Арт-рынок в первом полугодии 2011 года
Первое полугодие 2011 года оказалось лучшим за всю историю рынка искусства — во многом благодаря арт-рынку Китая, подтвердившему свои лидерские позиции
Несмотря на медленный экономический рост в первые шесть месяцев текущего года и нарастающий долговой кризис, усиливший панику на финансовых рынках, рынок искусства пережил лучшее полугодие за всю свою историю. Общемировая выручка от продажи произведений искусства в первой половине 2011 года составила 6,3 миллиарда долларов — динамика арт-рынка даже лучше, чем в пиковый период 2007-2008 годов. Более того, результат первого полугодия 2011 года уже превысил суммарный результат всего 2009 года. А по сравнению с первым семестром 2010 года общемировой аукционный доход вырос на 34%. Столь необычно высокому росту способствовали экспансия арт-рынка Китая и конструктивные решения, принятые на «старых» рынках.
В 2010 году Китай впервые стал крупнейшим рынком искусства в мире, и текущий год его лидерские позиции упрочил. Общая аукционная выручка Поднебесной в первой половине 2011 года составила 2,2 миллиарда долларов, и вновь Великобритания и США остались позади с результатами в 1,6 и 1,4 миллиарда долларов соответственно. Титаны арт-рынка Christie’s и Sotheby’s, которым в 2008 году досталось 72% от глобальной аукционной выручки, на этот раз сумели «откусить» только 53% от общемирового рыночного пирога. Несмотря на оптимистические заявления двух лидеров о росте своих доходов в первом полугодии, их успехи все же не столь значительны, чтобы по-прежнему сохранять свою дуополию на арт-рынке, где так стремительно развивается Китай: семь из десяти ведущих аукционных домов ныне находятся в Поднебесной и их конкуренция подрывает лидерство Christie’s и Sotheby’s, длившееся последние сорок лет.
Методы борьбы с кризисом, разработанные аукционными домами в 2009 году, продолжают приносить плоды. Отказавшись от гарантированных цен и подстраивая предложение на арт-рынке под покупательский спрос, аукционные дома смогли добиться необычайно низкого процента непроданных лотов в первом полугодии 2011 года. Без покупателя остались 34% лотов, что меньше 35%-ного порога 2006 года, а ведь тогда размах спекуляции был таким, что практически все продавалось по ценам, на тот момент считавшимся заоблачными. Приспособление рынка к новым обстоятельствам проявилось еще и в том, что цены стали более приемлемыми, а предложение лотов в нижней ценовой категории увеличилось. В первом полугодии 2008 года только 66% лотов имели эстимейты ниже 5 тысяч долларов, в то время как в текущем году количество таких лотов увеличилось до 72%.
Расширение доступного ценового сегмента происходит одновременно с улучшением положения в верхнем секторе рынка: три года назад из работ с эстимейтами свыше миллиона долларов ушли с молотка только 73%; в текущем году проданы были уже 84% лотов дороже миллиона. В целом же в период с января по июнь текущего года не менее 944 работ ушли к новым владельцам, перешагнув планку в миллион долларов. Это на 200 работ больше, чем за аналогичный период 2008 года, который до сих пор считался непревзойденным по динамике полугодием для арт-рынка.
В 2008 году цены на арт-рынке подогревались очевидным финансовым ажиотажем. Но вслед за падением финансовых рынков начался затяжной спад и на рынке искусства, продлившийся 16 месяцев и достигший 31%. Рост китайского арт-рынка и пробивная стратегия продаж аукционных домов стали теми факторами, которые обеспечили последующее выздоровление рынка искусства. Если оставить в стороне рассуждения о спекуляции, с 2009 года цены на арт-рынке выросли на 36%, а за одно только первое полугодие 2011 года показали прибавку на 15%.
В 2008 году динамику цен задавал сегмент послевоенного и современного искусства; с 2009-го покупатели обратили свои взоры в сторону искусства художников XIX века и модернистов. Так, в 2011 году из ста лучших аукционных результатов первого полугодия только восемь были достигнуты произведениями современного искусства, тогда как в 2008-м в сотне самых успешных лотов пятнадцать принадлежали авторству таких художников, как Джефф Кунс, Дэмиен Херст, Такаси Мураками, и др.
Еще одним доказательством растущего влияния Китая на мировой арт-рынок стало присутствие двух китайских авторов на лидирующих позициях в условном рейтинге ста самых успешных художников по аукционному обороту. Первое место в этом списке сейчас принадлежит Чжану Дацяну (Zhang Daqian), чьи работы в этом полугодии принесли 360 миллионов долларов. За ним следует Ци Байши (Qi Baishi) с результатом 274 миллиона. Традиционный лидер этого рейтинга Пабло Пикассо (Pablo Picasso) впервые за последние десять лет занимает всего лишь девятую строчку. В истекшем полугодии восемь из пятнадцати самых успешных художников были китайцами. Произведения Чжана Дацяна за шесть месяцев принесли доход, почти равный суммарной выручке от работ Пикассо за весь 2010 год.
Во времена, когда текущая ситуация на арт-рынке все больше напоминает динамику 2008 года, способны ли предпринятые игроками арт-рынка структурные изменения предотвратить падение цен на произведения искусства вслед за коррекцией финансовых активов? Второе полугодие успешно стартовало лондонскими июльскими торгами старых мастеров; грядущий сентябрь, безусловно, станет показателем того, как арт-рынок отреагировал на нестабильность фондовой биржи этим летом и макроэкономический долговой кризис.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110901_artprice.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110901_artprice.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.