Современное искусство на Sotheby’s 10 февраля
Лучшие произведения Питера Дойга, Люсиена Фрейда, Пьеро Манцони, Герхарда Рихтера, Лучио Фонтаны и Криса Офили на вечерних торгах современного искусства Sotheby’s 10 февраля
Sotheby’s имеет все основания для оптимизма. Прошлогодние ноябрьские торги современного искусства в Нью-Йорке оказались успешными: цены продаж взлетели выше верхних эстимейтов и лишь два лота не нашли покупателей; а позавчерашний результат битвы за скульптуру Альберто Джакометти «Идущий человек I» (65 миллионов фунтов/104,3 миллиона долларов) возвел эту работу на вершины сразу несколько рейтингов — в том числе и рейтинга самых дорогих произведений в истории аукционных торгов.
Вот на таком фоне Sotheby’s готовится к вечерним торгам современного искусства, которые пройдут 10 февраля в Лондоне. Итак…
На торги выставляются 49 произведений из знаменитой коллекции Ленца Шенберга «ЗЕРО-арт», которую господин и госпожа Ленц собирали на протяжении более чем 50 лет. Работы из коллекции, вошедшие в аукционный каталог, выполнены в различных техниках и представляют творчество ведущих европейских художников послевоенного периода, таких как Ив Кляйн, Лучио Фонтана, Пьеро Манцони, Гюнтер Юккер, Роман Опалка и Виктор Вазарели, которых относят к художественному движению «Зеро». Предполагается, что общая сумма от продаж этого стринга (подробно о «ЗЕРО-арт» из коллекции Ленца Шенберга на торгах Sotheby’s можно прочитать здесь) превысит 12 миллионов фунтов.
Вниманию покупателей предлагается «Автопортрет с подбитым глазом» Люсиена Фрейда (Lucian Freud), написанный в 1978 году. Он долгое время хранился в европейской частной коллекции, никогда прежде не выставлялся и поэтому не упоминается в литературе о творчестве художника. Эстимейт этой редкой, но очень значительной работы составляет 3–4 миллиона фунтов. Подробно о стринге работ Люсиена Фрейда, включающем, помимо «Автопортрета…», еще четыре работы из частной европейской коллекции, можно прочитать здесь.
Кроме того, на аукционе будут представлены знаковые произведения таких мастеров, как Питер Дойг, Герхард Рихтер, Крис Офили, Лучио Фонтана и Пьеро Манцони (работы двоих последних представлены отнюдь не только в составе стринга из коллекции Ленца Шенберга), и других художников. Ожидается, что сумма от продаж на вечерних торгах современного искусства превысит 32 миллиона фунтов.
Комментируя предстоящие торги, Глава европейского отделения современного искусства Шайенн Уэстфал сказала: «Мы продолжаем использовать для оживления рынка уже оправдавшую себя формулу предложения работ высочайшего качества с привлекательными эстимейтами. На февральских вечерних торгах мы рады показать произведения послевоенного и актуального искусства. Очевидно, что коллекция группы «Зеро» и впервые открытые, высочайшего уровня работы первоклассных мастеров, которые мы сумели привлечь на аукцион после ноябрьских торгов современного искусства в Нью-Йорке, — убедительное подтверждение доверия к художественному рынку».
Один из топ-лотов — картина Питера Дойга (род. 1959) «Сент-Энтон (Плоский свет)» (1995–1996, холст, масло). Она, несомненно, занимает центральное место в тематической серии художника на «снежную» тему, впервые показанную зрителю в 1996 году на второй его персональной выставке в лондонской галерее Victoria Miro. Это монументальное полотно (275 х 275) является одним из самых крупных и канонических в серии горных пейзажей художника и, наряду с картиной «Лыжная куртка», которая была приобретена галереей Тейт после номинации Дойга на премию Тернера в 1994 году, считается сегодня одним из его шедевров. «Сент-Энтон (Плоский свет)», написанный по фотографии, сделанной самим художником, собирает отдельные элементы его ранних «снежных» работ в единый выразительный образ. Завеса из падающего снега на переднем плане, розовое мерцание высокогорного освещения, высокая линия горизонта, резко уходящая перспектива, плотность мазка, варьирующегося по всей поверхности холста. В результате поднятия линии горизонта и плоскости перспективы уничтожается эффект дистанции — и горная панорама, представшая перед художником, переходит на плоскость холста в сжатом, сгущенном виде. Если быть точнее, «уплощенность», к которой отсылает и второе (в скобках) название картины, — это тот нивелирующий перспективу характерный туманный горный свет, который знаком каждому лыжнику. Пользуясь живописными приемами, Дойг заставляет зрителя почти физически ощутить то особое состояние, которое возникает только в горах. Дойг — художник, несомненно, очень прочно связанный с живописными традициями. Питер Брейгель Старший, Каспар Давид Фридрих, Клод Моне, Густав Климт, Эдвард Мунк — вот далеко не все мастера из разных эпох, наследие которых Дойг исследует и пропускает через свое искусство. Это замечательное произведение оценено в 2–3 миллиона фунтов.
«Aхром» Пьеро Манцони (1933–1963) датируется 1958 годом. В это время художник стал использовать революционный материал — каолин, который открыл новые горизонты в его творчестве. «Aхром» Пьеро Манцони (эстимейт 1,5–2 миллиона фунтов) — одно из первых и лучших произведений этого знаменитого цикла, которое когда-либо выставлялось на торги. В «Aхроме» Манцони стремится найти новый смысл плоскости и материала — это одна из центральных тем в его искусстве. «Aхром» полностью исключает историю. Остаются только безмолвная поверхность, свободная от нарратива и описательности, символов и аллегорий, и одиночество как абсолютная элементарная сущность, не обозначающая ничего, кроме самой себя. И роль каолина в этом контексте — ведущая. В этой работе холст становится пространством для диалога текстуры и поверхности посредством геометрических плиток, сформированных саморегулируемой динамикой каолина. Впервые использованный Манцони в 1958 году, этот материал не требует какого-либо внешнего физического воздействия. Он принимает форму в процессе высыхания: сначала на основу наклеивается мятый холст с выступающими складками и вмятинами, затем покрывается раствором каолина. За свою короткую жизнь, оборвавшуюся в 30 лет, Манцони удалось опередить свое время: его революционные новшества предвосхитили и концептуализм, и «бедное» искусство. А его результаты, воплощенные в таких блестящих работах, как «Ахром», оказали беспрецедентное влияние практически на все направления в мировом искусстве второй половины ХХ века.
Другой топ-лот — это «Пространственный концепт, Ожидание» (1968) Лучио Фонтаны (1899–1968), который, несомненно, является одной из самых значительных работ знаменитого художника, когда-либо выставлявшихся на аукционе. «Пространственный концепт, Ожидание» впечатляет своей монументальностью, драматичным эффектом контраста шелковистой белой поверхности и резкой черноты восьми вертикальных разрезов. Эта работа не появлялась на рынке с момента покупки ее настоящим владельцем около 1985 года и оценивается в 1,8–2,5 миллиона фунтов. Динамичное по композиции, буквально завораживающее своей красотой, являющее зрителю единственный в своем роде диалог цвета и формы, это произведение в полной мере выражает новаторскую пространственную теорию Фонтаны. Созданная спустя два года после того, как художник получил Главный приз 33-й Венецианской биеннале в области живописи, эта блестящая работа воплощает грандиозные амбиции художника-первопроходца. Завораживающая белая поверхность «Пространственного концепта» — идеальное место действия концепции чистого пространства Фонтаны. Восемь брутальных и одновременно деликатных разрезов символизируют собой спонтанность и контроль, под ножом мастера превращаясь в рисунок ритмичного танца, исполняемого на поверхности холста.
Sotheby’s удалось установить одни из самых высоких аукционных цен на произведения немецкого художника Герхарда Рихтера (род. 1932) и удерживать их как в целом на его работы, так и на его абстрактную живопись. На этот раз на аукционе появится монументальный живописный холст Abstraktes Bild (эстимейт 2–3 миллиона фунтов). Работа, происходящая из частного бельгийского собрания, была создана в 1988 году и двумя годами позже приобретена ее нынешним владельцем. Abstraktes Bild (200 х 180) — одно из самых выразительных и совершенных произведений эпического абстрактного цикла Герхарда Рихтера, в полной мере воплотившее уже сложившуюся зрелую эстетику абстрактной образности художника. Насыщенные мощной энергетикой цветовые полосы, словно просачиваясь через поверхность холста, то стекают вниз, то сходятся, то разбегаются, почти исчезая, и в результате создают эффект исключительно драматической силы. Эта работа, написанная многочисленным наложением переливающихся слоев желтого, голубого и серого, — свидетельство того феноменального владения техникой, которое создало Рихтеру репутацию одного из выдающихся живописцев нашего времени. Abstraktes Bild — свидетельство непрерывных технических экспериментов в области абстракции, а также редкой живописной и интеллектуальной утонченности. Рихтер был одержим абстракцией на протяжении всех 1980-х, а результат этих экспериментов все более востребован в последние годы. Эта работа — одно из самых впечатляющих свидетельств более чем десятилетнего исследования технических и эстетических возможностей абстракции художником.
После феноменального успеха работы «Двести однодолларовых купюр» Энди Уорхола (1928–1987), ушедшей с торгов Sotheby’s в Нью-Йорке в прошлом году за рекордную сумму 43,7 миллиона долларов, Sotheby’s в Лондоне с гордостью представляет не менее интересную работу художника — «Джеки» (акрил, шелкография, холст), — подписанную и датированную 1964 годом. Редкая на аукционе, представляющая собой разновидность изображения Джеки Кеннеди на золотом фоне, эта работа — классическое поп-артовское произведение одного из лучших периодов Энди Уорхола. В отличие от остальных вариантов этой «золотой» серии шелкографий из Музея Энди Уорхола в Питсбурге, арендованных Балтиморским музеем искусств, в данной работе композиция зеркально перевернута (лицо Джеки справа), что делает ее уникальной, позволяя заглянуть в творческую лабораторию художника. С того момента, как супруг Джеки был избран президентом Соединенных Штатов в ноябре 1960 года, в атмосфере всеобщего оптимизма, царящего во вновь возродившейся послевоенной Америке, она стала кумиром миллионов людей. Олицетворяя молодость, красоту и стиль, Джеки воплощала идеал жены, матери и первой леди. В этой работе Джеки запечатлена на похоронах мужа после исторической трагедии, когда во время триумфальной поездки в открытом лимузине снайпер застрелил 35-го президента США, а синонимом случившегося стала аббревиатура J.F.K. С легкой руки фоторепортеров общенациональная драма отпечаталась в массовом сознании. Уорхол отобрал в огромной массе этих снимков восемь для дальнейшей работы над ними. Эта работа художника, пропитанная атмосферой скандальности, трагедии и смерти, несомненно, одна из лучших в его творчестве. «Джеки» — это разрушающий все условности отклик на один из самых трагических моментов современной американской истории, глубоко человечный образ, частная драма в контексте общенациональной драмы. Работа музейного качества оценена в 0,8–1,2 миллиона фунтов.
Еще одно значительное произведение, выставленное на торги, — «Без названия XIV» (1983, холст, масло) Виллема де Кунинга (1904–1997), приобретенное непосредственно у художника его настоящим владельцем. Не признающий монотонности в работе, Виллем де Кунинг в 1980-е годы приступил к созданию серии монументальных работ «Без названия», ставших достойным венцом его творчества. Почти все предыдущие десять лет художник при поддержке своей бывшей жены Илейн, с которой он развелся еще в 1955 году, боролся с тяжелым алкоголизмом. Победив зависимость от алкоголя в 1980-х, де Кунинг с новой силой приступил к работе и создав серию композиций из линий и плоскостей, в которых просматривается влияние абстрактных коллажей Матисса с их чистыми цветами и контурными линиями. Эстимейт «Без названия XIV» — 2–3 миллиона фунтов.
«Мадонна I» Андреаса Гурски (цифровая фотография, цветная печать в рамке художника, подписанная и датированная 2001 годом и пронумерованная 2/2 AP с посвящением Мадонне на оборотной стороне). Гурски (род. 1955) зафиксировал поп-звезду на концерте 15 сентября 2001 года в Степлз-центре Лос-Анджелеса. Концерт был запланирован на 11 сентября, но затем отложен из-за террористических атак. Напоминая о мировой солидарности и единстве, фотограф показывает Мадонну в костюме в виде американского флага, а в левом углу на широком телеэкране видны очертания Нью-Йорка на фоне неба после 11 сентября. Эта работа тиражом 6 экземпляров плюс два пробных отпечатка художника оценена в 0,9–1,3 миллиона фунтов.
В ряду топ-лотов организаторы аукциона обращают внимание участников торгов на произведения художников Лондонской школы, в частности Франка Ауэрбаха (род. 1931). На торги выставляются две его работы: «Большая Голова J.Y.M.» (1981, доска, масло), предварительно оцененная экспертами аукционного дома в 600–800 тысяч фунтов, и «Голова Леона Косова» (уголь, мел, бумага), с эстимейтом 60–80 тысяч фунтов. К слову, одноименная работа, выполненная Ауэрбахом маслом на холсте, в прошлом году была продана Sotheby’s за 1,7 миллиона фунтов на ноябрьских торгах современного искусства. Каталог нынешних торгов включает и произведения самого Леона Косова (род. 1926) «Цветочный киоск», «Конечная станция», «Весна» (все — доска, масло); все они созданы художником в 1994 году и выставляются с равными эстимейтами 140–180 тысяч фунтов.
На торги выставляется и работа Криса Офили (род. 1968) «Сквозь виноградную лозу», созданная в 1998 году, когда художник стал лауреатом премии Тёрнера. Это оригинальное произведение (акрил, масло, смола, блестки, коллаж из бумаги, слоновий помет, две подставки из слонового помета) оценено в 250–350 тысяч фунтов. Дополнительным фактором интереса к работе, безусловно, является выставка Криса Офили в галерее Тейт в январе — марте 2010 года, где представлены 45 его произведений.
Источник: пресс-релизы Sotheby’s, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100205_sothebys_10feb.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100205_sothebys_10feb.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.