Динамика ближневосточного арт-рынка
Как чувствуют себя современные арабские художники на своем национальном и мировом рынках искусства
В галерее «Победа» (Москва, Болотная набережная, 3/4) проходит фотовыставка «Natura Morta», представляющая работы семи русских и американских фотографов, объединенных по жанровому принципу — на выставке собраны натюрморты Ирины Полин, Вадима Гущина и Алексея Киселева, Джефферсона Хэймана (Jefferson Hayman), Паулетт Тавормина (Paulette Tavormina), Чарльза Грогга (Charles Grogg) и Майкла Хьюи (Michael Huey).
Предметный мир, с одной стороны, очень податлив фотографу — вещи дают редкую возможность продолженного технического эксперимента (главным образом работы со светом, регулирования светотеневых нюансов и т. д. — о чем говорит один из участников выставки Чарльз Грогг, комментируя свои ранние натюрморты с цветами), с другой стороны, фотографы инстинктивно пытаются преодолеть статичность, «статуарность» объектов, не удовлетворяясь простой фиксацией, а угадывая вибрации тайной, невидимой жизни, реабилитируя, на первый взгляд, самый банальный предмет (вроде посуды на фотографиях Ирины Полин или Майкла Хьюи, хлеба в серии Вадима Гущина), избавляя его от «пересмотренности», «переиспользования» современным человеком, создавая неожиданные ситуации и контексты.
Так, например, фотографические натюрморты Паулетт Тавормина, явно вдохновленные голландской живописью XVII века, тщательно составлены, на них скрупулезно проработан каждый элемент, каждая деталь композиции; при этом, она иронично обыгрывает увлеченность барокко аллегорией, отсылая не к общим категориям, а личным воспоминаниям (вроде инжира, который рос в семейном саду), так же ловко она обходится с популярным в барочной живописи приемом trompe l’oeil: овощи и фрукты буквально выпадают из условной рамы, усиливая нестабильность причудливых композиций, где лимоны, персики и т. д. висят на веревках, как будто украшая невидимый рыночный прилавок.
Обращенность в прошлое — в случае Джефферсона Хэймана — приобретает формы эстетской ностальгии. Банальные предметы (пара ботинок, стакан, магнитофонная катушка и т. д.) превращаются, благодаря технике печати и изысканным авторским рамам, в артефакты ушедшей действительности, возбуждая в зрителе странное ощущение времени, мы словно стараемся припомнить тот или иной образ, впечатление от предмета, но, зафиксированные на сетчатке наших глаз бокалы, кружки, максимально далеки от объектов Хэймана, больше похожих на живопись Джорджо Моранди, а не на массовый продукт из супермаркета. Чарльз Грогг в серии «Reconstructions» похожим образом (за счет редкой техники печати на рисовой бумаге и коллажному принципу: очертания объектов собираются из отдельных фрагментов) обновляет наше восприятие предмета, сомневаясь в объективности привычного «готового», быстрого взгляда. Грогг замедляет и усложняет процесс смотрения, намеренно играя с ожидаемым, предзаданным; он вмешивается в двухмерность фотоизображения, добавляя как будто свидетельства странного, фантастического существования разной растительности — ниточки, швы, сцепляющие лепестки цветов, превращают привычное в уникальное, заставляют активизировать другую оптику.
Ирина Полин строит хрупкие, не прочнее карточного домика, башни из стекла и хрусталя разного времени; фужеры, стопки и бокалы, возвышаясь на столах в качестве декоративных конструкций, помещенные в стерильное, очищенное пространство, постепенно лишаются своей конкретности, утилитарности.
Точно так же, как в серии фотографий буфетов Майкла Хьюи стопки посуды не перестают быть таковыми, но, данные в виде негативов, они как будто утрачивают материальные свойства, выбивая нас из привычного визуального равновесия.
Портреты вещей Вадима Гущина так же растворяют материальность, очевидность фактуры, объема и т. п. Его черно-белые «Хлеба», снятые близко, так что видны поры, суть знаки самих себя, маркеры собственного присутствия, выхолощенные контуры.
Схожие ощущения возникают при взгляде на фотоработы Алексея Киселева: хотя его «фуршетные репортажи» устроены совершенно иначе — еда и посуда ничем не притворяются, взгляд фотографа более быстрый и жадный, рука и глаз работают синхронно — но схваченные сбои (то идеальной симметрии разложенных продуктов, то абсурд сочетания конфет m&m’s, благовоний, инжира, и все это на фоне гобелена-бестиария) провоцируют и заостряют зрительское зрение, меняя модус восприятия, как будто открывая еще одно измерение.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110728_arab_contemporary_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110728_arab_contemporary_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.