Умер художник-шестидесятник Леонид Соков
Соков был одной из ключевых фигур в соц-арте. Он, в частности, автор знаменитых работ «Встреча двух скульптур. Ленин — Джакометти» и «Прибор для определения национальности»
Леонид Петрович Соков (1941–2018) скоропостижно скончался 6 апреля 2018 года в США, где он жил и работал почти 40 лет, с 1979 года.
В семидесятые в СССР перед ним, перспективным молодым скульптором, выпускником Строгановки и членом МОСХа, лежала понятная проторенная дорога и обеспеченная жизнь. Щедрые хлебные заказы художественного комбината, творческие дачи, мастерская, выставки. Что еще надо? Даже бюсты Ленина лепить не обязательно (хотя странно, ведь за них тройной тариф). Не нравится Ленин — ваяй себе зайцев, парнокопытных и других животных, в которых ты к тому же большой мастак. Работай себе — не дергайся. Но Соков «дернулся». Ему было уже под 40, когда он решился на эмиграцию. За самореализацией, за славой и чтобы не остаться безликим «одним из». Позже Соков вспоминал, что в его 1970-е в МОСХе было почти полтысячи активных скульпторов. И большинство без шансов остаться в истории искусства. Лишь считаные единицы талантливых людей рискнули и не превратились в «статистов» — ремесленников на службе советской идеологии. Так и вышло. Соц-арт уже в учебниках, а безымянные бетонные зайцы где-то косят траву.
Метафоры Сокова — это идеология «вопреки», серьезность до асбсурда. Магистральные вещи его «фольклорного поп-арта» посвящены столкновению мифов и героев массового сознания. Сталин с медвежьей ногой, Мэрилин Монро, предпочитающая усатых политиков, Гитлер с глобусом, Ленин с пятном Горбачева, Толстой с Малевичем, собирательный монументальный Ленин в диалоге с идущим человеком Джакометти — все это герои и фирменные инструменты Сокова. Равно как и другие его изобретения — таблица определения национальности по форме носа, медведь на танке, мохнатый доллар, податливый серп.
После 33 лет работы в эмиграции, без русского зрителя, Соков вернулся в правопреемницу СССР триумфатором: с ретроспективой в ММСИ (2012), с выставкой в Третьяковке (2016), восторженной прессой и доброжелательными публикациями. Но если в ММСИ десакрализация советских мифов выглядела как ушедшая страница истории, то в Третьяковке уже почти как фронда. «Русский американец» Соков с удивлением (наверное) успел застать момент, когда история начала заходить на второй круг. Политика вновь пошла по головам своей тяжелой косолапой походкой, и мы глазом не успели моргнуть, как ирония Сокова снова стала понятной и горькой.
В.Б., AI
Что еще почитать по теме:
Рейтинги AI: Неофициальное послевоенное искусство. Художники-шестидесятники;
Леонид Соков: «Надо перетряхивать культуру»;
Звезда соц-арта Леонид Соков;
leonidsokov.org;
AI: Художник недели: Леонид Соков;
AI: «Леонид Соков. Незабываемые встречи» в Третьяковской галерее;
AI: Леонид Соков: «Угол зрения».
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20180409_leonid_sokov_die.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20180409_leonid_sokov_die.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.