- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
- С.Б.Краснов, "Вознесение церкви", картина художника с мировым именем
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Татьяна Явишева, собственные картины
Искусство принадлежит… наследникам художника?
ARTinvestment.RU 28 апреля 2012
О хитросплетениях закона об авторском праве и о том, как оно влияет на судьбы произведений искусства
О хитросплетениях закона об авторском праве и о том, как оно влияет на судьбы произведений искусства, — в материале New York Times.
В новой 3D версии фильма Джеймса Кэмерона «Титаник», как, собственно, и в классической его версии, присутствует кадр, в котором мелькает работа Пикассо (Picasso) «Авиньонские девицы». Картина 1907 года, безусловно, никогда не была на борту злосчастного судна, она до сих пор в целости и сохранности преспокойно пребывает в собрании музея MoMA в Нью-Йорке. Но самое интересное, что наследники Пикассо так и не разрешили режиссеру использовать изображение работы в нашумевшей картине 1997 года, однако Кэмерон их не послушался, и за это ему пришлось заплатить штраф.
Гнуть свою линию художникам и их наследникам помогает организация Общество защиты прав художников (Artists Rights Society). Она стоит на страже прав интеллектуальной собственности более 50 тысяч художников и их наследников со всего мира.
Под прицелом Общества не только плодовитый режиссер Кэмерон: не так давно Google Art Project расширил свою онлайн-коллекцию произведений искусства, в которую вошли более 30 тысяч работ из 151 музея, однако из-за противоречий в области интеллектуальной собственности проекту пришлось удалить со своих страниц 21 изображение.
Тут следует пояснить: очень часто интеллектуальные права художников понимаются и трактуются неверно: даже если работа продана музею или коллекционеру, обычно художник или его наследники все равно остаются владельцами художественного образа — в течение целых 70 лет после смерти автора. Так что, хотя картиной «Авиньонские девицы» полноправно владеет MoMA, сами девицы, точнее, их образы принадлежат семье художника, скончавшегося в 1973 году. Нетрудно посчитать, что, согласно действующему законодательству, эти права останутся за семьей Пикассо вплоть до 2043 года.
И если вы хотите воспроизвести изображение — на сайте ли, на календаре, футболке или кружке, неважно, — наследники должны дать вам на это свое разрешение, именно наследники, но никак не музей. Именно поэтому, несмотря на недавнюю прибавку в весе и размере, в Google Art Project до сих пор нет ни одной работы Пикассо.
Дело не только в Пикассо: мало кто из художников XX века вошел в коллекцию уважаемого проекта именно из-за того, что его руководством пока не были урегулированы вопросы копирайта с наследниками. По словам главы Общества защиты прав художников, оно не чинит никаких препятствий для помещения репродукций работ в базу Google Art Project — на определенных условиях, однако создатели проекта, похоже, сами предпочитают не связываться с капризными наследниками и просто обходят спорные работы стороной, не желая вступать в переговоры.
Общество и другая организация, представляющая права и интересы около 7000 художников, VAGA, полагают, что Google несправедливо пытается переложить ответственность за переговоры со своих плеч на плечи музеев — обладателей работ, что неправомерно.
Не так давно Музей изобразительного искусства Толедо попросил убрать со страниц проекта репродукцию «Отдыхающей танцовщицы» (1940) Матисса (Matisse) и еще 20 произведений из своей коллекции, которые подпадают под действие закона о 70-летнем владении наследников правами на художественный образ. Представитель музея попросил, чтобы его действия не поняли неверно, и сообщил, что музей будет только рад появлению своих картин на страницах проекта, однако прежде, чем это произойдет, должно быть заключено специальное соглашение.
Глава Google Art Project Амит Суд (Amit Sood) рассказал New York Times, что проект решил сосредоточиться на сотрудничестве с музеями напрямую, отказавшись от взаимодействия с коммерческими организациями.
Google не впервые занимает подобную позицию по отношению к правообладателям: компания давно уже конфликтует с издателями и правообладателями литературных произведений, из-за своего намерения представить в цифровом виде все когда-либо издававшиеся книги.
Эксперты полагают, что вопрос этот действительно трудно разрешить, ведь у художников, как ранее у писателей и музыкантов, зачастую прямо противоположные точки зрения на проблему: кого-то наличие его работы в арт-базе Google приведет в восторг, кого-то, напротив, возмутит.
Под действие сурового закона об авторских правах на художественные образы подпадает любая продукция: от книжных репродукций до изображений на брелоках и сувенирах. Организация, ведающая правами автора, в каждом отдельном случае узнает детали проекта, а потом уже обращается за решением к наследникам и правообладателям. Естественно, услуги таких организаций не бесплатны: по каждому конкретному делу они получают процент, зависящий от суммы и рода сделки.
Иногда художник или его наследник желают вмешаться в ход дела: так, за воссозданием в голливудской комедии 2011 года «Как украсть небоскреб» световой инсталляции Дэна Флэвина (Dan Flavin) наблюдал эксперт из фонда художника.
Примерно в 40 процентов случаев организации, представляющие художника, пытаются наложить запрет на использование образа. С ними чаще всего соглашаются, однако создатели дорогих кинолент иногда предпочитают рискнуть. Так, для ленты «Баския», о жизни знаменитого художника Жана-Мишеля Баскии (Jean-Michel Basquiat), режиссер Джулиан Шнабель, несмотря на возражения отца покойного художника, создал картины в его стиле. Однако и подобные «обходные маневры» запрещены законом. Тем не менее риск себя оправдал: в итоге Баския-старший пошел на попятную и не стал предъявлять к фильму претензий.
Другие авторы более уважительно относятся к воле наследников: так, создатели фильма 1996 года «Пережить Пикассо» Исмаил Мерчант и Джеймс Айвори даже послали семье художника на согласование сценарий фильма и летали на переговоры в Париж. Родственников Пикассо все же не устроил сделанный в фильме акцент на любвеобильность мэтра, после чего авторам пришлось отказаться от демонстрации работ Пикассо в картине: их заменили на работы современников, воссоздающие дух эпохи.
Источник:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120428_demoiselles.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120428_demoiselles.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 27.03.2024 Не стало Ричарда Серра Американскому скульптору-минималисту было 85 лет
- 27.03.2024 Самые громкие продажи ярмарки Art Basel Hong Kong Дороже остальных ушла работа Виллема де Кунинга, проданная за $9 млн
- 25.03.2024 Суд Нью-Йорка обязал Sotheby’s раскрыть имена продавца и покупателя картины Тьеполо Работа может стать предметом иска о реституции
- 25.03.2024 Опубликован рейтинг мировой музейной посещаемости The Art Newspaper Россию в топ-10 представляет Государственный Эрмитаж
- 22.03.2024 Artprice анализирует динамику французского рынка работ на бумаге В прошлом году в этом сегменте было совершено более 90 000 сделок
- 26.03.2024 На посвященных современному искусству торгах Artnet установлен новый рекорд «Рекордсменом» стал Кикуо Сайто, американский абстракционист с японскими корнями
- 22.03.2024 Подборку из 200 работ Ман Рэя продают на Christie’s Их суммарный эстимейт составляет €2,4–3,5 млн
- 22.03.2024 Итоги AI Аукциона № 522 Общая выручка составила 15,1 млн рублей
- 15.03.2024 Итоги AI Аукциона № 521 Общая выручка составила 8,6 млн рублей
- 12.03.2024 Редкая марка может быть продана на торгах за $5 млн Если сделка состоится, будет установлен новый аукционный рекорд
- 12.03.2024 ИИ в искусстве: на службе или во вред? Часть 2 Продолжение обзорного материала по сегодняшним реалиям и перспективам применения искусственного интеллекта в мире искусства
- 11.03.2024 Открыт 205-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Семёна Агроскина, Константина Батынкова, Елены Бочаровой, Игоря Воложанина, Наталии Вяткиной, Елены Епифановой, Михаила Ермолова, Николая Жатова, Александра Заикина, Наталии Земляной, Марины Лейзгольд, Сергея Максютина, Игоря Снегура
- 10.03.2024 Открыты 521-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 8 листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна икона
- 08.03.2024 Художницы «русской орбиты» в 2023 году AI анализирует самые успешные сделки с произведениями прекрасной половины человечества на российских и зарубежных аукционах
- 05.03.2024 Artnet Intelligence Report 2024: ностальгия по Полу Аллену и самый дорогой Ленин За шесть лет с момента первого выпуска отчет ведущей аналитической компании прошел путь от формата «не пришей кобыле хвост» до незаменимого спутника современного коллекционера
- 26.03.2024 Орсе отмечает 150-летие импрессионизма проектом с виртуальной составляющей Проект рассказывает историю того, как художники-новаторы добивались признания публики
- 19.03.2024 В Русском музее на днях открывается выставка «Рисунки и акварели передвижников» В экспозицию войдет около 100 графических работ
- 19.03.2024 Выставку «Александр Дейнека. Курская аномалия» готовят в парке «Зарядье» Посетители увидят «Тройку» Дейнеки, не выставлявшуюся около 30 лет
- 18.03.2024 «Ленинградский ноль»: Тимур Новиков и художники его круга Экспозицию в Суздале составили более 180 произведений
- 18.03.2024 В рамках ярмарки Art Russia пройдет выставка работ Ирины Емелиной Творчество художницы представит подборка 3D-картин
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Атрибуция, определение автора по автографу, оценка
- Художник Uncognito
- Шипилин Игорь Николаевич, картины
- Александр Сигов "Холодный рассвет на огненном гранате"
- Андрей Геннадиев "Чувства"
- Андрей Геннадиев "Белла"
- Андрей Геннадиев "Христианский Философ"
- С.Б.Краснов, "Вознесение церкви", картина художника с мировым именем
- Беликов Василий. Продам картины пензенского художника
- Татьяна Явишева, собственные картины