Старые Мастера — битва титанов
Прошедшие в начале июля аукционы произведений Старых Мастеров Christie's и Sotheby's отмечены новыми рекордами и новыми именами в рейтинг самых дорогих работ Старых Мастеров
Рынок произведений Старых Мастеров имеет два четко разграниченных уровня: на одном из них сотни работ менее известных мастеров продаются по цене в несколько сотен долларов, а на другом находятся титаны истории искусства, чьи избранные шедевры легко достигают цены молотка в десятки миллионов. Впрочем, такие основополагающие работы признанных гениев очень редко появляются на торгах, и крупные аукционные дома должны хорошо потрудиться, чтобы заполучить их для продажи. Christie's и Sotheby's удалось украсить свои каталоги торгов Старых Мастеров, прошедших в начале июля, рядом исключительных работ. За эти зачастую ключевые для своей эпохи произведения разыгралась нешуточная битва ставок.
Лучшие результаты
На вечерних торгах Christie's «Искусство Старых Мастеров», прошедших 5 июля в Лондоне, шесть работ ушли с молотка дороже миллиона фунтов: это полотно «Скаковая лошадь Джимкрэк на Ньюмаркетской пустоши с тренером, конюхом и жокеем» Джорджа Стаббса (20 млн фунтов)*; эскиз мужской фигуры со спины, выполненный Микеланджело для фрески «Битва при Кашине» (2,8 млн фунтов); морской пейзаж кисти Симона де Влигера (Simon de Vlieger) «Приветственный салют голландских фрегатов» (1,35 млн фунтов); «Мадонна с младенцем» кисти Таддео Гадди (1,15 млн фунтов); «Портрет Франца Ховарда» кисти Маркуса Герардса младшего (1,5 млн фунтов); и наконец, «Портрет миссис Уильям Вильбуа» Томаса Гейнсборо, ушедший к новому владельцу за рекордные 5,8 млн фунтов. Другой крупный портрет кисти Гейнсборо с эстимейтом 3–5 млн фунтов остался без покупателей.
На аналогичных вечерних торгах Sotheby's 6 июля всего три работы достигли цены молотка свыше миллиона фунтов: новый рекорд был установлен для работ Франческо Гварди — его пейзаж «Венеция. Вид моста Риальто с Угольной набережной» ушел с молотка за 23,8 млн фунтов; картина «Мадонна с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем» в исполнении Корреджо принесла 3,2 млн фунтов; а за работу «Успение Богородицы» Ганса Леонарда Шауфелейна (Hans Leonhard Schäufelein) новый владелец заплатил 2,4 млн фунтов.
Стремительный взлет Джорджа Стаббса
Об английском анималисте Джордже Стаббсе громко заговорили еще в 2010 году после того, как его картина с пятью лошадьми «Племенные кобылы и жеребята» ушла с молотка за 9 млн фунтов (14,18 млн долл., Sotheby's, 8 декабря 2010) — это третий в списке лучших результатов английских художников в 2010 году. Цена молотка стала рекордной и для самого Стаббса, чьи полотна раньше уходили не дороже 3 млн фунтов.
Всего шесть месяцев спустя оглушительный успех картины с Джимкрэком затмил предыдущий рекорд настолько, что цена в 9 млн фунтов стала казаться не слишком большой. 5 июля на Christie’s изображение Джимкрэка — легендарного скакуна XVIII века, выигравшего 28 из 36 забегов — ушло с молотка вдвое дороже полотна «Племенные кобылы и жеребята»: работу с интересным композиционным решением (Джимкрек изображен на ней дважды на переднем и заднем планах) новый владелец купил за 20 млн фунтов (32,15 млн долл.).
Таким образом, работа Стаббса стала третьей в десятке самых дорогих работ Старых Мастеров, уступив лишь полотну «Избиение младенцев» Рубенса (45 млн фунтов, Sotheby's, 10 июля 2002) и рисунку «Голова музы» Рафаэля (26 млн фунтов, Christie's, 8 декабря 2009).
Рекорды устанавливаются, чтобы их превосходить…
Финальная ставка на полотно Джорджа Стаббса составила почти половину от суммарной выручки всего аукциона Christie’s, на котором 42 лота принесли 43,5 млн фунтов.
На следующий день, 6 июля, пришел черед Sotheby’s продавать полотна Старых Мастеров. Суммарная выручка этих торгов была в целом ниже, чем у Christie’s (41,1 млн фунтов), несмотря на то, что лотов в каталоге было на 30 больше.
Гвоздем программы стало очень редкое полотно Франческо Гварди, побившее даже рекорд Джорджа Стаббса. Монументальный пейзаж «Венеция. Вид моста Риальто с Угольной набережной» обладает блестящим провенансом, изложенным на 32 страницах в каталоге торгов — это, безусловно, повлияло на внушительный эстимейт работы — 15–25 миллионов фунтов. Окончательный результат работы подтвердил самые оптимистичные ожидания: пейзаж Гварди, шедший под номером 73, принес 23,8 млн фунтов, подвинув с третьей строчки рейтинга самых дорогих работ Старых Мастеров обосновавшегося было там Джорджа Стаббса. Предыдущий персональный рекорд Гварди оставался непревзойденным с 1989 года, когда его пейзаж «Вид острова Джудекка и набережной Дзаттере в Венеции» ушел с молотка за 8,9 млн фунтов на Sotheby's.
* Цены, приведенные в этой статье, могут отличаться от цен в других материалах AI на величину Buyers Premium.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110722_old_masters_artprice.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110722_old_masters_artprice.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.