Cовременное искусство на Sotheby
На 12 марта в Лондоне намечены вторые в истории Sotheby’s специализированные торги работами современного русского искусства — преимущественно послевоенного неофициального и актуального искусства постперестроечного периода
На 12 марта в Лондоне намечены вторые в истории Sotheby’s специализированные торги работами современного русского искусства — преимущественно послевоенного неофициального и актуального искусства постперестроечного периода. Прошлые торги вышли на славу. Может быть, поэтому организаторы не стали шибко экспериментировать и сильно тасовать обойму художников, чтобы не спугнуть птицу удачи. Несколько имен добавилось, но в целом список повторился.
На обложке каталога — двухметровый холст перед «Перед закатом» (1990) Олега Васильева. Вещь с необычно высоким для Васильева эстимейтом — 200–300 тысяч фунтов, и надо сказать, есть за что. В основе своей это, конечно, соц-артовская метафора, в полной мере критическая к роли и образу вождя пролетариата. Сквозь створки окна, открытого в сторону памятника Ленину, кто-то почувствует глоток свежего воздуха свободы, другой — аллегорию рушащейся империи тьмы и серости, третий — угрозы, неизбежно возникающие после эйфории. Однако разговоры о поисках смыслов — это второй план, тогда как у работы есть очевидная особенность — исключительно высокая декоративность, четкость и лаконичность. Даже на техническом уровне. Для сравнения можно посмотреть еще одну работу Васильева из сотбисовского стринга — «Уходящий». И год хороший, 1978-й, до эмиграции (Васильев уехал в Штаты в 1989-м, значит «Перед закатом» писалась уже там), и смыслов едва ли не больше, и так же используется фирменное сочетание конструктивистских приемов с реалистической фактурой… а декоративно выглядит не в пример слабее. Отсюда и эстимейт 50–70 тысяч фунтов. Прогноз D примерно такой: «Перед закатом» уйдет за 400 тысяч фунтов, а «Уходящий» — за 120 тысяч фунтов.
Для скульптуры группы АЕС+Ф (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский, Владимир Фридкес), выставленной со вторым по величине эстимейтом, 100–150 тысяч фунтов, ценовые прогнозы давать затруднительно. Для них это будет первый опыт продажи скульптуры на аукционных торгах (галерейные сделки не в счет). Несколько лет назад группа «прогремела» благодаря своему «Исламскому проекту» — фотомонтажам, на которых показаны объекты христианской цивилизации, павшие под натиском цивилизации исламской. В 2005 году подобная перспектива казалась отдаленней глобального потепления. Но с тех пор прогресс стал очевиден: в одной маленькой европейской стране на выборах победила исламская партия, в другой бывшей метрополии глава церкви заговорил о приемлемости норм шариата, а на карте Европы стало одним исламским государством больше. Если проекты АЕС+Ф столь пророческие, то «Воин номер 4» тоже ничего хорошего не предвещает. Это персонаж известного художественного проекта Action Half Life. Есть такая одноименная игра-»стрелялка», намек на формирование особого подкованного компьютерного поколения. Идея произведения понравится не всем, но технически выполнено профессионально и, кстати, блестит.
Из актуальных постмодернистских работ хотелось бы отметить скульптуру ¥€$ художника Андрея Молодкина (р. 1966). Еще на прошлых торгах он запомнился сильной, экспрессивной, яркой и концептуальной вещью — работой «Христос». Акриловое стекло с полостью в форме распятия, заполненной нефтью, — символ прагматичного времени, знак богоотступничества, указание на источник многих несчастий. Скульптура ¥€$ — восклицание, сложенное из символов йены, евро, доллара и заполненное нефтью, — развитие той же темы беспомощности перед силой страстей, эйфории потребления, победы культа силы и успеха. Вещь опять получилась во всех отношениях сильная и запоминающаяся. Как и «Христос», скульптура ¥€$ выполнена в пяти экземплярах. В прошлом году скульптура ушла немного дороже 11 тысяч фунтов, с превышением эстимейта. По мнению D, цена ¥€$ в этом году сможет составить уже 30 тысяч фунтов.
Про смысловую нагрузку «Лимонов» творческого союза Дубосарского и Виноградова сказать сходу и нечего. Достаточно того, что они красивы и интерьерны — если этот интерьер принадлежит огромному и пустому помещению с высокими потолками, способному органично принять двухметровый холст. Эстимейт — 20–30 тысяч фунтов. Прогноз D: купят в несколько раз дороже. Точнее сказать нельзя.
В отличие от актуальных художников ситуация с шестидесятниками в прогнозном плане куда более понятна. Еще недавно новый и экспериментальный, теперь это уже сложившийся рынок, с понятными тенденциями и расставленными приоритетами. Вероятно, зная это, устроители не стали отвлекать потенциальных покупателей своими оценками и почти всем поставили, не глядя, эстимейт 40–60 тысяч фунтов — мол, сами разберетесь.
Холст «Неправда» 1975 года Оскара Рабина обладает почти всем, что ценится в работах художника: есть необходимая символьность, хороший год создания, узнаваемая колористика, нормальный размер. Пожалуй, вещь уйдет чуть дороже эстимейта, но не намного. Прогноз D: 70 тысяч фунтов, на 10 тысяч больше верхней оценки. Работы Рабина ценного периода уже в дефиците, поэтому даже большая цена перестанет быть таковой в течение года.
Из представленных на аукционе работ Владимира Немухина особого внимания заслуживают две. «Игра в дурака на бочке с дегтем» (1973) интересна, конечно, не только тем, что в каталоге ее «повесили» сначала не той стороной. Абстракция стерпит. Она довольно необычна техникой исполнения: детали изображения не просто намечены, а тщательно отрисованы. Да и в целом (и композиционно, и в силу цветового решения) вещь смотрится свежо, не теряя при этом стилистической узнаваемости (карте — место!). По предположению D, вероятная цена для этой работы составит 80 тысяч фунтов. Все-таки 1973 год. Для другой картины Немухина, «Джокер номер 5», есть недавняя референсная продажа. В конце ноября прошлого года на MacDougall’s был куплен ее побратим. Тоже «Джокер», композиционно похожий, только постарше лет на 15, ушел за 36 тысяч фунтов плюс комиссия. Сотбисовский «Джокер», правда, и побольше будет, и площадка престижная, и время прошло, то есть цены выросли. Так что прогноз D: 65 тысяч фунтов, почти верхняя граница эстимейта.
Для «Красоты» Семена Файбисовича — живописной реконструкции бытовой фотографии парада трудящихся — мы поставили прогноз 75 тысяч фунтов. Статистики по художнику действительно мало, он «выстрелил» неожиданно и совсем недавно, но несколько месяцев назад работы сопоставимого качества продавались за чуть меньшие деньги. Художник необычный, интеллектуальный. Интерес к творчеству растет, поддерживается выставочным процессом и присутствием в обойме аукционных художников. Так что 75 тысяч фунтов.
Работы Евгения Рухина, выставленные на мартовские торги, не самые показательные для его творчества и не самые интересные. В меньшей степени это касается разве что композиции без названия 1973 года — ассамбляжа с досками от ящика. Декоративную сторону спасает красная точка. При эстимейте 20–30 тысяч фунтов прогноз D — 40 тысяч фунтов. Два года назад такая же вещь стоила бы около 15 тысяч долларов. Пусть конкретная композиция не шедевр, но работ Рухина больше не становится. Инвесторам стоит держать предложения Рухина в поле зрения, потому что его произведения по-прежнему недооценены.
Еще одна работа из разряда «интересно, но не шедевр» — композиция без названия 1973 года Владимира Янкилевского. Удобный размер, яркие цвета, наличие узнаваемых фирменных элементов — все это хорошо. Но еще лучше скромный эстимейт, 8–12 тысяч фунтов. Покупка такой работы в пределах эстимейта была бы весьма выгодной. Впрочем, прогноз D: 18 тысяч фунтов.
Стиль художника Петра Беленка иногда называют «паническим реализмом»; ему особенно удавались некие стрессовые ситуации, черные вихри, испуганные люди. В «Пейзаже с луной» 1988 года всего этого нет. Кто-то увидит в нависшем спутнике земли иллюстрацию гнетущей атмосферы, кому-то, наоборот, картина покажется умиротворяющей. Вот, значит, уже есть загадка. А к загадке прилагается еще и внешняя эффектность красивого пейзажа. Вот только поможет ли все это набрать хорошую цену? Беленок пока так и остается за пределами «первого ряда» неофициальных художников, цены на его работы волатильны и относительно невысоки. Так что 20 тысяч фунтов — оценка слишком оптимистическая. Прогноз D: 12 тысяч фунтов, если это будет выше цены резерва.
На итоги торгов мартовского Sotheby’s может оказать влияние множество иррациональных факторов. Во-первых, это первые русские торги в сезоне, то есть люди соскучились. Во-вторых, несколько месяцев, прошедших с прошлых торгов, для рынка — уйма времени, ценовые уровни, скорее всего, существенно поднимутся. Рост цен может быть и совсем алогичным, учитывая нездоровье мировой экономики. Искусство в таких ситуациях становится резервным инвестиционным активом. Это в-третьих. И наконец, когда графики прыгают и скачут, людям психологически гораздо приятнее потратить деньги без какого-либо инвестиционного расчета. Лишь бы давление не скакало от выступлений бушей, чавесов, бернанке и прочих евроЦБ. Так что удачных всем покупок.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20080301_sotheby.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20080301_sotheby.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.