Искусство принадлежит… наследникам художника?
ARTinvestment.RU   28 апреля 2012

О хитросплетениях закона об авторском праве и о том, как оно влияет на судьбы произведений искусства

О хитросплетениях закона об авторском праве и о том, как оно влияет на судьбы произведений искусства, — в материале New York Times.

В новой 3D версии фильма Джеймса Кэмерона «Титаник», как, собственно, и в классической его версии, присутствует кадр, в котором мелькает работа Пикассо (Picasso) «Авиньонские девицы». Картина 1907 года, безусловно, никогда не была на борту злосчастного судна, она до сих пор в целости и сохранности преспокойно пребывает в собрании музея MoMA в Нью-Йорке. Но самое интересное, что наследники Пикассо так и не разрешили режиссеру использовать изображение работы в нашумевшей картине 1997 года, однако Кэмерон их не послушался, и за это ему пришлось заплатить штраф.

Гнуть свою линию художникам и их наследникам помогает организация Общество защиты прав художников (Artists Rights Society). Она стоит на страже прав интеллектуальной собственности более 50 тысяч художников и их наследников со всего мира.

Под прицелом Общества не только плодовитый режиссер Кэмерон: не так давно Google Art Project расширил свою онлайн-коллекцию произведений искусства, в которую вошли более 30 тысяч работ из 151 музея, однако из-за противоречий в области интеллектуальной собственности проекту пришлось удалить со своих страниц 21 изображение.

Тут следует пояснить: очень часто интеллектуальные права художников понимаются и трактуются неверно: даже если работа продана музею или коллекционеру, обычно художник или его наследники все равно остаются владельцами художественного образа — в течение целых 70 лет после смерти автора. Так что, хотя картиной «Авиньонские девицы» полноправно владеет MoMA, сами девицы, точнее, их образы принадлежат семье художника, скончавшегося в 1973 году. Нетрудно посчитать, что, согласно действующему законодательству, эти права останутся за семьей Пикассо вплоть до 2043 года.

И если вы хотите воспроизвести изображение — на сайте ли, на календаре, футболке или кружке, неважно, — наследники должны дать вам на это свое разрешение, именно наследники, но никак не музей. Именно поэтому, несмотря на недавнюю прибавку в весе и размере, в Google Art Project до сих пор нет ни одной работы Пикассо.

Дело не только в Пикассо: мало кто из художников XX века вошел в коллекцию уважаемого проекта именно из-за того, что его руководством пока не были урегулированы вопросы копирайта с наследниками. По словам главы Общества защиты прав художников, оно не чинит никаких препятствий для помещения репродукций работ в базу Google Art Project — на определенных условиях, однако создатели проекта, похоже, сами предпочитают не связываться с капризными наследниками и просто обходят спорные работы стороной, не желая вступать в переговоры.

Общество и другая организация, представляющая права и интересы около 7000 художников, VAGA, полагают, что Google несправедливо пытается переложить ответственность за переговоры со своих плеч на плечи музеев — обладателей работ, что неправомерно.

Не так давно Музей изобразительного искусства Толедо попросил убрать со страниц проекта репродукцию «Отдыхающей танцовщицы» (1940) Матисса (Matisse) и еще 20 произведений из своей коллекции, которые подпадают под действие закона о 70-летнем владении наследников правами на художественный образ. Представитель музея попросил, чтобы его действия не поняли неверно, и сообщил, что музей будет только рад появлению своих картин на страницах проекта, однако прежде, чем это произойдет, должно быть заключено специальное соглашение.

Глава Google Art Project Амит Суд (Amit Sood) рассказал New York Times, что проект решил сосредоточиться на сотрудничестве с музеями напрямую, отказавшись от взаимодействия с коммерческими организациями.

Google не впервые занимает подобную позицию по отношению к правообладателям: компания давно уже конфликтует с издателями и правообладателями литературных произведений, из-за своего намерения представить в цифровом виде все когда-либо издававшиеся книги.

Эксперты полагают, что вопрос этот действительно трудно разрешить, ведь у художников, как ранее у писателей и музыкантов, зачастую прямо противоположные точки зрения на проблему: кого-то наличие его работы в арт-базе Google приведет в восторг, кого-то, напротив, возмутит.

Под действие сурового закона об авторских правах на художественные образы подпадает любая продукция: от книжных репродукций до изображений на брелоках и сувенирах. Организация, ведающая правами автора, в каждом отдельном случае узнает детали проекта, а потом уже обращается за решением к наследникам и правообладателям. Естественно, услуги таких организаций не бесплатны: по каждому конкретному делу они получают процент, зависящий от суммы и рода сделки.

Иногда художник или его наследник желают вмешаться в ход дела: так, за воссозданием в голливудской комедии 2011 года «Как украсть небоскреб» световой инсталляции Дэна Флэвина (Dan Flavin) наблюдал эксперт из фонда художника.

Примерно в 40 процентов случаев организации, представляющие художника, пытаются наложить запрет на использование образа. С ними чаще всего соглашаются, однако создатели дорогих кинолент иногда предпочитают рискнуть. Так, для ленты «Баския», о жизни знаменитого художника Жана-Мишеля Баскии (Jean-Michel Basquiat), режиссер Джулиан Шнабель, несмотря на возражения отца покойного художника, создал картины в его стиле. Однако и подобные «обходные маневры» запрещены законом. Тем не менее риск себя оправдал: в итоге Баския-старший пошел на попятную и не стал предъявлять к фильму претензий.

Другие авторы более уважительно относятся к воле наследников: так, создатели фильма 1996 года «Пережить Пикассо» Исмаил Мерчант и Джеймс Айвори даже послали семье художника на согласование сценарий фильма и летали на переговоры в Париж. Родственников Пикассо все же не устроил сделанный в фильме акцент на любвеобильность мэтра, после чего авторам пришлось отказаться от демонстрации работ Пикассо в картине: их заменили на работы современников, воссоздающие дух эпохи.

Источник: nytimes.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120428_demoiselles.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120428_demoiselles.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх