, сколько как просто художников.
«Несмотря на то что благодаря технологиям “черное” искусство теперь беспрепятственно распространяется в мире, его протестная, политизированная суть никуда не уходит, она лишь эволюционирует, — считает профессор Имех. — Искусство афроамериканцев сегодня находится в очень интересном положении, особенно когда у нас чернокожий президент. Кое-что изменилось в том, как воспринимают “черные” работы в “белых” пространствах. Однако я не думаю, что нулевые так уж сильно отличаются от 70-х, 80-х, 90-х. Впрочем, поднялась большая волна мультикультурализма, и теперь существует много видов “черного” искусства. Сегодня проблема существования “черного” искусства уже не стоит; теперь мы пытаемся понять, как позиционировать его на разных площадках, и дать более четкое определение тому, что есть “черное” искусство».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110911_black_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110911_black_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.