- Шикарная ваза, живопись, ИФЗ, АII
- Помогите оценить
- Икона резная "Тайная Вечеря"
- Аукцион Sotheby's выставил работу Кандинского происходящую из отечественных музеев.
- Прошу помочь в оценке
- М.А.Суздальцев, "Меловой берег"
- Помогите оценить икону
- Прошу помощи в оценке картины З.И.Филиппова
- А.Т.Зверев (1931-1986), "Портрет улыбающейся женщины", 1971 год
- Икона Господь Вседержитель, в киоте



Почему Брюллов коллекционера Певзнера всем выйдет боком
ARTinvestment.RU 27 марта 2018
Ни национальному рынку искусства, ни музейному сообществу, ни Русскому музею, ни Минкульту, ни в целом нашему международному имиджу и инвестиционному климату — никому от этой истории пользы не будет. Но остановиться всё не могут
Краткое содержание предыдущих серий. Александр Певзнер, наш эмигрант с немецким гражданством, купил в Бельгии заказной холст, предположительно, написанный для оформления церкви или домашней часовни. Холст без подписи и иных элементов атрибуции, продавался и покупался как работа неизвестного художника, но на 99 % это был Карл Брюллов. Певзнер повез его в Москву, чтобы сделать экспертизу и превратить неизвестного художника в 100%-ного Брюллова. На дворе стояли ранние 2000-е, таможню проходили легально, но криво. Что-то пошло не так с оформлением, и в 2003 году холст конфисковали, а владельца поставили перед перспективой сесть за контрабанду. Певзнер намек быстро понял (недаром бывший наш человек) и рванул назад в свою Германию от греха подальше. Но дела этого так не оставил. И начал судиться. И судился 14 лет. И в итоге в июне 2017 года Президиум Верховного Суда отменил решение о конфискации. Что означало: картину нужно вернуть, без вариантов.
«Вот видите, никто уж не верил, а справедливость восторжествовала!» — восклицали оптимисты. «Рано радуетесь. Вот когда реально вернут, тогда и поверим», — отвечали им скептики. И оказались правы.
Вернуть должны были полгода назад, но воз и ныне там. Адвокат поднял бучу. Начали искать саботажников. И выяснилось, что никто не почешется, пока не будет приказа Минкульта. То есть в регламентах процедура выполнения решения суда скверно прописана. Как отобрать — понятно, а как вернуть — не очень. В общем, снова скандал. Причем уже в режиме какой-то тягучей буффонады, «и смех и грех». Выглядит все так, что Минкульт вцепился в чужого Брюллова и даже Верховный Суд ему не указ.
Ладно. И не такое видали.
Я тем не менее предполагаю, что однажды этого Брюллова все же отдадут владельцу.
Но перед этим, как у нас принято, соберут все неприятности и все негативные эффекты, которые только можно заполучить в результате всей этой изначально «кривой» спецоперации. Вот только некоторые последствия возни с певзнеровским Брюлловым:
1. Рост недоверия коллекционеров, отказ от ввоза культурных ценностей в Россию, снижение желания покупать русское искусство в принципе. Почему? Эта история лишний раз демонстрирует, что любые трансграничные операции с искусством в России — это риск. Не понятно, на каком этапе может прозвучать слово «контрабанда». А раз так, то, может, ну его к лешему, это русское антикварное искусство? Свет клином на нем не сошелся. И, глядя на Певзнера, немало людей откажется от своих первоначальных планов.
2. Дополнительный ущерб международной репутации России — с шикарным аргументом для оппонентов: «Эти русские требуют от нас цивилизованного возврата скифского золота, а сами чуть ли не грабежом у себя занимаются». И что тут скажешь?
3. Имиджевый ущерб для институтов власти и госструктур. Минкульт получает очередную порцию критики в прессе, так как не дает приказа на возврат по каким-то причинам. Русский музей в свою очередь невольно выглядит соучастником, на территории которого удерживается чужая картина. А Верховный Суд вынужден мириться с тем, что его решения могут не выполняться как минимум месяцами. В общем, все «молодцы».
4. Ухудшение инвестиционного климата в России. Дело «Певзнера — Брюллова» демонстрирует, что в России по-прежнему не все в порядке с уважением права собственности. Оно показывает, что добиться справедливости в судах у нас сложно даже за 14 лет, даже иностранным гражданам, даже без проблем с деньгами на хороших юристов. А что уж говорить про бизнес и людей попроще…
5. Певзнеру тоже от этой шумихи выгоды не много. Четверть жизни заниматься тяжбой в режиме «то ли он шапку украл, то ли у него украли». А потом, когда все хорошо закончится, продавать картину со скандальным шлейфом все равно сложно. Зато в отношении подлинности теперь действительно вопросов никаких.
Короче, куда ни посмотри — везде сплошной позор.
Кому ж тогда эта история выгодна? А вот над этим вопросом придется еще здорово голову поломать. Предположить, что в ведомствах существует условная «партия гиперпатриотов», которая правдами и неправдами не будет отдавать то, что считает национальным достоянием? Или что Русскому музею приспичило выставлять довольно утилитарную вещь, на которую к тому же все будут тыкать пальцем? Не верится. Возможное частичное объяснение: за возврат картины придется кому-то отвечать. Ведь вернуть Брюллова — значит, признать, что иностранного гражданина беспочвенно мурыжили 14 лет. Что государственная машина впустую тратила деньги на следствие, суды и хранение. Кроме того, у пострадавшего, возможно, открываются перспективы на компенсацию ущерба и расходов. Есть, правда, и еще одна гипотеза. Конспирологическая. Например, что затяжка по времени — это не глупость и не злой умысел, а намеренная «пауза», чтобы успеть найти спонсора для выкупа и дарения этой вещи музею. Тогда и волки сыты и овцы целы.
Это, конечно, только гипотезы. Но в предложении «вернуть нельзя оставить» однажды все равно придется где-то ставить запятую.
Источники: kommersant.ru, mk.ru
Что еще почитать по теме:
AI: Чудеса: картину Брюллова собираются вернуть коллекционеру Певзнеру;
AI: Верховный Суд постановил не возвращать Брюллова коллекционеру Певзнеру;
AI: Коллекционер Певзнер еще поборется за своего Брюллова;
AI: У коллекционера Александра Певзнера отобрали картину Брюллова.
https://artinvestment.ru/news/artnews/20180327_pevzner_bryullov_mincult_case.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20180327_pevzner_bryullov_mincult_case.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
- 24.04.2018 Мексиканский суд запретил продажу кукол в образе Фриды Кало Пока запрет касается только территории Мексики. Но в скором будущем родственники художницы намерены через американский суд добиваться запрета на продажу кукол Фриды и в остальном мире
- 20.04.2018 Кунсу наступил на хвост заказчик Коллекционер-инвестор подал иск на художника и представляющую его Галерею Гагосяна как минимум за срыв сроков поставки трех предоплаченных скульптур
- 18.04.2018 Секрет улыбки Моны Лизы раскрыт. Уже в который раз Загадка улыбки Джоконды не одну сотню лет будоражит умы зрителей и исследователей. Люди видят в выражении ее лица разные эмоции. Сегодня она может улыбнуться, завтра — поджать губы
- 12.04.2018 Компания Uniqlo выпустила коллекцию футболок с рисунками Такаси Мураками Главным героем стал популярный герой японских манга и аниме Дораэмон. В России эти футболки начнут продавать в мае
- 10.04.2018 Умер художник-шестидесятник Вячеслав Колейчук Кинетист, дизайнер, архитектор, автор «стоящей нити», «мёбиусов» и целого класса «невозможных объектов» скончался на 77-м году жизни
- 24.04.2018 Аукцион русского и западноевропейского искусства в доме «Русская эмаль» Каталог торгов 26 апреля 2018 года составили 595 лотов — живопись, графика, серебро, фарфор, ювелирные украшения и пр. Предаукционный показ открылся сегодня
- 23.04.2018 Аукционы букинистики, ИЗО и ДПИ в «Литфонде» 25 и 26 апреля 2018 25 апреля на торги будут выставлены 400 редких книг, фотографий и исторических документов, а 26 апреля состоится аукцион живописи, графики и ДПИ, каталог которого охватывает период от позднего Возрождения до нонконформистов…
- 17.04.2018 Открыты 224-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов — это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и три — печатной графики и три работы, выполненные в смешанной технике
- 16.04.2018 Русское искусство, русские и греческие иконы на аукционе в Дюссельдорфе 27–28 апреля аукционный дом «Харгесхаймер» (Германия) проведет весенние торги русского искусства и икон. В каталоге — более 1000 лотов
- 16.04.2018 О наследнике трона и о многом другом… в «Литфонде» 19 апреля Аукционный дом «Литфонд» проведет 102-й аукцион редких книг, автографов, рукописей, фотографий, открыток и плакатов. На торги будут выставлены более 450 лотов на общую сумму свыше 20 000 000 рублей
- 23.04.2018 Конволют из документов петровской эпохи был продан за 1,9 миллиона рублей 19 апреля на торгах «Литфонда» больше всего лотов традиционно ушло в Интернет, но топ-10 поделили между собой зал и телефоны
- 20.04.2018 От 170 рублей до 9 миллионов: краткие итоги торгов 14 апреля в «Литфонде» Второй подряд аукцион изобразительного искусства и ДПИ в «Литфонде» со стартами всех лотов от 1 рубля прошёл не хуже, а то и лучше первого
- 18.04.2018 Антикварная бумага, открытки и фотографии принесли «Русской эмали» 1,1 млн руб. Краткие итоги аукциона 14 апреля. Продано ровно 50 % лотов. Выручка составила 49 % от среднего суммарного эстимейта
- 16.04.2018 Краткие итоги юбилейных торгов Аукционного дома «Кабинет» Юбилейный каталог Аукционного дома «Кабинет» был распродан на 55,7 %
- 11.04.2018 Коротко о большом: Юбилейный аукцион принес «Литфонду» 62,5 миллиона рублей Сотый аукцион оказался мал, да удал: 12 лотов перешагнули миллионную планку
- 18.04.2018 Скульпторы и «книги художника» в Пушкинском В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков скоро откроется выставка «Скульпторы и livre d’artiste», куратором которой стал известный коллекционер «книг художника» Борис Фридман
- 18.04.2018 Большая выставка Ивана Крамского в Галерее Церетели Выставочный проект «В кругу товарищей. К 180-летию со дня рождения И. Н. Крамского» представляет около 60 произведений из собрания Воронежского художественного музея
- 13.04.2018 95 лет Арона Буха отмечают персональной выставкой в Нижнем Новгороде Арон Бух (1923–2006) — выдающийся экспрессионист в русском послевоенном искусстве. Яркий, самобытный художник, высоко ценимый публикой, коллекционерами и музеями
- 12.04.2018 Выставка Семёна Кожина в Плёсе 19 апреля 2018 в Музее пейзажа города Плёса Ивановской области откроется выставка живописца, графика и декоратора Семёна Кожина «В поисках цвета»
- 12.04.2018 Шемякин доэмиграционного периода в Петербурге Выставка работ 1960-х годов получила название «Доизгнанье», то есть выставлены произведения, сделанные Михаилом Шемякиным до его вынужденной эмиграции в 1971 году
Топ 34
- 1. Альберто Джакометти$141,7 млн
- 2. Дэмиен Херст$100 млн
- 3. Амедео Модильяни$70,7 млн
- 4. Джефф Кунс$58,4 млн
- 5. Константин Брынкуши$57,4 млн
- 6. Неизвестный автор$57,2 млн
- 7. Анри Матисс$48,8 млн
- 8. Поль Гоген$30,96 млн
- 9. Генри Мур$30,1 млн
- 10. Виллем де Кунинг$29,28 млн
- 11. Пабло Пикассо$29,2 млн
- 12. Неизвестный автор$28,6 млн
- 13. Луиз Буржуа$28,16 млн
- 14. Адриан де врис$27,9 млн
- 15. Александр Колдер$25,9 млн
- 16. Неизвестный автор$23,826 млн
- 17. Дэвид Смит$23,816 млн
- 18. Ив Кляйн$22 млн
- 19. Огюст Роден$20,41 млн
- 20. Неизвестный автор$19,1 млн
- 21. Эдгар Дега$18,82 млн
- 22. Маурицио Каттелан$17,19 млн
- 23. Неизвестный автор$16,88 млн
- 24. Такаси Мураками$15,16 млн
- 25. Дональд Джадд$14,16 млн
- 26. Неизвестный автор$11,64 млн
- 27. Антонио Канова$11,5 млн
- 28. Брюс Науман$9,9 млн
- 29. Аристид Майоль$8,32 млн
- 30. Неизвестный автор$8,146 млн
- 31. Сай Туомбли$7,7 млн
- 32. Хулио Гонсалес$7,45 млн
- 33. Марино Марини$7,15 млн
- 34. Урс Фишер$6,8 млн
- Шикарная ваза, живопись, ИФЗ, АII
- Помогите оценить
- Икона резная "Тайная Вечеря"
- Аукцион Sotheby's выставил работу Кандинского происходящую из отечественных музеев.
- Прошу помочь в оценке
- М.А.Суздальцев, "Меловой берег"
- Помогите оценить икону
- Прошу помощи в оценке картины З.И.Филиппова
- А.Т.Зверев (1931-1986), "Портрет улыбающейся женщины", 1971 год
- Икона Господь Вседержитель, в киоте