Из Львовской галереи искусств похищено около сотни старинных книг и рукописей
ARTinvestment.RU   11 января 2017

Как заявил новый директор галереи, хищения могли происходить годами. Стоимость украденных изданий, среди которых экземпляр «Апостола» Ивана Фёдорова, на черном рынке достигает десятков миллионов долларов

Львовская национальная галерея искусств является крупнейшим художественным музеем Украины, насчитывающим 62 тысячи экспонатов. Генеральный директор музея Тарас Возняк, вступивший в должность в 2016 году, в конце октября инициировал проверку фондов, результаты которой оказались ошеломляющими. По самым приблизительным подсчетам, в фондах не досчитались 95 ценнейших старинных печатных изданий и двух рукописей XVI–XVII вв. Пропажа была обнаружена 3 января. На следующий день директор галереи написал обращение в Главное управление Национальной полиции в Львовской области с просьбой расследовать обстоятельства исчезновения музейных экспонатов.

На пресс-конференции, состоявшейся в музее 5 января, стали известны следующие подробности дела. Речь пока идет только о тех изданиях, которые были записаны в инвентарных книгах. «Это в основном довольно редкие кириллические старопечатные книги, которые ценятся на рынке коллекционеров. Я точно знаю, что было два “Апостола” Ивана Фёдорова. Один я видела при сверке, а второй так мне в руки и не попал», — приводит слова историка-книговеда Веры Фрис портал СЕГОДНЯ.ua.

По словам директора галереи Тараса Возняка, поскольку инвентарная книга не была прошита, то любую страницу из неё могли изъять или фальсифицировать — словно каких-то наименований и не было. Еще предстоит проверить, не было ли пропаж из фондов книг на немецком, польском и других языках.

Бывший директор Львовской галереи искусств Лариса Возницкая-Разинкова, занимавшая должность с 2012 по 2016, утверждает, что ни ей, ни её отцу (Борис Возняк был директором музея около полувека; в 2013 году галерее было присвоено его имя) о хищениях ничего не было известно. Возницкая-Разинкова потребовала проведения повторной проверки фондов.

Сейчас все сотрудники галереи отстранены от дел. О факте кражи уведомлены Министерство культуры и Служба безопасности Украины. Ведется следствие.

По мнению директора Центра памятниковедения НАН Украины и Украинского общества охраны памятников истории и культуры Елены Титовой, пропавшие издания вполне могут всплыть на аукционах. «Да, памятки могут вывозить за границу. Особенно если учесть, что с Российской Федерацией у нас вообще открытая граница. А значит, у воров нет особых проблем для пересечения границы. Также я не исключаю возможность вывоза наших культурных ценностей и в страны Запада. К сожалению, это также возможно», — приводит слова Титовой сайт politeka.net.

Источники: segodnya.ua, ukraina.ru, ru.golos.ua, ukranews.com, politeka.net, artinvestment.ru

От редакции. И опять чёрный рынок, хуже которого только аукционы в России.

Не удержусь от того, чтобы не разобрать несколько сомнительных утверждений, смыслом которых является не содержание, а озвучивание избитых штампов, для красного словца. Первое из них о том, что цены на похищенные книги на некоем чёрном рынке исчисляются десятками миллионов долларов. В этой фразе скрыты два неверных (а точнее, нелепых) утверждения, что, во-первых, чёрный рынок есть, а во-вторых, на нём цены заведомо выше, чем на белом (легальном) рынке. С чего вдруг, особенно если речь идёт о серьёзных деньгах (уж не знаю, как для львовских коллег, а для нас тут, в России, и $20 000 уже серьёзные деньги)? Серьёзные деньги требуют серьёзного отношения к оформлению сделки, где важно всё: и происхождение КЦ (культурной ценности, книги в нашем случае), и уверенность в её подлинности и сохранности. Если книги украдены из музея, то как минимум в них будут либо стёрты музейные штампы (а бесследно этого сделать нельзя), либо удалены страницы с ними (а это уже сохранность и вопросы к происхождению). И продать такую книгу коллекционеру почти нереально. Потому что,  случись ему (или его родственникам) по каким-то причинам продать такую книгу в будущем, в лучшем случае они столкнутся с такими же трудностями и дорого уже не продать. А в худшем случае, если при продаже обнаружится, что книга украдена, так и вообще деньги потеряют.

Теперь об опасности того, что украденные книги всплывут на московских аукционах. Если это случится, то о лучшем исходе и мечтать нашим львовским коллегам не пришлось бы. Им всего-то и нужно, что просматривать аукционные каталоги и вовремя обнаружить пропавшие книги. После чего обратиться к устроителям и попросить вернуть книги. Всё. В чём тут опасность? Ещё раз подчеркнём, что открытые аукционные торги — это как раз защита от мошенничества, а не что-то другое.

И последнее — граница. Не знаю, какой опыт у львовских коллег в этой области, а наш говорит о том, что украинская граница и в спокойные времена была крайне неприятным местом для провоза КЦ. Уж что-что, а это украинские таможенники отслеживали очень рьяно. Сейчас, в связи с известными событиями, думаю, стало только жёстче. Может быть, имеется в виду граница в горячей точке Донецка и Луганска? Ну, не знаю… Может быть, это место для львовских музейщиков прозрачно и комфортно, а я бы через такую границу и налегке не решился перемещаться, а уж с книгами из музея и подавно.

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20170111_lvov.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20170111_lvov.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

Наверх