- Атрибуция автора картины
- Rubens? оценка картиньі
- Арт-новости
- Аничков Александр Иванович (1864 - 1935)
- Интересная подделка Зверева?
- Борис Васильевич Корнеев (1922 - 1973)
- Игорь Александрович Попов
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Картины Николая Онищенко
- Картины известного московского художника Николая Онищенко
Почему Брюллов коллекционера Певзнера всем выйдет боком
ARTinvestment.RU 27 марта 2018
Ни национальному рынку искусства, ни музейному сообществу, ни Русскому музею, ни Минкульту, ни в целом нашему международному имиджу и инвестиционному климату — никому от этой истории пользы не будет. Но остановиться всё не могут
Краткое содержание предыдущих серий. Александр Певзнер, наш эмигрант с немецким гражданством, купил в Бельгии заказной холст, предположительно, написанный для оформления церкви или домашней часовни. Холст без подписи и иных элементов атрибуции, продавался и покупался как работа неизвестного художника, но на 99 % это был Карл Брюллов. Певзнер повез его в Москву, чтобы сделать экспертизу и превратить неизвестного художника в 100%-ного Брюллова. На дворе стояли ранние 2000-е, таможню проходили легально, но криво. Что-то пошло не так с оформлением, и в 2003 году холст конфисковали, а владельца поставили перед перспективой сесть за контрабанду. Певзнер намек быстро понял (недаром бывший наш человек) и рванул назад в свою Германию от греха подальше. Но дела этого так не оставил. И начал судиться. И судился 14 лет. И в итоге в июне 2017 года Президиум Верховного Суда отменил решение о конфискации. Что означало: картину нужно вернуть, без вариантов.
«Вот видите, никто уж не верил, а справедливость восторжествовала!» — восклицали оптимисты. «Рано радуетесь. Вот когда реально вернут, тогда и поверим», — отвечали им скептики. И оказались правы.
Вернуть должны были полгода назад, но воз и ныне там. Адвокат поднял бучу. Начали искать саботажников. И выяснилось, что никто не почешется, пока не будет приказа Минкульта. То есть в регламентах процедура выполнения решения суда скверно прописана. Как отобрать — понятно, а как вернуть — не очень. В общем, снова скандал. Причем уже в режиме какой-то тягучей буффонады, «и смех и грех». Выглядит все так, что Минкульт вцепился в чужого Брюллова и даже Верховный Суд ему не указ.
Ладно. И не такое видали.
Я тем не менее предполагаю, что однажды этого Брюллова все же отдадут владельцу.
Но перед этим, как у нас принято, соберут все неприятности и все негативные эффекты, которые только можно заполучить в результате всей этой изначально «кривой» спецоперации. Вот только некоторые последствия возни с певзнеровским Брюлловым:
1. Рост недоверия коллекционеров, отказ от ввоза культурных ценностей в Россию, снижение желания покупать русское искусство в принципе. Почему? Эта история лишний раз демонстрирует, что любые трансграничные операции с искусством в России — это риск. Не понятно, на каком этапе может прозвучать слово «контрабанда». А раз так, то, может, ну его к лешему, это русское антикварное искусство? Свет клином на нем не сошелся. И, глядя на Певзнера, немало людей откажется от своих первоначальных планов.
2. Дополнительный ущерб международной репутации России — с шикарным аргументом для оппонентов: «Эти русские требуют от нас цивилизованного возврата скифского золота, а сами чуть ли не грабежом у себя занимаются». И что тут скажешь?
3. Имиджевый ущерб для институтов власти и госструктур. Минкульт получает очередную порцию критики в прессе, так как не дает приказа на возврат по каким-то причинам. Русский музей в свою очередь невольно выглядит соучастником, на территории которого удерживается чужая картина. А Верховный Суд вынужден мириться с тем, что его решения могут не выполняться как минимум месяцами. В общем, все «молодцы».
4. Ухудшение инвестиционного климата в России. Дело «Певзнера — Брюллова» демонстрирует, что в России по-прежнему не все в порядке с уважением права собственности. Оно показывает, что добиться справедливости в судах у нас сложно даже за 14 лет, даже иностранным гражданам, даже без проблем с деньгами на хороших юристов. А что уж говорить про бизнес и людей попроще…
5. Певзнеру тоже от этой шумихи выгоды не много. Четверть жизни заниматься тяжбой в режиме «то ли он шапку украл, то ли у него украли». А потом, когда все хорошо закончится, продавать картину со скандальным шлейфом все равно сложно. Зато в отношении подлинности теперь действительно вопросов никаких.
Короче, куда ни посмотри — везде сплошной позор.
Кому ж тогда эта история выгодна? А вот над этим вопросом придется еще здорово голову поломать. Предположить, что в ведомствах существует условная «партия гиперпатриотов», которая правдами и неправдами не будет отдавать то, что считает национальным достоянием? Или что Русскому музею приспичило выставлять довольно утилитарную вещь, на которую к тому же все будут тыкать пальцем? Не верится. Возможное частичное объяснение: за возврат картины придется кому-то отвечать. Ведь вернуть Брюллова — значит, признать, что иностранного гражданина беспочвенно мурыжили 14 лет. Что государственная машина впустую тратила деньги на следствие, суды и хранение. Кроме того, у пострадавшего, возможно, открываются перспективы на компенсацию ущерба и расходов. Есть, правда, и еще одна гипотеза. Конспирологическая. Например, что затяжка по времени — это не глупость и не злой умысел, а намеренная «пауза», чтобы успеть найти спонсора для выкупа и дарения этой вещи музею. Тогда и волки сыты и овцы целы.
Это, конечно, только гипотезы. Но в предложении «вернуть нельзя оставить» однажды все равно придется где-то ставить запятую.
Источники: kommersant.ru, mk.ru
Что еще почитать по теме:
AI: Чудеса: картину Брюллова собираются вернуть коллекционеру Певзнеру;
AI: Верховный Суд постановил не возвращать Брюллова коллекционеру Певзнеру;
AI: Коллекционер Певзнер еще поборется за своего Брюллова;
AI: У коллекционера Александра Певзнера отобрали картину Брюллова.
https://artinvestment.ru/news/artnews/20180327_pevzner_bryullov_mincult_case.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20180327_pevzner_bryullov_mincult_case.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 08.12.2023 Главные продажи по итогам открытия Art Basel Miami Beach О крупных сделках сообщили галереи David Zwirner и Thaddaeus Ropac
- 07.12.2023 Установлена подлинность двух графических работ Ивана Айвазовского Авторство мастера подтверждено в отношении двух парных рисунков 1880-х годов
- 07.12.2023 На Art Basel в Майами могут установить новый ценовой рекорд на работы Фрэнка Стеллы Цена знаковой для творчества художника картины составляет $45 млн
- 06.12.2023 Объявлен лауреат Премии Тёрнера за 2023 год Победителем стал английский художник Джесси Дарлинг
- 06.12.2023 Christie’s оценил степень цифровизации своего бизнеса после пандемии Covid-19 В 2023 году 80 % ставок на торгах Christie’s принимались онлайн
- 08.12.2023 На Sotheby’s продали редкую работу Рембрандта Цена лота составила $13,6 млн
- 08.12.2023 Итоги AI Аукциона № 509 Общая выручка составила 17,3 млн рублей
- 01.12.2023 Итоги AI аукциона № 508 Общая выручка составила 24,5 млн рублей
- 01.12.2023 Королевский портрет Веласкеса выставят на торги впервые за полвека Эстимейт лота составляет $35 млн
- 30.11.2023 Итоги посвященных работам Фаберже и декоративно-прикладному искусству торгов Sotheby’s Суммарная выручка составила £1,4 млн
- 06.11.2023 Открыт 189-й аукцион «Литографии. Первые имена» В каталоге — работы Жака Вийона, Франсиско Гойи, Сальвадора Дали, Андре Массона, Анри Матисса, Жоана Миро, Пабло Пикассо, Марка Шагала
- 30.10.2023 Открыт 188-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Uncognito, Семёна Агроскина, Максима Аксёнова, Елены Бочаровой, Владимира Ковальчука, Игоря Кочнова, Геннадия Красношлыкова, Александра Лозового, Бориса Марковникова, Шамиля Надрова, Константина Худякова, Анатолия Чечика, Елены Щепетовой
- 24.10.2023 Художник недели: Валентина Кропивницкая История и финансовые показатели самобытной художницы, имевшей свой собственный творческий голос в знаменитой семье шестидесятников, — Валентины Евгеньевны Кропивницкой
- 23.10.2023 Открыт 187-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Даниила Архипенко, Алексея Барвенко, Сергея Борисова, Наталии Вяткиной, Галины Дулькиной, Михаила Ермолова, Марины Колдобской, Андрея Колкутина, Владислава Мамышева-Монро, Pata (Пааты Мерабишвили), Романа Рахматулина, Александра Савко, Натальи Ходюк
- 16.10.2023 Открыт 186-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Александра Жатова, Фёдора Зайцева, Игоря Кочнова, Сергея Кривцова, Юлии Малининой, Бориса Марковникова, Андрея Медведева, Pata (Пааты Мерабишвили), Льва и Алсу Моисеевых, Андрея Мунца, Наты Новы, Светланы Семёновой, Виктора Чудина
- 05.12.2023 В Третьяковской галерее показывают ранние работы Николая Милиоти Проект приурочен к 150-летию со дня рождения художника
- 29.11.2023 Эрмитаж готовит масштабную выставку к 150-летию Николая Рериха Экспонаты для проекта предоставят музеи со всей России и из других стран
- 28.11.2023 В Русском музее на днях открывается масштабная выставка Василия Сурикова В экспозицию войдет более 120 работ художника
- 27.11.2023 В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына открывается выставка, посвященная туркестанскому авангарду В экспозицию войдут работы Александра Волкова, Кузьмы Петрова-Водкина и других авторов
- 22.11.2023 Третьяковская галерея готовится открыть выставку «Герои и современники Серебряного века» В экспозицию войдут графические работы Малевича, Серова, Ларионова и других художников
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Атрибуция автора картины
- Rubens? оценка картиньі
- Арт-новости
- Аничков Александр Иванович (1864 - 1935)
- Интересная подделка Зверева?
- Борис Васильевич Корнеев (1922 - 1973)
- Игорь Александрович Попов
- Татьяна Явишева, собственные картины
- Картины Николая Онищенко
- Картины известного московского художника Николая Онищенко