Майские торги Sotheby’s и Christie’s: рост продолжается
Высокие эстимейты на предстоящих торгах произведениями импрессионистов и модернистов свидетельствуют об ускорении темпов восстановления цен на арт-рынке
Темпы восстановления цен на арт-рынке продолжают расти. По крайней мере об этом свидетельствуют высокие эстимейты на майских торгах произведениями импрессионистов и модернистов, объявленные ведущими аукционными домами.
Восстановление рынка после осени 2009 года, безусловно, вселяет оптимизм, однако цены на предстоящих аукционах уж очень высоки. В особенности это касается произведений, не так давно уже появлявшихся на вторичном рынке. Результаты торгов, несомненно, позволят определить, насколько эти эстимейты соответствуют ситуации на рынке.
К тому же аукционисты вновь начали предлагать продавцам гарантии (их размер в случае с наиболее значимыми работами достигает десятков миллионов долларов), что еще раз подтверждает их уверенность в восстановлении арт-рынка.
Предоставление гарантий позволило аукционным домам собрать для майских торгов исключительные произведения искусства. В особенности это касается Christie’s, который «заполучил» четыре престижные коллекции: г-жи Сидни Ф. Броуди (Sidney F. Brody), Рэймонда и Мириам Кляйн (Raymond and Miriam Klein), Бернарда Голдберга (Bernard Goldberg) и Майкла Крайтона (Michael Crichton). Больше всего внимание прессы привлекает собрание Броуди, состоящее из 27 лотов. И это совершенно оправданно, поскольку по оценкам экспертов оно может принести около 150 миллионов долларов! Если же суммировать все верхние эстимейты вечерних торгов Christie’s, то получится сумма почти в 300 миллионов! И это не считая главного топ-лота — «Обнаженной на фоне бюста и зеленых листьев» Пабло Пикассо (Pablo Picasso), эстимейт которой пока держится в секрете. Цена на эту работу гарантирована, так же как и на другие шедевры из коллекции Броуди — полотно Анри Матисса (Henri Matisse) «Обнаженная на синей подушке» (эстимейт 20–30 миллионов) и скульптуру Альберто Джакометти (Alberto Giacometti) «Большая голова Диего» (эстимейт 25–35 миллионов). Всего же за четыре бронзовые работы Джакометти, которые будут предложены покупателям 4 мая, представители Christie’s ожидают выручить от 50 до 73 миллионов долларов. «Кот» (также из коллекции Броуди) оценивается в 12–18 миллионов, «Рука» — в 10–12 миллионов, и «Женский торс» — в 3–5 миллионов. Кстати, в мае 1994 года такая же отливка «Руки», какая предлагается сейчас за 10 миллионов, была продана на Sotheby’s в Нью-Йорке за 800 тысяч долларов.
В числе работ, которые вновь возвращаются на аукцион после относительно небольшого перерыва, можно назвать картину Максимильена Люса (Maximilien Luce) «Париж. Архиепископский мост». Эксперты Christie’s решили скорректировать ее эстимейт до 500–700 тысяч долларов после того, как она не нашла своего покупателя 5 ноября 2008 года, имея оценку в 700–900 тысяч. Однако в большинстве случаев эстимейты работ, которым предстоит очередная продажа, все-таки оказываются выше. Например, одна из отливок скульптуры Матисса «Большая сидящая обнаженная», аналогичная той, которая была продана на Christie’s 9 мая 2007 года за 1,95 миллиона долларов, сейчас предлагается уже за 2,5–3,5 миллиона. Полотно «Бульвар Клиши» Пьера Боннара (Pierre Bonnard), которое так и не было продано в 2001 году за 2,8 миллиона долларов, теперь выставлено на Sotheby’s с эстимейтом 4–6 миллиона. А набросок Фернана Леже (Fernand Leger), который на Christie’s 26 июня 2002 года принес сумму, эквивалентную 841 тысяче долларов, теперь оценивается в 3–5 миллионов.
На самом деле, список завышенных эстимейтов получается довольно длинным. Скульптура павиана, выполненная анималистом Рембрандтом Бугатти (Rembrandt Bugatti), в 2006 году превысила эстимейт в четыре раза и принесла 2 миллиона долларов. Судя по оценкам экспертов Sotheby’s, установивших на 5 мая эстимейт 2–3 миллиона долларов, цена ее с тех пор не изменилась. А ведь индекс цен на произведения Бугатти за период с 2006 по 2010 год сократился на 46 процентов…
Действительно ли картина Поля Синьяка (Paul Signac) «Комбла-ле-Шато» выросла в цене до 1,25–1,75 миллиона долларов с момента последней продажи в мае 2002 года? Удастся ли «Обнаженной в кресле со скрещенными ногами» Анри Матисса дотянуть до нижней границы эстимейта в 2,5 миллиона, после того как в ноябре 2006 года ее не удалось продать всего за 2 миллиона? Удвоилась ли цена «Натюрморта со стеклом и игральными картами» Хуана Гриса (Juan Gris) за последние пять лет? Ведь в 2005 году она ушла с молотка на Christie’ s за 2,2 миллиона долларов, а теперь выставляется его конкурентом уже за 4,5 миллиона. Сможет ли «Женщина под лампой» Пабло Пикассо полностью сокрушить свой предыдущий результат в 470 тысяч долларов, установленный в ноябре 1993 года (5 мая организаторы торгов ожидают выручить за нее 3,5–4,5 миллиона долларов)? Действительно ли так подорожала за последние 10 лет «Полуобнаженная» Эдварда Мунка (Edvard Munch), которая в 2000 году принесла сумму равную 552,6 тысячи долларов, а сейчас выставляется с эстимейтом в 1,6–2,2 миллиона? Ответы на все эти вопросы позволят судить о том, насколько в действительности восстановился арт-рынок.
Организаторы надеются, что на предстоящих торгах не обойдется без новых рекордов. Представители Sotheby’s возлагают большие надежды на «Вечерний призрак на пляже» Сальвадора Дали (Salvador Dali) и «Мыслителя» Огюста Родена (Auguste Rodin). Самой дорогой работой Дали с 1990 года пока остается «Корпускулярное лазурное Вознесение Богоматери», проданное за 3,7 миллиона долларов. Вполне возможно, что «Вечерний призрак…», оцениваемый в 4–6 миллиона, покажет более внушительный результат. Если, конечно, его не опередит «Эскиз декорации для балета “Лабиринт” II», предлагаемый на Christie’s за аналогичную сумму. Что же касается «Мыслителя», отлитого в 1917 году, то его эстимейт на предстоящем аукционе также составляет от 4 до 6 миллионов. Пока что самая высокая цена на эту версию скульптуры держится на уровне в 3,54 миллиона долларов, которые были уплачены за нее на торгах в Париже 17 июня 2009 года. В целом же успех нью-йоркских торгов Sotheby’s 5 мая во многом зависит от полотен «Букет к 14 июля 1919 года» Анри Матисса (эстимейт 18–25 миллионов) и «Весна в Живерни» (1890) Клода Моне (эстимейт 10–15 миллионов).
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100502_artprice_may_sales.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100502_artprice_may_sales.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.