Art Investment

Художники и цены

Сотрудники «Грабарей» пожаловались на директора Путину и Мединскому

Скан обращения без страниц с подписями был опубликован в фейсбуке Евгенией Перовой. Для стороннего человека претензии к директору в тексте сформулированы иносказательно, а оттого не во всем понятно. Там есть упреки в излишней коммерциализации, кулуарности принятия решений, разрушении традиций, обвинения в создании невыносимого морального и психологического климата. Из конкретики — низкий уровень окладов у специалистов-реставраторов. В частности, в письме жирным шрифтом выделено, что зарплата реставратора высшей категории составляет двадцать одну тысячу рублей. То есть как у учителя в Подмосковье (увы и ах). Правда, это без учета премий и доплат, как следует из официального документа ниже.

Дмитрий Сергеев — человек в Грабарях относительно новый. Он был назначен директором Центра чуть больше года назад. Выпускник московского авиационного института, он пришел с должности замдиректора департамента культурного наследия Минкульта, а до этого возглавлял дирекцию Музейного фонда РФ и работал в РОСИЗО. На посту директора Дмитрий Леонидович Сергеев сменил заслуженного и любимого в коллективе Александра Николаевича Лесового, который перешел на должность замдиректора по реставрационной работе. И было бы странно, если бы «варяг» сразу пришелся по душе. По итогам первого года работы Сергеев взял курс на обучение молодых специалистов-реставраторов, открыл «Иконотеку А. Н. Овчинникова» в бывшей мастерской Веры Мухиной и напоследок объявил о переименовании ВХНРЦ в «Центр Грабаря» (как его реально все и называют). Но, как следует из количества подписавших письмо-жалобу, далеко не весь коллектив Грабарей считает инициативы руководства своевременными и полезными. Масло в огонь противостояния подлило увольнение Елены Валерьевны Щуровой — сотрудника с 30-летним стажем, которая пользовалась уважением в коллективе.

Словом, обращение наделало много шуму. Вчера его активно обсуждали в сетях. А сегодня последовал официальный документ из пресс-службы «Грабарей». Ниже курсивом AI приводит его текст полностью:

В связи с получившим распространение в соцсетях обращением сотрудников ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря руководство Центра считает необходимым прояснить сложившуюся ситуацию.

Описанные в этом обращении претензии сотрудников не имеют под собой реальных оснований и носят, скорее, эмоциональный, а местами фантастический характер.

Переименование Центра, лишение его статуса всероссийского и кардинальное изменение сферы деятельности невозможны и никогда не стояли в планах руководства. Но наряду с полным названием ВХНРЦ им. Академика И.Э. Грабаря в официальное обращение планируется ввести сокращенное название Центр Грабаря, которое уже давно эксплуатируется в выставочных и издательских проектах как более удобное и легкое для восприятия. Ребрендинг Центра — давно назревшая необходимость. Движение вперед, развитие и взаимодействие с сегодняшним обществом невозможны без изменений в самопрезентации Центра в информационном пространстве. Отдавая дань традициям профессионализма и сохранения культурного наследия, сложившимся на протяжении ста лет, Центр должен эволюционировать. С подобной необходимостью регулярно сталкиваются крупные организации в сфере культуры, имеющие долгую историю, и недавний ребрендинг, проведенный Третьяковской галереей, может служить хорошим примером.

Эта концепция была поддержана Министерством культуры РФ на презентации развития Центра 29 ноября 2017 года. Также как и идея развития в рамках Центра образовательного направления. Уникальная база Центра с его лучшими в стране специалистами — идеальное место, где ценные навыки могут быть переданы молодому поколению, которое продолжит дело сохранения культурных ценностей в будущем, не только в стенах Центра, но и в музейных мастерских по всей стране.

За последний год в Центре возросло количество выставочных и издательских проектов. В 2017 году состоялось четыре выставки с участием столичных и региональных музеев и частных коллекций: «Графика Н. Фешина после реставрации в Центре Грабаря», «Мелетово. Время Решений», «Коллекция Сапожниковых после реставрации в Центре Грабаря», «Веера из музея-усадьбы Останкино после реставрации в Центре Грабаря». К каждой был издан научный каталог. Выставка «Мелетово. Время решений» представляла российскую реставрационную школу на стенде Министерства культуры на международном форуме реставраторов в Шанхае.

Реставрационное оборудование централизовано закупается Центром и его невозможно приобрести на зарплату реставратора. Претензии авторов письма, касающиеся заработной платы, содержат большую долю лукавства. Средний оклад, действительно, составляет 21 000 руб., но все реставраторы Центра получают квартальные премии, на которые выделяет субсидию Министерство культуры, и процент от выполненных договорных работ, объем которых за 2017 год увеличился на 30 %.

Системы пожаротушения, видеонаблюдения и охранной сигнализации в Центре работают исправно. В конце 2017 года был зафиксирован кратковременный сбой системы видеонаблюдения, который был оперативно устранен.

Лишь один факт из упомянутых в тексте обращения соответствует действительности — увольнение заместителя генерального директора по управлению персоналом и административно-хозяйственной работе Щуровой Елены Валерьевны. Решение об увольнении было принято после ряда вопиющих превышений ею полномочий и нарушений трудовой дисциплины, зафиксированных комиссией. Однако данный конфликт может решаться исключительно в рамках правового поля, и если понадобится — в суде.

Под обращением поставили подписи 75 сотрудников Центра, что составляет меньше трети трудового коллектива.

Центр Грабаря не является независимой самоуправляемой организацией, это федеральное государственное учреждение, подведомственное Министерству культуры РФ, и все конфликты могут быть решены в рамках действующего законодательства.

Почему любые конфликты и ЧП в «Грабарях» на арт-рынке воспринимаются с тревогой? Тут все понятно. ВХНРЦ имени Грабаря сегодня одна из главных организаций, делающих качественную экспертизу произведений искусства, которой доверяют аукционы и другие участники рынка. Если там начнутся передряги — всем будет туго. Так что пожелаем коллегам поскорее все уладить.

Источники: grabar.ru, facebook.com, rbc.ru, artinvestment.ru, mkrf.ru, forum.artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20180118_Grabar_Putin_letter.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20180118_Grabar_Putin_letter.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».