Коллекция Майкла Крайтона на Christie’s
На торги Christie’s будут выставлены работы из коллекции американского писателя, автора бестселлера «Парк Юрского периода», создателя телесериала «Скорая помощь», а также признанного знатока творчества Джаспера Джонса
Аукционный дом Christie’s объявляет о том, что на весенние торги «Послевоенное и современное искусство», которые пройдут в Нью-Йорке 11 мая этого года, будут выставлены выдающиеся произведения искусства из коллекции Майкла Крайтона — автора бестселлеров, переведенных на многие языки мира, талантливого сценариста, режиссера и продюсера. Наибольшую известность ему принесли такие книги, как «Штамм Андромеда», «Парк Юрского периода», «Стрела времени», «Затерянный мир», «Восходящее солнце» и «Государство страха», а также телесериал «Скорая помощь». Майкл Крайтон также известен как признанный знаток творчества Джаспера Джонса.
Суммарный тираж романов Крайтона, проданных по всему миру, составляет более 150 миллионов экземпляров, большинство из них переведены на 36 языков, многие были экранизированы. Майкл Крайтон является режиссером известных кинолент, среди которых «Большое ограбление поезда» с Шоном Коннери и Дональдом Сазерлендом в главных ролях. В 1994 году Крайтон стал единственным человеком, чьи произведения заняли первые позиции в списках лучших работ на телевидении (телесериал «Скорая помощь»), в кино (фильм «Парк Юрского периода») и в книгоиздательской отрасли (роман «Разоблачение»).
Еще на заре своей творческой карьеры у Крайтона проснулся живой интерес к работам современных художников, со многими из которых он был близко знаком. В 1976 году Дэвид Хокни написал его портрет, а среди друзей будущего писателя числились Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг и Клас Ольденбург. В 1970 году Крайтон познакомился с Джаспером Джонсом, начав коллекционировать его работы. Художник попросил Крайтона написать сопроводительные статьи к каталогу его работ, выпущенному к ретроспективной выставке, проходившей в нью-йоркском Музее Уитни в 1977 году. Сам каталог и последующая публикация его расширенной и дополненной версии по сей день остаются ключевыми исследованиями творчества Джонса.
В 2006 году Майкл Крайтон был назначен на должность члена правления Окружного музея искусств Лос-Анджелеса (LACMA).
Майкл Крайтон всегда относился к своему увлечению коллекционированием предметов искусства с определенной долей скромности, и только его близкие друзья и родственники могли по достоинству оценить разнообразие и глубину его собрания. Он писал: «Меня никогда не волновало, считается ли то или иное произведение искусства значимым или второстепенным, типично ли оно для творчества художника или выбивается из признанных рамок, насколько репрезентативно творчество того или иного известного художника представлено в моей коллекции. Я всегда приобретал только те работы, на которые мне было приятно смотреть. Для меня это всегда был единственный решающий фактор при покупке. И мне всегда нравилось жить в окружении этих произведений».
Бретт Горви, заместитель председателя Christie’s, США, отметил: «Данные торги — это уникальная возможность как для частных покупателей, так и для музеев пополнить свои собрания произведениями искусства из этой выдающейся коллекции. Майкл был тем редким ценителем искусства, которого по праву можно назвать человеком эпохи Возрождения. Его страсть по отношению к искусству подогревалась бесконечным поиском ответов на извечные вопросы, лежащие в основе всего искусства. В то же самое время он был своеобразным ниспровергателем общепризнанных догм, он постоянно ставил под сомнение и развивал свое понимание феномена современного искусства. Майкл поддерживал дружеские отношения со многими художниками, полемизируя с ними наравне в качестве неповторимой творческой единицы. Формированием данной коллекции он с преданностью настоящего знатока занимался более 30 лет. Он подходил к выбору произведений с вдумчивостью, доверяясь собственной интуиции, подкрепленной непосредственным знакомством с создателями тех или иных произведений, которые в свою очередь являлись одними из самых выдающихся художников XX века. Вниманию коллекционеров будут предложены работы художников, которых Крайтон считал столпами современного искусства, — Пабло Пикассо, Джаспера Джонса, Роя Лихтенштейна и Роберта Раушенберга. Оценочная стоимость четырех полотен составляет в сумме около 20 миллионов фунтов (30 миллионов долларов). Особого внимания заслуживает работа Джонса “Флаг”, являющаяся одним из самых запоминающихся образов XX столетия. Это произведение произвело неизгладимое впечатление на целую плеяду художников всего мира, изменив ход развития истории современного искусства».
Среди топ-лотов нью-йоркских торгов из собрания Майкла Крайтона будут представлены:
- Джаспер Джонс, «Флаг», 1960–1966
- Роберт Раушенберг, «Студийная работа (коллаж)», 1960–1961
- Пабло Пикассо, «Женщина с детьми», 1961
- Рой Лихтенштейн, «Девушка в воде», 1965
По словам пресс-секретаря семьи Крайтон, «Майкл был провидцем. Он любил искусство и ценил свои взаимоотношения с художниками. Решение выставить на торги работы, занимавшие особое место в его жизни, далось нам нелегко. Мы уверены, что люди по достоинству смогут оценить страсть Майкла к выдающимся произведениям, которую он испытывал на протяжении всей своей жизни».
Работа Джаспера Джонса «Флаг», написанная в технике энкаустики около 1960–1966 годов и являющаяся превосходной интерпретацией образа американского флага, ранее никогда не появлялась на рынке. Крайтон приобрел полотно более 30 лет назад непосредственно у художника. В последний раз произведение было представлено вниманию публики 18 лет назад в рамках выставки живописи поп-арта, проходившей в лондонской Королевской академии художеств.
Полотно Джонса исторически является одним из первых иконических образов поп-арта, пришедших на смену абстрактному экспрессионизму Джексона Поллока, Марка Ротко и Виллема де Кунинга и проторивших дорогу новым повседневным образам Уорхола и Лихтенштейна. По словам Бретта Горви, «данная работа Джонса стоит в одном ряду величайших культурных артефактов всех времен наряду с “Моной Лизой” да Винчи и “Мэрилин” Уорхола».
Известный историк искусства Роберт Розенблюм так охарактеризовал картину: «…Это богохульство, дерзость, наивность или что-то за пределами разума?»
Историей того, как сон вдохновил Джонса на создание серии картин под названием «Флаг», художник поделился с Майклом Крайтоном. Из его воспоминаний: «однажды Джасперу приснилось, что он рисует американский флаг. Вскоре после этого он написал первую картину в технике энкаустики и подумал, что это именно то, посредством чего он может выразить самого себя. Парадоксально, но именно этот обезличенный образ помог ему обрести тождественность самому себе».
Крайтон после вспоминал слова Джонса: «тот факт, что в случае с американским флагом не пришлось ничего придумывать, помог мне решить многие проблемы. После этого я перешел к работе над мишенями и другими схожими образами — вещами, которые всем знакомы. Это образы, которые мы постоянно видим, но никогда в них пристально не всматриваемся. Это коренным образом изменило мой подход — у всех этих вещей существуют четко определенные границы, которые легко измерить и перенести на холст».
Далее в воспоминаниях Крайтона говорится о том, что «многим тогда казалось, что рисовать флаг — это абсурдное занятие. Американский флаг мог быть чем угодно, но только не искусством. В тоже время Джонсу удалось сделать из него изящную и тщательно проработанную живописную работу. Такое полотно бесспорно можно было причислить к искусству, не правда ли? Произведение закончено, проблема поставлена, и решить ее может только зритель».
Именно эта двойственность и отстраненность привлекли Майкла Крайтона, которому захотелось лучше понять творчество художника. Вспоминая о своем согласии взяться за работу над каталогом в 1997 году, Крайтон говорил: «Я согласился только потому, что в то время Джаспер был очень загадочной и неприступной фигурой. Я решил, что если буду работать над каталогом, то ему придется ответить на все мои вопросы».
Сложная смешанная техника энкаустики (в процессе написания используется расплавленный воск), в которой написана картина Джонса «Флаг», встречается сегодня довольно редко и берет свое начало еще в Древнем Египте. Данная техника позволила художнику сделать заметным каждый мазок, в то время как звезды на синем фоне и красно-белые полосы американского флага послужили Джонсу прекрасной структурной основой для создания полотна, поверхность которого местами полупрозрачна, а местами — матовая.
Критика о книге Майкла Крайтона «Джаспер Джонс» (издательство Harry N. Abrams, Inc., Publishers):
• «Эта книга помогает понять процесс того, как изучение личности художника может пролить свет на его творчество. Сам Джонс крайне немногословен, поэтому ключом к пониманию его творчества может служить работа Крайтона» (Chicago Sun-Times);
• «Крайтон пишет о художнике и о его идеях с уверенностью человека, который не сомневается в том, что искусство имеет первостепенную важность не только для специалистов, но и для каждого отдельного человека. В результате мы получаем исследование, всеобъемлющее по своему масштабу и доступное по форме» (Art News);
• «Возможно, Майкл Крайтон — это как раз то, чего недостает современному авангарду; образованный неспециалист (человек, обладающий творческим даром в другой области), чьи слова могут найти отклик в умах широкого круга людей и который обладает способностью доступно донести до читателя суть любого феномена, показав его в новой перспективе» (The Washington Post).
Источник: пресс-релиз Christie’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100228_crichton.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100228_crichton.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.