Дэмиен Херст: точки над i
4 поезда, 9 самолетов, 5 000 слов, автограф Херста, греческие апельсины и Женевское озеро — краткие итоги кругосветного путешествия журналистки Art Newspaper, посетившей 11 выставок Херста, которые показывает на 3 континентах Ларри Гагосян
Журналистка Art Newspaper Кристина Руис (Cristina Ruiz) — настоящий энтузиаст своего дела: не каждого арт-критика можно заставить ради написания материала совершить кругосветное путешествие. Руис же с большим воодушевлением приняла участие в кругосветной художественной гонке, которую объявили Дэмиен Херст (Damien Hirst) и Ларри Гагосян (Larry Gagosian) в честь открытия выставки «точечных» работ Херста в 11 филиалах галереи Гагосяна, разбросанных по трем континентам. Кристина подробно рассказывала обо всех перипетиях своего путешествия в блоге на сайте родного издания. Предлагаем читателям AI выдержки из этих художественных репортажей воистину героической журналистки — далеко не каждый из нас так предан искусству, как она.
Арт-одиссея Кристины Руис началась в лондонской галерее на Британия-стрит: там она прошла регистрацию, получила специальную карточку участника гонки, после чего направилась на осмотр экспозиции. В галерее на Британия-стрит глаз радуется разнообразию масштабов: здесь можно увидеть точечные произведения Херста размером от 3 мм до 1,5 метров. Здесь же можно полюбоваться и на работу 1994 года «Декарбоксилаза аргинина» — одну из самых дорогих работ точечной серии: в прошлом феврале она была продана на лондонских торгах Christie’s за 881 250 фунтов.
В другом лондонском филиале галереи можно ознакомиться с 28 совсем небольшими произведениями, иногда размером в полточки. Поклонниками подобных работ являются, например, Элтон Джон (Elton John) и его супруг Дэвид Ферниш (David Furnish), предоставившие для выставки 4 картины из своей коллекции.
Надо отдать должное искренности Кристины Руис, которая пишет о своей панике в связи с предстоящим ей посещением еще десятка подобных экспозиций. Автор уважаемого издания не стесняется, подобно простым смертным, признаться в том, что выставки кажутся ей довольно однообразными, и даже делится своими опасениями относительно того, что ей нечего будет особо рассказать читателям. На помощь ей отчасти приходит встреченный ею в галерее на Британия-стрит директор музея Тейт Модерн Крис Деркон (Chris Dercon), который объясняет растерявшейся журналистке, что точечные картины не циничный эксперимент над наивным зрителем, но «потрясающе стройная система и исследование того, на что способен цвет». Главное, что смысл работ Херста понимает директор уважаемого заведения, заключает успокоенная Руис, и с чистым сердцем и легкой головой отправляется в свой трудный путь, ведущий ее на континент — в Париж.
Чтобы туда попасть, Кристина встает в 4 утра и отправляется на вокзал, где садится на поезд Eurostar, билет на который стоит 39 евро. Задремавшая путешественница просыпается около 9 утра — уже в Париже, и сразу же отмечает тревожный симптом редкого заболевания, которым страдают исключительно поклонники Дэмиена Херста: восходящее солнце кажется ей гигантской точкой с одной из его картин.
Элегантная маленькая галерея Gagosian в Париже вмещает 23 работы Херста. Руис отмечает про себя, что парижская атмосфера самым благоприятным образом сказывается на восприятии творчества британца: здешние точки смотрятся гораздо выгоднее тех, что выставлены в Лондоне. Поэтому 15 минут, потраченные Руис на разглядывание работы «Оксолиновая кислота» (1,7 х 1,8 м), не кажутся ей пустой тратой времени (осмысленности созерцанию работы добавляет тот факт, что в отель отправляться еще рано, а на улице ощутимо холодно). Работа обладает гипнотическими свойствами, отмечает Руис, и возможно, буддийские монахи вполне могли бы использовать ее в качестве объекта для медитации.
В гонке участвуют около 600 человек, так что неудивительно, что Руис оказывается не первой участницей соревнования, посетившей парижскую галерею. Там она сталкивается еще с одной конкуренткой: 30-летний юрист из Брюсселя Теодора Баум (Theodora Baum) объясняет журналистке, что проект Херста и Гагосяна имеет смысл лишь в том случае, если посетить все 11 галерей. «Эти картины радуют глаз: критики могут твердить что угодно, но они просто радуют людей. Не знаю, как это работает, но это так», — полагает Баум. Такая трактовка творчества Херста вполне убеждает Кристину, которая из Парижа направляется в Женеву.
Из Лондона в Париж:
- такси на вокзал (Лондон): 26,7 фунта (40 евро);
- поезд в Париж: 39 евро (50 долларов);
- гостиница в Париже: 150 евро (192 доллара);
Промежуточный итог: 283 доллара.
Швейцарский филиал галереи Гагосяна уютно расположился на первом этаже элегантного здания в престижном торговом районе близ Женевского озера, по соседству с бутиками Rolex и Chanel. Здесь всего 8 картин. Внимание Кристины Руис на этот раз привлекает небольшого размера работа «Цетофаксим», которую галерея совсем недавно продала за 300 тысяч долларов. Здесь выясняется, что в гонке участвуют уже 650 человек, так что Кристина, не успев как следует осмыслить увиденное, торопится в аэропорт, чтобы скорее добраться до Рима, где судьба готовит ей непреодолимые препятствия в виде забастовки водителей такси.
Париж — Женева — Рим:
- такси на Лионский вокзал (Париж): 12 евро (15,50 доллара);
- поезд в Женеву: 89 евро (115 долларов);
- такси в галерею (Женева): 12 евро (15,50 доллара);
- электричка в аэропорт (Женева): 3,50 швейцарского франка (3,75 доллара);
- перелет из Женевы в Рим: 81,95 швейцарского франка (88 долларов);
- электричка до центра Рима: 8 евро (10 долларов);
Промежуточный итог: 247,75 доллара.
Великолепный Рим — родину Бернини (Bernini), Борромини (Borromini), Микеланджело (Michelangelo) и Караваджо (Caravaggio), безусловно, украсили плоды сотрудничества Ларри Гагосяна и Дэмиена Херста. Римская галерея, до которой, несмотря на забастовку таксистов, Кристине все-таки удается добраться, вместила 18 работ разнообразного размера. Все это богатство расположилось в украшенном колоннами палаццо, возведенном в двадцатых годах прошлого века. Взгляд утомленной путешественницы задерживается на одной из работ, озаглавленной «Фенилаланин-Тирозин», которая, согласно аннотации, писалась с 2004 по 2011 год (остается только догадываться, зачем на создание этого произведения понадобилось столько времени). Именно в Риме Кристина узнает о том, что Валентин Уховский и Джефф Чу (Jeff Chu), намного опередив ее, уже финишировали в галереях в Нью-Йорке и Лондоне. Ей остается утешаться лишь тем, что в Риме она ничего не потратила на гостиницу, так как остановилась у друзей. Следующий пункт назначения на пути к прекрасному — Афины.
Греческий филиал галереи расположен в уютном тихом переулке в центре шумной столицы страны. Здесь всего шесть работ Дэмиена Херста — для кризиса вполне достаточно, заключает Руис и делает неутешительный прогноз: вряд ли в ближайшее время на древней земле Эллады у Херста найдутся новые покупатели. Когда экономика вылетает в трубу, не до искусства, каким бы оптимистичным оно ни было.
Экономика экономикой, а в галереях Ларри Гагосяна по всему миру, в том числе и в Афинах, царят тишь да гладь, полный порядок, вежливые, все как на подбор симпатичные сотрудники, говорящие на чистейшем английском языке. Это, безусловно, радует Кристину, но не возмещает разочарования, происходящего оттого, что еще один стремительный любитель искусства ее опередил, уже объехав все 11 экспозиций Херста. Удрученная этим обстоятельством, Кристина отправляется домой, в Лондон, чтобы сделать передышку и лишь затем, уже не спеша, полететь в Гонконг.
Рим — Афины — Лондон:
- перелет из Рима в Афины, далее — в Лондон: 124,98 евро (162 доллара);
- такси из Афинского аэропорта в галерею: 35 евро (45 долларов);
- обратное такси в аэропорт: 35 евро (45 долларов);
Промежуточный итог: 252 доллара.
Гонконг — земля обетованная для американских и европейских дилеров: филиалы западных галерей растут здесь как грибы после дождя. Ларри Гагосян открыл галерею в Гонконге год назад выставкой все того же Херста. Экспозиция была в прямом смысле блестящей: местным ценителям предложили уменьшенную («детскую») версию бриллиантового черепа, золотые медицинские шкафчики с драгоценными камнями в роли лекарств и прочие дорогие удовольствия. Выставка пользовалась огромным успехом — пока что это самое громкое событие в здешнем филиале. Нынешней экспозиции, впрочем, тоже популярности не занимать.
На молодом рынке, который только нащупывает почву под ногами, такая крупная художественная величина, как Херст, самый вероятный залог успеха, поэтому неудивительно, что лондонский дилер Бен Браун (Ben Brown), галерея которого расположилась на третьем этаже в том же здании, что и галерея Гагосяна, сейчас в рамках сборной выставки своих художников тоже показывает Херста (две картины-вращения).
Лондон — Гонконг — Лондон:
- авиабилет из Лондона в Гонконг и обратно: 588,32 фунта (931 доллар)
- такси из аэропорта в гостиницу: 340 гонконгских долларов (44 доллара США)
- ночь в гостинице: 2 064 гонконгских доллара (266 долларов США)
- такси из отеля в аэропорт: 310 гонконгских долларов (40 долларов США)
Промежуточный итог: 1281 доллар.
Путешествие Кристины близится к финалу: в ее маршруте еще два пункта — Нью-Йорк и Беверли-Хиллз. В Нью-Йорке, этой Мекке современного искусства, собственно искусство для Кристины неожиданно отходит на второй план, так как ее сражает неприятное открытие: нью-йоркский персонал галереи на фоне своих коллег из других стран смотрится весьма невыгодно. Избалованные сотрудники, вероятно, самого финансово успешного филиала галереи в мире едва удостаивают журналистку уважаемого издания взглядом (не то что добрым словом), все время сосредоточенно глядя в экраны своих компьютеров. В отместку Кристина припоминает историю о том, как некоторое время назад человек, покупающий произведения искусства для Билла Гейтса, пришел в галерею инкогнито и был так недоволен высокомерным отношением персонала, что ушел, так ничего и не купив (и пускай теперь невоспитанные администраторы кусают локти — поделом!).
В нью-йоркском филиале можно найти самую раннюю работу Херста на нынешней «всемирной» выставке. Она называется просто «Картина с точками» и была создана Херстом собственноручно, без помощи ассистентов, в далеком ныне 1986 году. Работа выполнена на картоне, а не на холсте, как более поздние произведения серии, и есть в ней какая-то искренность и свежесть, даже цвета кажутся более яркими, отмечает Кристина.
Лондон — Нью-Йорк:
- авиабилет из Лондона в Нью-Йорк и обратно: 399,94 фунта (633 доллара);
- такси из аэропорта Кеннеди в Галерею Гагосяна на Мэдисон-авеню: 55 долларов;
- ночевка у нью-йоркских друзей: бесплатно;
Промежуточный итог: 688 долларов.
Персонал галереи в Беверли-Хиллз, наверное, был заранее предупрежден о прибытии Кристины Руис: все светятся улыбками и услужливы до невозможности, ей организуют экскурсию по зданию и даже показывают террасу, расположенную на крыше, где разместились скульптуры Франца Уэста (Franz West) и декоративные фонари, созданные Хорхе Пардо (Jorge Pardo).
Настает торжественный момент: на карточке участника гонки проставлен последний круглый штамп. Кристина выбирает, какую надпись должен оставить на ее призе — точечном эстампе ограниченной серии — Дэмиен Херст. Журналистке приходит в голову, что очень по-херстовки смотрелась бы следующая надпись: «Кристина, идите к черту».
4 поезда, 9 самолетов, 11 галерей, почти 5000 слов в блоге. Что в итоге? Вывод Кристины таков: точечные картины гораздо более актуальны для «денежных» городов вроде Женевы и Беверли-Хиллз: здесь становится совершенно неважно, что картины эти, (что греха таить) ничего не значат, главное, что они яркие, узнаваемые и подписаны именем одного из самых известных художников современности. Да, вот еще что: если соберетесь в кругосветку на поездах-самолетах, ни в коем случае не путешествуйте в эконом-классе. Уж поверьте знающему человеку.
Нью-Йорк — Лос-Анджелес — Нью-Йорк:
- авиабилет Нью-Йорк — Лос-Анджелес и обратно: 199,10 фунта (314 долларов);
- такси в аэропорт Кеннеди: 40 долларов;
- такси в аэропорт Лос-Анджелеса: 50 долларов;
- такси из аэропорта Кеннеди: 40 долларов;
Промежуточный итог: 499 долларов.
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ИТОГ: 3250,75 доллара.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120214_complete_spot_challenge.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120214_complete_spot_challenge.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.