«Эпоха Зеро»: коллекция Ленца Шенберга на Sotheby’s
На торгах в Лондоне феврале 2010 года будут представлены выдающиеся произведения Ива Кляйна, Лучио Фонтаны и Пьеро Манцони
В феврале 2010 года в рамках лондонских торгов современного искусства Sotheby’s будет представлено 49 первоклассных произведений из знаменитой коллекции Ленца Шенберга «ЗЕРО-арт», которую господин и госпожа Ленц собирали на протяжении более чем 50 лет. Выставленные на аукционе работы из этой коллекции выполнены в различных техниках и представляют творчество ведущих европейских художников послевоенного периода, таких как Ив Кляйн, Лучио Фонтана, Пьеро Манцони, Гюнтер Юккер, Роман Опалка и Виктор Вазарели, которых относят к художественному движению «Зеро». Предполагается, что общая сумма от продаж превысит 12 миллионов фунтов.
Вот как прокомментировала продажу столь значительных произведений из коллекции Ленца Шенберга глава европейского отдела современного искусства Sotheby’s Шайенн Вэстфал: «Коллекция господина и госпожи Ленц — самое крупное собрание работ музейного уровня группы “Зеро”, когда-либо выставленное на торги. Sotheby’s выпала большая честь представлять на своих торгах великолепную коллекцию произведений высочайшего качества с безупречным провенансом. Мы ожидаем, что их появление на аукционе в начале следующего года даст импульс дальнейшему расширению международного признания этого ключевого периода в истории искусства и вызовет огромный интерес среди коллекционеров и знатоков послевоенного и современного искусства во всем мире».
Оглядываясь на последние 50 лет, господин и госпожа Ленц тепло и с благодарностью вспоминают то значительное, насыщенное событиями время в современном искусстве и свою вовлеченность в него. Они собрали блестящую коллекцию из 600 работ, которую неоднократно выставляли на свои средства. Всего было организовано 13 музейных выставок в таких городах, как Барселона, Франкфурт, Мадрид, Мюнхен, Москва, Зальцбург и Варшава. И каждый раз главным побудительным мотивом для господина и госпожи Ленц было желание доказать, что все эти 50 художников представляли одну систему взглядов, выразив в конкретной художественной форме общее для Европы умонастроение, оставаясь в то же время независимыми друг от друга индивидуальностями.
После апокалипсиса Второй мировой войны и разгрома фашизма, поправших идеи гуманизма, зарождался новый мир. «Зеро», через использование фундаментальных принципов монохромности и динамизма, движения и света, предлагает новое видение этого мира, более светлого и безмятежного. «Зеро» демонстрирует креативную энергию и необузданное стремление к новой реальности, где правят эрос и духовность.
Комментируя свое решение продать с аукциона 49 работ из коллекции Ленца Шенберга, господин и госпожа Ленц заявили следующее: «Работы, выставленные на продажу, каждая из них, приобретались с большой любовью и от сердца. Они — лучшая часть собрания Ленца Шенберга и по-прежнему очень много значат для нас. Но мы уже достигли такого возраста, когда вынуждены сократить коллекцию и подготовить ее для дальнейшей передачи. А сохранность остающихся в ней произведений, как и забота о них будут обеспечены Фондом».
О коллекционерах
Первое время Анна и Герхард Ленц избегали общения с художниками, считая, что таким образом они могут сохранить свою независимость в оценках и беспристрастность. Меткий глаз и чутье на качественные вещи позволили им собрать исключительную коллекцию «пост-информального» искусства (Nachinformel) — ЗЕРО-арта. Сами художники тоже считали, что господин и госпожа Ленц всегда приобретали их лучшие работы. В течение многих лет и до настоящего времени Герхард и Анна Ленц сохранили теплые отношения с некоторыми авторами этих произведений, что очень обогатило их жизнь и привнесло в нее много счастливых моментов. Они надеются и впредь по возможности поддерживать свои отношения с друзьями-художниками, продолжая приобретать их работы.
О «ЗЕРО-арт»
Группа «Зеро» сформировалась в апреле 1957 года после серии выставок в мастерских Хайнца Мака и Отто Пине в Дюссельдорфе. Постепенно «Зеро» стала самым значительным явлением в послевоенном искусстве Европы, включив в свою орбиту таких художников, как Ив Кляйн, Лучио Фонтана, Пьеро Манцони, Даниэль Споэрри, Жан Тэнгли, Гюнтер Юккер и другие. Наряду с демократичными мастерскими арт-студиями и знаменитой местной Академией, в Дюссельдорфе художников начала выставлять и галерея Альберта Шмела, которая открылась в мае 1957 года выставкой «Монохромов» Ива Кляйна и сыграла впоследствии ведущую роль в развитии движения «Зеро». Кляйн был включен и в седьмую выставку «Зеро» в галерее в апреле 1958, а Фонтана и Манцони участвовали в восьмой ее выставке в следующем месяце. Таким образом, «Зеро» объединила главных действующих лиц актуальных течений всей Европы, включая новый реализм (Nouveau Réalisme) и бедное искусство (Arte Povera). Свою идеологию группа «Зеро» пропагандировала на страницах одноименного журнала, который издавался между 1958 и 1961 годами, и где были опубликованы манифесты Пине, Мака и Кляйна. Эти большие мастера разделяли схожие убеждения и ставили перед собой схожие цели: порвать с искусством прошлого, в том числе и с послевоенной «информальной» живописью, начать все с «нуля», находить новые формы художественного самовыражения и новые технические средства. Результатом коллективных инноваций этих художников стали их блестящие работы, которые смогли открыть перед зрителем горизонты быстро меняющегося мира вокруг, согласно манифесту 1963 года: «Зеро — это безмолвие. Зеро — это начало».
Топ-лоты коллекции
Монументальное трехметровое Feu 88 — самое крупное и наиболее значительное произведение из знаменитой серии «Огненная живопись» Ива Кляйна, когда-либо представленное на аукционе. Произведение создано в 1961 году — в период высочайшего творческого подъема Кляйна и за год до его преждевременной трагической кончины. Эта экстраординарная работа (одна из семи в серии «Огненная живопись») с отпечатком человеческого тела сводит в пространстве одной картины тему огня Кляйна и тему синих женских силуэтов его более ранней культовой серии «Антропометрии». Feu 88 — уникальное произведение, одна из двух самых больших работ серии, представленной в разных музеях мира, включая Центр Жоржа Помпиду. Она является не только одним из культовых образцов нового реализма, но и символом радикального обновления, которое произошло в середине ХХ века в живописи и скульптуре.
MG 25 — самое архетипическое произведение из потрясающего цикла Monogold, демонстрирующее мощную новаторскую составляющую творческой лаборатории Кляйна. Ка завораживает своей аурой, вызывая у зрителя сложные ассоциации от сакрального до алхимического, становясь посредником между полярными противоположностями материального мира и нематериального. Надпись на оборотной стороне работы свидетельствует, что она была подарена Кляйном своему другу, известному американскому скульптору Ричарду Станкевичу.
Эта эффектная работа Лучио Фонтаны — из серии Pietri («Камни»), над которой художник работал с 1951 по 1958 год. В то время как часть произведений цикла (7 работ) попала в музеи (Стеделик, Амстердам; Центр Помпиду, Париж; Ван Аббемузеум, Эйндховен), «Пространственный концепт. Портрет Карло Кардаццо» такого же безупречного качества остался в частной коллекции. Широко известная как портрет друга художника Карло Кардаццо, эта работа является единственной в цикле Pietri, которой художник дал второе название «Пространственный концепт», то есть название своей самой знаменитой серии работ. Кардаццо, открывший в 1946 году в Милане галерею дель Навильо, стал первым дилером Фонтаны после возвращения художника из Аргентины. Само это произведение было создано в том же году, когда в галерее Кардаццо прошла выставка, посвященная 10-летию направления спациализм.
«Пространственный концепт (Венеция)» Фонтаны, с ее доминантой вертикального разреза, — знаковое произведение исключительной визуальной силы, соединившее знаменитый художественный жест мастера с новаторским использованием нетрадиционных материалов. Разрез с зазубренными краями буквально разрывает поверхность меди, с ее мягкой текстурой, превращаясь в узкое окно на голой картинной поверхности, через которое проступает бесконечное пространство спациализма. В то же время мятая овальная линия — граница этой щели — вызывает, с одной стороны, ассоциации с циклическим континуумом и бесконечностью, с другой — превращает металлическую поверхность во фрагмент лирического пейзажа.
Эта редкой художественной выразительности работа — из серии колотых и прорезанных медных пластин, объединенных под названием Metalli («Металлы»). Сегодня работы этого цикла считаются аутентичными выразителями абстрактного спациализма Фонтаны. Оформленные в виде подвесных скульптур, они были созданы под впечатлением от нью-йоркских небоскребов из стекла и металла (Фонтана посетил Нью-Йорк в конце 1961 года). Представленная работа — с отверстиями, пробитыми в металлической пластине, — одна из самых выразительных в серии Metalli. Произведения этого цикла сегодня находятся в ведущих мировых арт-институциях, таких как «Музей Луизиана» в Хумлебеке, «Пинакотека современности» в Мюнхене, музей «Фон-дер-Хойт» в Вуппертале, и только две вещи из серии остаются в частных коллекциях.
Источник: пресс-релиз Sotheby’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100105_epoche_zero.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100105_epoche_zero.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.