Послевоенное и современное искусство: сенсации
ARTinvestment.RU 17 мая 2007
Май оказался щедрым на сенсации. Аукционы импрессионистов и модернистов, а также послевоенного и современного искусства установили новые ценовые ориентиры.
Когда в 2004 году знаменитая галерея Marlborough Fine Arts привезла в Москву двухметровые холсты английского художника Фрэнсиса Бэкона и назвала ориентировочную цену на каждый, это вызвало смешанное чувство — скорее недоумение, переходящее в уважение. Конечно, не только цифра в три миллиона заставляла более внимательно присмотреться к искаженной мужской фигуре перед умывальником и этюду с разбитой статуей. «Больная» энергетика, порочная душа наизнанку, нарочитое отрицание всякой декоративности. Чтобы такая работа «задела», хватит и секунды, а чтобы понять ее, потребуются годы. Учитывая, что работ Бэкона в русских музеях нет, нужно было «ценить момент». И, как теперь понятно, не только для того, чтобы посмотреть. 15 мая 2007 года за бэконовский «Этюд Иннокентия X» 1962 года на Sotheby’s заплатили 52,68 миллиона долларов — абсолютный рекорд для произведения художника и очередное подтверждение мнения экспертов, что работы англичанина вскоре сравняются в цене с творениями испанца Пикассо. Серия портретов папы Иннокентия X (реминисценция знаменитого холста Диего Веласкеса), конечно, работы не рядовые. Но в любом случае про прежние 4, 6 и 8 миллионов долларов за куда более обычные бэконовские холсты с этого момента можно забыть: таких цен больше не будет.
С феноменальным результатом — 14,6 миллиона долларов (опять же рекорд для произведений художника) — закончились 15 мая и торги за двухметровый безымянный холст Жана-Мишеля Баскии. Спору нет, работа не просто интересная, а выдающаяся для художника: в ней сошлось почти все, что ценится в необычном творчестве нью-йоркского абстрактного экспрессиониста. А между тем до недавнего времени лучшие картины самого коммерчески успешного граффити-райтера стоили около 5-6 миллионов долларов. А два-три года назад на аукционах они с трудом дотягивали до 3 миллионов. И даже те «дореформенные» цены заставляли специалистов бурчать, что они не адекватны классу творчества. Тем временем еще не скорректированная с учетом последних достижений инвестиционная статистика по работам Баскии остается красноречивой: 100 долларов, условно инвестированные в них в 1997 году, к февралю 2007-го превратились в 502 доллара. И это совсем не обманчивый рост с минимальной первоначальной базы: десять лет назад картины Баскии уже стоили дорого.
МАРК РОТКО. Белый центр. 1950. Холст, масло. 205,8 × 141. Оценка аукциона (эстимейт): по требованию. Цена продажи: 72,84 млн долл. Sotheby’s. 15.05.07. Лот № 31
Третий результат того майского вечера — это рекорд не для отдельного художника, а для всего послевоенного искусства. Его установила двухметровая абстракция «Белый центр» Марка Ротко.
1950 год. Три горизонтальные цветовые полосы. 72,84 миллиона долларов. Работы Ротко — притча во языцех в среде коллекционеров и инвесторов, дежурный пример, который приводят, когда рассказывают о баснословной прибыльности инвестиций в искусство. Интересно, что они не редкость: в год продается 10–15 похожих абстракций. Можно говорить даже об устоявшихся ценах. Так, в 2000 году почти стандартная такса за двухметровую абстракцию начала 1950-х годов составляла 10 миллионов долларов без учета комиссии. Сейчас эта «такса» выросла ровно вдвое. А почти 73 миллиона отдали опять же не за простую вещь. Это для неподготовленного зрителя все абстракции Ротко 1950-х годов отличаются лишь цветом, а также количеством и шириной горизонтальных полос (двух-трех зон цвета). А эксперт увлеченно и без труда расскажет о куче нюансов. И о том, что 1950-й — это поворотный, самый ценный год в творческой эволюции мастера, и о цельности и завершенности конкретной композиции, и об уверенности и вдохновении, которые чувствуются в этом холсте, и еще о массе всего важного, что выгодно отличает абстракцию за 73 миллиона долларов от абстракции того же автора за 10 миллионов. Возможно, на цене сказалось и происхождение работы: она поступила на торги из собрания 91-летнего банкира Дэвида Рокфеллера. Вещь, проданную почти за 73 миллиона долларов, Рокфеллер приобрел в 1960 году за 8,5 тысячи долларов, то есть примерно за 60 тысяч долларов в пересчете на нынешние деньги. Так, за 47 лет эта абстракция подорожала в 1 216 раз — без всяких передергиваний, с поправкой на инфляцию.
Творчество Марка Ротко в потенциале должно быть привлекательно и для российских коллекционеров. Феномен-то, конечно, чисто американский, но для нас Ротко — это еще и Маркус Роткович, родившийся в Российской империи границ того времени, на территории современной Латвии в 1903 году. Его семья эмигрировала в Штаты лишь спустя десять лет.
73 миллиона долларов — результат особый, а потому единичный, что подтвердил уже следующий день, когда двухметровая композиция Ротко без названия 1954 года на торгах Christie’s была продана за 29 миллионов долларов при верхнем эстимейте 25 миллионов долларов. Этот уровень можно теперь вполне считать рыночным для художника.
Аналогичные тематические торги Christie’s тоже принесли несколько сенсаций. Яркое впечатление Энди Уорхола «Зеленая автокатастрофа» 1963 года (холст, смешанная техника, 228,6 х 203,2) с эстимейтом 25–35 миллионов долларов было продано за фантастические 71,7 миллиона долларов — малости не хватило, чтобы перебить рекорд Ротко. А типовая «Лимонная Мэрилин» Уорхола закончила торги на отметке 28,04 миллиона долларов — ну и кого ж это теперь удивляет? Вещь узнаваемая, статусная, объединяющая главные смыслы молодого американского искусства. И вызывающе высокая цена — это один из незаменимых смыслов.
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20070517_sensat.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20070517_sensat.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 19.04.2024 Крошечный набросок Микеланджело с изображением мраморного блока продан в 33 раза дороже эстимейта Цена лота составила более $200 000
- 19.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 526 Общая выручка составила 23,3 млн рублей
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 19.04.2024 Новые имена на ярмарке «Арт Москва» Представляем некоторых молодых художников — участников смотра
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Константин Брынкуши$71 млн
- 4. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 5. Джефф Кунс$58,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн