



Рукописи Чайковского и Набокова на торгах Christie’s
ARTinvestment.RU 02 июня 2010
Сегодня аукционный дом Christie’s проводит в Лондоне торги «Ценные рукописи и книги»
Сегодня, 2 июня, Christie’s проводит в Лондоне торги «Ценные рукописи и книги». Топ-лотами аукциона станут три уникальных произведения, созданные одними из ведущих представителей русского искусства.
Ранее не издававшиеся части рукописной партитуры оперы Петра Ильича Чайковского (1840–1893) «Мазепа» 1883 года с полной партией для оркестра (эстимейт 200–300 тысяч фунтов), о существовании которых не было известно вплоть до сегодняшнего дня, являются истинным шедевром, впервые выставляющимся на публичные торги. Партитуры сочинений Чайковского, подписанные самим композитором, крайне редко появляются на арт-рынке. С момента начала Второй мировой войны это происходило лишь единожды — 3 июня 2009 года на аукционе Christie’s была продана партитура к опере «Орлеанская дева». Таким образом, ожидается, что предстоящие торги станут по-настоящему уникальным событием для арт-рынка.
Данная рукопись включает в себя завершение любовной сцены между Марией и гетманом Мазепой, происходящей в конце второго действия, и последнюю часть финала третьего действия в полной оркестровке, в то время как любовная тема исполняется исключительно под аккомпанемент фортепиано (специально для вокальной партии). Документ позволяет проследить за процессом создания произведения, во время которого композитор, видимо в состоянии спешки, по ходу работы вносил множество исправлений, порой вычеркивая целые пассажи. Рукопись также содержит замечания, сделанные Чайковским красным и синим карандашами, во время репетиционных исполнений оперы.
Первая постановка оперы «Мазепа» состоялась в Москве 3 февраля 1884 года на сцене Большого театра под управлением дирижера Ипполита Альтани. Практически одновременно с московской постановкой, 6 февраля, премьера прошла и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге (дирижер Эдуард Направник). Несмотря на то, что опера имела оглушительный успех у московской аудитории, Чайковский уехал в Европу сразу же после премьеры, так и не посетив постановку в Мариинском, чем довольно сильно озадачил Александра III. После заверений Направника в том, что опера будет включена в постоянный репертуар театра, Чайковский принялся за доработку. В результате, наряду с несколькими незначительными изменениями, композитор практически полностью переписал две сцены, которые и вошли в данную рукопись. Так, из любовной сцены композитором было вычеркнуто около 65 тактов, и в целом по итогам всех исправлений опера была существенно сокращена. Все изменения были полностью учтены в постановке, которая состоялась на петербургской сцене 10 сентября под управлением Направника. Данные страницы были, по всей видимости, изъяты из общей партитуры, которая на сегодняшний день находится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки, во время внесения последних исправлений в апреле 1884 года. Полный свод партитуры, включающий в себя финальные изменения, не был опубликован вплоть до сентября 1899 года, что позволяет говорить о том, что данные страницы так и не были опубликованы в полной оркестровке.
«Мазепа» стала седьмой по счету оперой Чайковского, работа над которой заняла у него необычно много времени: он трудился над ней с сентября 1881 по 28 апреля 1883 года, а уже 10 мая 1883 года композитор отправил партитуру и либретто своему издателю Петру Юргенсону для публикации.
На торги также будет выставлено три лота, имеющих непосредственное отношение к Владимиру Владимировичу Набокову (1899–1977).
Один из них — юбилейное издание «Сочинений» А. С. Пушкина, выпущенное Пушкинским комитетом в 1937 году под редакцией профессора М. Л. Гофмана (эстимейт 12–18 тысяч фунтов). Данное издание буквально испещрено пометками Набокова на русском и английском языках, по которым видно, насколько тщательно он работал с текстами стихотворений выдающегося поэта. Местами это скупые замечания или перевод отдельных слов, в каких-то случаях Набоков выносит на поля переводы целых стихотворений, а где-то встречаются замечания по поводу значимости того или иного словоупотребления: «Ритм зловещего сближения участников дуэли, подчёркнутый эпитетами “тихо” и “ровно”, напоминающими глухой звук шагов, любопытно предвосхищен в конце первой части ранней поэмы Пушкина “Кавказский пленник”…»
Наиболее детальные замечания Набокова относятся к таким стихотворениям Пушкина, как «Вольность», «Разговор книгопродавца с поэтом», «К ***» (в данном случае Набоков приводит перевод начальных строк стиха на английский, немецкий и французский языки), «Эпиграмма (Из Антологии)», «Воспоминание» (здесь Набоков приводит свой развернутый комментарий на русском), «Герой», «Ода LVI», «Подражание арабскому» (незаконченный перевод на английский с многочисленными исправлениями). Комментарии Владимира Владимировича также приведены в конце первой части «Кавказского пленника» и на протяжении всего текста «Евгения Онегина», в то время как «Пиковая дама» содержит лишь краткие примечания. На отдельных листах встречаются зарисовки — в одном месте это эскиз бабочки, а в другом — зарисовка шахматной комбинации.
Лот № 218 представляет собой собрание из 58 набросков шахматных задач, созданных в период с начала 1930-х годов по 30 апреля 1974 года и подписанных «Vladimir Nabokov», «V. Nabokov» или «V.N.» (эстимейт 5–8 тысяч фунтов). В своей автобиографии «Память, говори» Набоков пишет, что составление шахматных задач «требует от их сочинителя тех же качеств, что характеризуют подлинного художника: оригинальности, изобретательности, гармонии, точности, сложности и великолепной неискренности». Первые 18 задач были опубликованы Набоковым в сборнике «Стихи и проблемы», равно как и номера с 19 по 28. Решения задач в большинстве случаев приведены на оборотах в сопровождении комментариев.
Источник: пресс-релиз Christie’s
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100602_chaikovsky_nabokov_at_christies.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100602_chaikovsky_nabokov_at_christies.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 12.04.2021 Французские галеристы подали в суд на правительство из-за карантинных ограничений Арт-дилеры Франции недовольны тем, что вынуждены были закрыть свои двери на месяц карантина, в то время как аукционным домам правительство разрешило продолжить работу
- 09.04.2021 В Испании остановили продажу предполагаемой работы Караваджо Картину Ecce homо хотели продать за €1,5 тысячи как работу Хосе де Рибера, но продажу остановили: эксперты предполагают авторство Караваджо
- 09.04.2021 Цены на рынке NFT искусства за пару месяцев упали на 70 % Средняя цена за произведение искусства, являющееся невзаимозаменяемым токеном, с середины февраля снизилась с $4 тысяч до $1,4 тысячи
- 08.04.2021 Почему «Спаситель мира» не приехал на выставку Леонардо в Лувр два года назад? Согласно новому документальному фильму, Лувр отказался экспонировать «Спасителя мира» как бесспорную работу Леонардо да Винчи
- 08.04.2021 Фаберже выпустит юбилейное яйцо к 10-летию сериала «Игра престолов» Уникальное ювелирное изделие оценивается в $2,2 млн
- 09.04.2021 Итоги AI аукциона № 374 Суммарная выручка превысила 3,8 миллиона рублей
- 05.04.2021 Видеоигра про Супер Марио была продана за рекордные $660 тысяч Мировой аукционный рекорд для видеоигр установила нераспечатанная копия игры Super Mario Bros. 1986 года, пролежавшая в письменном столе последние 35 лет
- 02.04.2021 Итоги AI аукциона № 373 Суммарная выручка составила 4,78 миллиона рублей
- 26.03.2021 Картину Ван Гога продали за $15,4 млн Работа Ван Гога «Уличная сцена на Монмартре» стала топ-лотом аукциона импрессионистов и модернистов Sotheby’s в Париже
- 26.03.2021 Итоги AI аукциона № 372 Суммарная выручка превысила 4 миллиона рублей
- 09.04.2021 СКОРО В ПРОДАЖЕ: Арт-рынки, агенты и коллекционеры Ретроспектива зарождения и развития рынка искусства и культуры коллекционирования в Европе и США
- 06.04.2021 Мнение. Рынок NFT-арта: Мэй и Мозес возвращаются? Чего не хватает рынку криптоискусства, чтобы его можно было рассматривать в качестве сферы осознанных инвестиций
- 31.03.2021 Литература: The Black Market: A guide to art collecting Актуальная книга 2020 года, рассказывающая о возможностях и стратегиях коллекционирования искусства темнокожих художников
- 30.03.2021 Отчет Art Basel & UBS 2021: арт-ярмарки AI изучает показатели продаж на ярмарках искусства в 2020 году
- 29.03.2021 Открыт 59-й аукцион «XXI век. Современное российское искусство» В каталоге собраны произведения Сергея Базилева, Даши Делоне, Юлии Малининой, Pata, Андрея Мунца, Николая Переднего, Романа Рахматулина, Андрея Туканова, Марии Шалито, Татьяны Ян
- 12.04.2021 «Супрематическое предвидение»: выставка Нади Леже в Кремле В Музеях Московского Кремля открылась выставка ювелирных украшений и рисунков Нади Леже (1904–1982), созданных под впечатлением полета в космос Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года
- 07.04.2021 Не живопись: фарфор и текстиль модернистских художников на выставке в Пушкинском музее В ГМИИ им. А. С. Пушкина готовят к открытию выставку около 70 произведений художественного фарфора и текстиля, созданных знаменитыми мастерами ХХ века — Пабло Пикассо, Анри Матиссом, Раулем Дюфи, Морисом Дени, Фернаном Леже и др.
- 31.03.2021 В Бахрушинском музее открывается выставка «Полёт как мечта» Новая выставка расскажет о феномене полёта, мечтах о преодолении гравитации через работы Ильи Кабакова, Дмитрия Пригова, Владимира Стерлигова, Андрея Гросицкого, Эдуарда Штейнберга и многих других
- 26.03.2021 В музее «Гараж» сегодня открываются три выставки Это выставка медиахудожника Давида Кларбаута, проект о нереализованных выставках «Настоящее время, несовершенный вид» и групповая выставка «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена»
- 22.03.2021 Выставка гравюр Альберхта Дюрера откроется в Историческом музее Проект «Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии» представит более 120 гравюр немецкого мастера
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн