Обзор предстоящих «русских торгов»
Русская неделя в Лондоне: 2,5 тысячи лотов, 5 дней, 10 аукционов
Christie`s. «Православные иконы и церковная утварь», 9 июня (14.00), 230 лотов
В первый аукцион Русской недели в Лондоне включены не только русские, но и греческие иконы (хотя таких совсем немного). Самая дорогая на этом аукционе — икона «Святой Георгий, поражающий дракона», написанная в XVI веке, она оценена в 120–150 тысяч фунтов. Значительная часть самых древних и дорогих икон происходит из частной коллекции, которая в разные годы выставлялась в Антверпене.
Bonhams. «Русские торги», 9 июня (14.00), 241 лот
Этот аукцион включает и старое русское искусство, и авангард, и современное искусство, и прикладное. Главный лот, которым гордятся устроители, — это полотно Наталии Гончаровой «Парусник», которое происходит из собрания сэра Джона Ротенштейна, бывшего в середине ХХ века директором галереи Тейт. Художница подарила ему картину сама, явно догадываясь о своем месте в мировом искусстве. На парусе кораблика она написала: «N. G. 1». Картина стоит 1,5–2 миллиона фунтов.
Наверняка успешно будет продан и большой холст Александры Экстер «Венеция», одна из предварительных разработок художницы для панно советского павильона Международной биеннале в Венеции в 1924 году (эстимейт 400–600 тысяч фунтов).
Из классической живописи самая заметная картина — «Девочка, пускающая мыльные пузыри» Алексея Харламова (400–600 тысяч фунтов).
Живописи второй половины ХХ века на Bonhams больше, чем старой. Здесь и «Композиция с матрешкой» нонконформиста Евгения Рухина, созданная в честь рождения сына у его друга (40–60 тысяч фунтов), и «Королевство английское» Оскара Рабина, и необычная полуабстрактная композиция с дельфином недавно скончавшейся участницы Лианозовской группы Лидии Мастерковой (120–180 тысяч фунтов).
Sotheby’s. Вечерний аукцион русского искусства, 9 июня (19.00), 58 лотов
Сливки своей коллекции Sotheby’s выставляет на вечерний аукцион. Самая дорогая вещь — натюрморт Наталии Гончаровой, в котором фрукты то ли кубофутуристически дробятся, то ли отражаются в гранях хрустальных ваз (2–3 миллиона фунтов); эту картину художница подарила Гийому
Аполлинеру. Тускловатая по колориту «Алла» Марка Шагала — одна из самых первых известных его работ и самая ранняя из когда-либо выставлявшихся на торги (1,4–1,8 миллиона фунтов). В тройку лидеров по эстимейтам попал Иван Айвазовский: на аукционе довольно необычное для него полотно с изображением Пушкина и Марии Раевской (1,2–1,8 миллиона фунтов). Однажды в 1836 году Пушкин повстречал на выставке 19-летнего начинающего художника и напутствовал его: «Работайте, работайте, молодой человек, это главное». «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», — вспоминал потом Айвазовский и создал два десятка рисунков и картин, посвященных поэту. На этой картине большую часть полотна занимает море, Пушкин и барышня Раевская, играющая ножкой с волной, помещены в уголке справа.
Sotheby’s. «Русское изобразительное искусство», включая коллекцию работ Александра Яковлева и Николая Калмакова, 10 июня (10.00 и 14.30), 377 лотов
Каталог этого аукциона устрашающе толст; весьма примечательная его часть — коллекция, собранная французским аристократом Мартином дю Нором, который, однажды набредя на парижском блошином рынке на работы символиста-сюрреалиста Николая Калмакова, решил вернуть имя позабытому и русскими, и французами художнику. Кроме того, коллекционер смог получить работы Александра Яковлева прямо у сестры художника. В 200-300 тысяч фунтов оценено полотно Яковлева «Купальщица» из коллекции француза; за овальный холст Николая Калмакова впервые просят так много — 120–150 тысяч фунтов.
Аукцион разбит на две части, каждая из которых образом начинается с классического искусства и заканчивается произведениями современных художников. Между ними вклинились скульптуры танцовщиц в стиле ар-деко работы Дмитрия Чипаруса из бронзы и слоновой кости (самая дорогая оценена в 100-150 тысяч фунтов).
Bonhams. Коллекция русской фотографии Льва Бородулина, 10 июня (11.00), 148 лотов
Аукционному дому повезло завладеть коллекцией знаменитого советского фотографа, последние 30 лет работающего в Израиле, Льва Бородулина. Эту коллекцию мастер репортажной и спортивной фотографии собирал для себя (отпечатки классиков, Гринберга или Родченко, по большей части не винтажные, а поздние). Кроме того, продаются фотографии самого Льва Бородулина, сделанные им в бытность корреспондентом «Огонька» (от 500 до 4 000 фунтов).
Bonhams. «Русские книги и рукописи», 10 июня (14.00), 162 лота
Этот аукционный дом впервые проводит русские букинистические торги. Главный раритет на них — четырехтомник Данте из библиотеки российской императрицы Елизаветы Петровны (10–15 тысяч фунтов).
Christie’s. «Русская живопись и прикладное искусство», 11 июня (14.30), 464 лота
Christie`s, который не занимается (пока) современным русским искусством, собрал в один аукцион живопись, графику, прикладное искусство (включая ордена и оружие). Главные имена — Наталия Гончарова и Михаил Ларионов; на обложке каталога — «Распятие» Гончаровой — полотно, на котором у распятого Христа черты лица Михаила Ларионова (1,5–2,5 миллиона фунтов).
Полотно Ларионова «Красные вишни» (1902) — это эксперимент молодого художника с возможностями цвета и света, а «Майский день» (1904; 500–700 тысяч фунтов) — результат этого эксперимента.
На аукционе представлены редкие на нынешний день образцы творчества двух главных российских пейзажистов — Шишкина и Левитана. «Мачтовый лес в Вятской губернии» Ивана Шишкина — это уменьшенный вариант знаменитой одноименной картины (хранящейся в Третьяковской галерее); он с 1920-х годов находился в частной коллекции в Копенгагене (400–600 тысяч фунтов). А «Дорога» Исаака Левитана — это изображение знаменитой (по левитановской же картине) Владимирки, по которой уходили в Сибирь ссыльные (500-700 тысяч фунтов).
В списке лотов того же аукциона отличная пара картин Петра Кончаловского. Одна — это портрет актера театра кабуки Тодзюро Каварасаки, который приезжал в Москву на гастроли в 1928 году (0,8–1,2 миллиона фунтов). Жена художника писала: «Актер позировал мимолетным движением, и, чтобы его исполнить, он каждый раз читал монолог, который кончался этим скачком, потом он вставал, делал поклон и снова начинал монолог. Только после многих раз Петру Петровичу удалось уловить это движение». Зато с другой моделью проблем не возникало — «Кротолов Федор Петрович» (1938; 180–220 тысяч фунтов) спокойно сидит на траве возле своей добычи.
Sotheby`s. «Русское прикладное искусство и изделия Фаберже», 12 июня (10.30), 241 лот
На аукционе — все, что не живопись: от икон до скульптуры и столового серебра. Самый блестящий лот — осыпанный бриллиантами знак ордена Андрея Первозванного, происходящий из коронных драгоценностей Российской империи (400–600 тысяч фунтов).
MacDougall`s. «Русское искусство XIX— первой половины XX века», 12 июня (11.00 и 14.00), 292 лота
Аукционный дом давным-давно перерос рамки парижской школы, которые некогда для себя установил. Теперь на аукционах MacDougall`s выставляется тот же набор русского искусства, которым торгуют другие крупнейшие лондонские дома. В разделе классической живописи — пейзаж Ивана Шишкина «Мерекюль — на даче» (эстимейт 0,75–1,5 миллиона фунтов) и «Лунная ночь в Одессе» Ивана Айвазовского (0,8–1,8 миллиона фунтов). Новшеством в этом разделе выглядит большая подборка произведений 1920–1930-х годов, где представлено, в частности произведение представителя питерского «тихого искусства» Николая Тырсы «Обнаженная модель Яшел Фонда»; по мнению экспертов дома, лучшее из немногочисленных произведений художника, появлявшихся на аукционах (80–120 тысяч фунтов). Здесь же работы советского академика Сергея Герасимова, ученика Филонова Владимира Луппиана («Революция как этап эволюции», 250–300 тысяч фунтов) и «деревенщика» Аркадия Пластова.
MacDougall`s. «Русское послевоенное и современное искусство», 13 июня (11.00 и 14.00), 255 лотов
Своей коллекцией современного русского искусства аукционный дом гордится больше. Топ-лот — гигантский полиптих Виталия Комара и Александра Меламида «История СССР» (600–900 тысяч фунтов). Это 58 абстрактных фрагментов — по одному на год с 1917-го по 1974-й (год «Бульдозерной выставки»).
25 фарфоровых фигурок Гриши Брускина под общим названием «Всюду жизнь» оценены в 100–200 тысяч фунтов. А на обложку «современного» тома каталога вынесено одно из шести полотен из серии «Железные дороги» Михаила Рогинского — с мчащимся паровозом (в среднем по 18–30 тысяч за каждое полотно).
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20080607_auctions_review.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20080607_auctions_review.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.