Динамичный рынок кинетического искусства
Уходящее десятилетие ознаменовалось бурным ростом цен на произведения Виктора Вазарели, Бриджет Райли, Якова Агама, Наума Габо и других классиков оптического и кинетического искусства
Кинетическое искусство, зародившееся около ста лет назад, является детищем культа прогресса и веры во всемогущество машин. Корни этого направления следует искать в Европе, Соединенных Штатах и Латинской Америке, где художники разных групп и течений ставили себе целью преодоление статичности искусства и создание нового абстрактного языка, способного передавать движение (разворачивающееся как в реальном времени и пространстве, так и исключительно в восприятии зрителя).
В последние десять лет их произведения существенно подорожали: согласно
Первая четверть 2010 года ознаменовалась новым рекордом на творчество мастера оптических иллюзий Виктора Вазарели (Victor Vasarely). 10 февраля его картину Altaï III (1955–1958) купили за 470 тысяч фунтов (734 тысячи долларов). Работа превысила нижний эстимейт почти в пять раз. Правда, эта цифра меркнет по сравнению с суммами, которые приносят на аукционах творения «наследницы» Вазарели англичанки Бриджит Райли (Bridget Riley) — 1 июня 2008 года ее «Песнь 2» (1967) ушла на Christie’s за 4,5 миллиона долларов. В период с 2006 по 2009 год ее произведения добивались миллионных результатов целых семь раз. Сегодня, чтобы купить себе произведение Райли, необходимо располагать весьма значительными средствами, а за 10-15 тысяч долларов можно приобрести лишь маленькую гуашь.
Вернемся к Вазарели. Его успех был «закреплен» еще одной хорошей продажей — полотно Pâl–5 (1969–1970) принесло на Sotheby’s в Амстердаме 220 тысяч евро (8 марта этого года). Что касается Altaï III, то эта картина нашла покупателя на распродаже коллекции Lenz Schönberg (устроенной опять же домом Sotheby’s). На тех же торгах была представлена хорошая подборка произведений других патриархов кинетического искусства, художников из панъевропейского объединения «Зеро». Эти работы тоже пользовались большим спросом. Особо стоит отметить первый семизначный результат Яна Шонховена (Jan Schoonhoven), чей «Белый структурный рельеф R-61» (1962) достался покупателю за 660 тысяч фунтов (1,03 миллиона долларов) при оценке 150-200 тысяч фунтов.
За три месяца до этого аукциона был установлен еще один важный рекорд. Работа израильского художника Якова Агама (Yaacov Agam) «Четыре темы, контрапункт» выручила на Sotheby’s 24 ноября 270 тысяч долларов, что в два раза больше предыдущей рекордной суммы (и в пять раз больше предварительной оценки).
Другой отец кинетического искусства, Наум Габо (Naum Gabo), впервые описавший направление в своем «Реалистическом манифесте» 1920 года, также пользуется значительным интересом у покупающей публики. На Sotheby’s 5 февраля 2007 года его «Линейная конструкция в пространстве № 3 (с красным)» (1957) была продана за 1,1 миллиона фунтов (2,1 миллиона долларов). Специалисты аукционного дома оценивали скульптуру в 500–700 тысяч.
Первым «кинетическим» творением, достигшим на открытых торгах суммы в миллион долларов, стало знаменитое «Велосипедное колесо» (1913) Марселя Дюшана (Marcel Duchamp) — редимейд, пьедесталом для которого послужила кухонная табуретка. В мае 2002 года Phillips de Pury продал эту классическую работу за 1,6 миллиона долларов. Дюшан, очень интересовавшийся физикой, также создавал «Роторельефы» из картонных дисков с рисунками на основе спирали, образующих при вращении различные иллюзорные формы. Такие работы сейчас стоят 2,5–4,5 тысячи долларов.
Высоко на арт-рынке котируются моторизованные скульптуры Жана Тенгели (Jean Tinguely) и мобили Александра Колдера (Alexander Calder). Metamatic # 7 Тенгели (1959) была продана за 920 тысяч фунтов (1,8 миллиона долларов) на Sotheby’s 1 июля 2008 года, а «Малый авианосец» Колдера (1946) принесла 4,2 миллиона долларов на Christie's 10 мая 2004-го. «Живые скульптуры» этих классиков можно увидеть на выставке «Движение. От кино до кинетического искусства», которая сейчас проходит в музее Тенгели в Базеле (до 16 мая).
В этом десятилетии широкая публика заново открыла для себя кинетическое искусство художников из Аргентины и Венесуэлы. Их работы демонстрировались на таких больших выставках, как «Перевернутые утопии» (Художественный музей Хьюстона, 2004), «Глаз-мотор: оптическое и кинетическое искусство (Страсбургский музей современного искусства, 2005) и «Кинетическая утопия» (Музей королевы Софии, Мадрид, 2007). Конечно же, это сказалось и на аукционных результатах авторов. Например, картины венесуэльца Алехандро Отеро (Alejandro Otero) из серии «Цветовые ритмы» в 1990-х годах приносили на аукционах суммы около 20 тысяч долларов, а сейчас они уходят за 150–350 тысяч. В 2008–2009 годах также были установлены ценовые рекорды на творчество Хесуса Рафаэля Сото (JesúsRafaelSoto), Карлоса Круса-Диеса (Carlos Cruz-Diez), Хулио Ле Парка (Julio Le Parc) и Уго Демарко (Hugo Demarco).
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100425_kinetic_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100425_kinetic_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.