- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Верейский Орест Георгиевич (1915-1993) Акварель 1962 г.
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?
Ориентализм возвращается?
ARTinvestment.RU 26 января 2011
Картины на «восточную» тему: выставки и рынок
Среди любопытных музейно-рыночных тенденций последних лет — возвращение интереса к живописи на «восточную» тематику. Наиболее яркий пример — аукционная продажа картины полузабытого викторианского художника Лоуренса Альма-Тадемы (Lawrence Alma-Tadema) «Обретение Моисея» за 35,9 миллиона долларов. В Брюсселе недавно завершилась выставка «Ориентализм в Европе: от Делакруа до Кандинского» — самый крупный смотр подобного рода произведений с 1984 года. А в парижском Музее Орсэ показывали картины академика Жана-Леона Жерома (Jean-Léon Gérôme), много изображавшего «экзотический» для европейцев быт турок и египтян. О том, почему вновь появился этот тренд, размышляет британская газета The Art Newspaper.
Для начала стоит вспомнить, почему в последние несколько десятилетий ориенталистская живопись воспринималась как нечто, по выражению английского куратора Николаса Троманса (Nicholas Tromans), «этически неправильное». В 2008 году Троманс устроил в галерее Тейт выставку британских картин под названием «Притяжение Востока»; мероприятие совпало с 30-летием выхода ключевого труда, критикующего традиционные европейские представления о восточной культуре — книги Эдварда Саида (Edward Said) «Ориентализм». По мнению Саида, эти воззрения были одним из проявлений империализма.
«Я думаю, что попытки применить идеи Саида к анализу живописи были не очень успешны, — заявляет Троманс. — “Ориентализм” в саидовском значении этого слова выражает наше нежелание признать, что люди на Востоке могут смотреть на мир “правильно”, что их воззрения естественны: согласно западному мышлению, наше восприятие действительности объективно, а они видят все сквозь призму религии и консервативной культуры. Но, говоря философски, мы вряд ли можем утверждать, что какая-то визуальная культура более “естественна”, чем другая, — они просто разные».
Обложку американского издания книги Саида украшает репродукция работы Жерома «Заклинатель змей»; по мнению автора, картина отображает не истинные нравы и обычаи Востока, а западные стереотипы. Благодаря обилию деталей произведения художника долгое время считались реалистическими, на самом деле они больше отвечают тогдашним европейским мифам о чувственном и жестоком арабском мире.
Еще одна проблема — непопулярность академической живописи XIX века, которую принято считать слишком «стерильной», помпезной и вообще неинтересной. Можно ли утверждать, что новый тренд продиктован желанием добиться переоценки этого искусства? Или это всего лишь отражение реалий арт-рынка, где все заметней становится роль богатых покупателей с Ближнего Востока?
«Я долго считал, что живопись XIX века игнорируется совершенно незаслуженно, — говорит куратор брюссельской выставки Роже Дидеран (Roger Diederen). — С того времени осталось много очень качественных работ. Ориентализм привлекал художников всех стран, всех направлений — это же такая богатая тема. В их произведениях затрагивается огромное количество проблем — социальных, религиозных, политических, которые и в наше время стоят крайне остро, и поэтому выставку на тему ориентализма никак нельзя назвать неактуальной».
А вот что утверждает Эдуар Папе (Edouard Papet), один из устроителей выставки в Орсэ: «Мы не собираемся реабилитировать ни Жерома, ни живопись XIX века. Да, он академик — хотя работы, созданные после 1850 года, к этому течению не отнесешь. Мы хотим показать, каким он был потрясающим создателем образов, какой современной была его живопись». Папе подчеркивает, какое влияние его «иллюзия правды» оказала на Голливуд — стоит лишь вспомнить знаменитый фильм Ридли Скотта (Ridley Scott) «Гладиатор». Известно, что режиссеру показывали репродукцию картины Жерома «Добей его!», изображающей поверженного гладиатора и требующих его смерти зрителей. По словам Скотта, именно тогда сей сюжет его и зацепил.
На рынке искусства живопись XIX века стала одним из немногих сегментов, не затронутых арт-бумом 2000-х. Индекс европейского искусства XIX века Art Market Report составил в сентябре 2008 года 10 099 пунктов (базовый уровень 1 014, точка отсчета — 1976 год). Десятикратный рост — относительно скромно по сравнению с европейскими импрессионистами (в октябре 2008 года их индекс составил 26 651 пунктов при том же базовом уровне). Стоит отметить, что у ориенталистов дела обстоят лучше: их индекс в 2007 году подскочил, достигнув в октябре 2010-го пика в 52 524 пункта (базовый уровень — 920).
«Успех ориентализма практически полностью зависит от активности покупателей с Ближнего Востока», — говорит директор лондонской галереи Fine Art Society. В своем эссе о рынке ориенталистов Николас Троманс пишет: «Британские империалисты покинули регион Персидского залива в 1971 году, но на их место тотчас же пришли британские арт-дилеры. Благодаря массивному росту цен на нефть после 1973 года в странах Залива появился существенный спрос на ориенталистскую живопись. И управлялся этот рынок из Лондона».
В 1980-х годах работы на «восточную» тему продавались весьма бодро, а в 1990-х рынок притих. Иногда аукционные дома устраивали специальные тематические торги, посвященные такого рода искусству. «Рынок [ориенталистов] всегда был волатилен, — говорит специалист аукционного дома Этьен Эльман (Etienne Hellman). — Риск достаточно высок». «Но на данный момент это самый динамичный сегмент рынка живописи XIX века, — отмечает глава галереи Mathaf Брайан Макдермот (Brian MacDermot). — Полотна на восточную тему продаются хорошо, но покупатели стали более разборчивы — они здраво относятся к ценам».
Среди известных покупателей — двоюродный брат катарского эмира шейх Хассан Аль-Тани (Hassan Al-Thani), чья коллекция хранится в Музее Ориентализма в Дохе (который, правда, сейчас закрыт). Некоторые экспонаты можно было недавно увидеть на посвященной Оттоманской империи выставке в местном Музее исламского искусства.
В последние годы также очень заметно присутствие на рынке покупателей из Турции и Ливана. В мае 2008 года картина Османа Хамди Бея (Osman Hamdi Bey) «Дама из Константинополя» принесла на Sotheby’s три с лишним миллиона фунтов. Этьен Эльман также отмечает, что картины ориенталистов всегда пользовались спросом у американцев.
Ниже приведен список мероприятий, которые могут заинтересовать любителей этого течения в искусстве.
Выставки
Ориентализм в Европе: от Делакруа до Кандинского. Выставочный зал Культурного фонда Hypo, Мюнхен, 28 января — 1 мая; Centre de la Vieille Charité, Марсель, 27 мая — 28 августа.
Цвета Востока: Искусство и жизнь в Оттоманской Империи. Villa Empain, Брюссель, до 27 февраля.
Восток глазами Кристиана Лакруа. Музей на набережной Бранли, Париж, 8 февраля — 15 мая.
Гений Востока. Музей изящных искусств, Лион, 2 апреля — 4 июля.
Восток в итальянской живописи XIX века. Пинакотека Де Ниттис, Барлетта, Италия, 4 мая — 5 июня.
Восток: От Делакруа до Матисса. Музей капеллы Благовещения, Сен-Тропе, 1 июля — 30 октября.
Неизвестный Восток России: ориентальная живопись 1850–1920 годов. Музей Гронингена, Гронинген, Нидерланды, до 8 мая.
Аукционы
Картины, рисунки и акварели старых мастеров и художников XIX века, Christie’s, Нью-Йорк, 26 января.
Искусство ориентализма. Впечатления о Ближнем Востоке и Северной Африке. Bonhams, Дубаи, 13 апреля.
Секция ориентализма, торги живописью XIX века, Sotheby’s, Лондон, 18 мая.
Источники:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110126_orientalism.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110126_orientalism.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
- 22.04.2024 На «Арт Москве» показали новые работы Виктории Волтегровой Художница дебютировала на ярмарке с серией работ, посвященной экологии
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Яков Голубев, "Еловый лес"
- Оценка картин
- Верейский Орест Георгиевич (1915-1993) Акварель 1962 г.
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Малышев Иван Кондратьевич /1929-2010/ Осенний мотив 1982 год
- Мороз Георгий Моисеевич (1937 - 2016) Радостный день 1990 год
- Маска Хёттоко, дерево, Япония
- Н.Сызганова. Вышивка
- Окимоно "Мальчуган", бронза, Япония
- Кто автор?