Art Investment

Ушел из жизни известный каталонский художник Антони Тапьес

Одному из крупнейших послевоенных европейских мастеров изобразительного искусства было 88 лет. О его кончине сообщила в понедельник представлявшая Тапьеса галерея Pace

Художник Антони Тапьес (Antoni Tàpies), один из крупнейших представителей послевоенного европейского искусства, в загадочных работах которого абстракция причудливо сочеталась с элементами сюрреализма, скончался в понедельник, 6 февраля, в Барселоне в возрасте 88 лет. Об этом сообщила галерея Pace, долгое время представляющая творчество художника.

  • Антони Тапьес в Барселоне в свой 85-й день рождения, 2008

Антони Тапьес родился 13 декабря 1923 в Барселоне. В юности он испытал большое влияние сюрреализма, в особенности таких авторов, как Пауль Клее (Paul Klee) и Жоан Миро (Joan Miro). После Второй мировой войны Тапьес вместе с поэтом Жоаном Броссой (Joan Brossa) основал художественную группу Dau al Set («Семигранный куб»), а также одноименный журнал. Группа объединила каталонских художников, близких к дадаизму и сюрреализму, исследовавших в своем творчестве бессознательное. В этот период сам Тапьес создавал абстрактные работы с элементами коллажа, в которых угадывались черты будущего движения arte povera.

В 1953 состоялась первая выставка Антони Тапьеса в США. Будучи в Штатах, художник познакомился с работами абстрактных экспрессионистов. «Они “сражались” с холстом, используя давящие цвета и тяжелые удары кисти, — вспоминал Тапьес свои впечатления о произведениях американских коллег в интервью New-York Times в 1995 году. — А я привез серые, тихие, спокойные, сдержанные картины. Один критик написал, что это картины, которые мыслят».

В 1958 художник вместе с Эдуардо Чиллидой (Eduardo Chillida) представлял Испанию на Венецианской биеннале и получил Золотого Льва. Четыре года спустя персональную выставку Тапьеса организовал Музей Соломона Гуггенхайма.

В 1960–70-х годах под влиянием Роберта Раушенберга (Robert Rauschenberg) Антони Тапьес стал создавать сюрреалистические скульптуры в жанре реди-мейда. Самые известные работы этого периода на холсте — все те же минималистичные полуабстрактные коллажи, включающие обычные предметы, — например, работа «Носок» 1971 года.

В 1984 Антони Тапьес создал фонд, призванный поддерживать исследования в области современного искусства. В 1990 при фонде открылись библиотека и музей, в собрании которого насчитывается около двух тысяч работ художника.

В 1994 в центре современного искусства Же-де-Пом в Париже, а в 2000 — в Музее Королевы Софии в Мадриде прошли ретроспективы Тапьеса. С возрастом художник не стал меньше работать, хотя после 1980-х в его творчестве преобладали уже знакомые образы и сюжеты. В январе 2010 прошла выставка Тапьеса в галерее его сына Антони в Барселоне, а в марте того же года работы последних 20 лет были представлены на выставке в обновленном музее фонда его имени. В 2010 король Испании Хуан Карлос пожаловал Антони Тапьесу титул маркиза. Несмотря на плохое здоровье и слабое зрение художник продолжал творить вплоть до самой кончины.

В похожих на граффити работах Тапьеса невнятные на первый взгляд штрихи сливаются в очертания узнаваемых фигур и знаков. К середине 1950-х он обрел свой фирменный стиль: стал создавать поверхности, покрытые пятнами, царапинами, углублениями и надрезами в виде букв, цифр и символов. Сам художник считал свои работы «наскальными рисунками» на поверхности коллективного бессознательного человечества. «Ужасающие страдания взрослых и жестокие фантазии моих сверстников, которые ощущали себя предоставленными самим себе среди происходивших вокруг катастроф, словно сами собой изливались на окружающие меня стены, — так сам художник объяснял истоки своего творчества французскому дилеру и критику Мишелю Тапье (Michel Tapie) в 1969 году. — Уже в моих первых работах 1945 года присутствовали элементы уличных надписей и стихия протеста — подавленного, тайного, но живого, изливавшегося на стены домов моей родины».

Антони Тапьес использовал разнообразнейшие материалы: при помощи песка, земли, мраморной крошки и мела на холстах и досках, которые играли роль импровизированных стен, дверей, окон и заборов, он воспроизводил почти буквально жестокую реальность испанских улиц времен своей драматичной молодости, на которую пришлись гражданская война в Испании и всплеск каталонского националистического движения.

Выразительная текстура и суровая лаконичность его работ придавали им оттенок торжественности. Критик Джон Рассел (John Russell) говорил об «аристократическом достоинстве», излучаемом работами, которые «казалось, не нарисованы, но извлечены из какой-то невероятной смеси грязи, песка, земли, засохшей крови и каменной крошки».

Тапьес не любил, когда его называли абстракционистом. Точно так же не любил он и давать пояснения относительно смысла экспрессивных линий, букв и штрихов, которые на его работах сливались в загадочный текст. Фантастические символы, пришедшие из бессознательного, требовали расшифровки, но помочь зрителю их прочесть художник не хотел. Критик Роланд Пенроуз (Roland Penrose) в своей монографии «Тапьес» 1978 года назвал испанца «художником, воплощавшим в материале тайны».

Он вкладывал в свое искусство сакральные смыслы, далекие, впрочем, от строгого духа полученного им в детстве католического воспитания. «В нашем мире, где религиозные символы продолжают терять свой смысл, а наши привычки становятся все более светскими, мы теряем чувство связи с вечностью, — говорил Тапьес в 1990 году, участвуя в программе BBC “Омнибус”. — Полагаю, эта потеря нанесла большой урон современному искусству. Живопись [для меня] — возвращение к истокам».

«Я тешу себя надеждой, что мне есть что сказать, — произнес Антони Тапьес на открытии своего музея в 1990 году. — Если нельзя изменить мир, то я хочу, по крайней мере, изменить взгляд людей на него».

Источникnytimes.com, artinfo.com, artinfo.com, artinvestment.ru

P.S. Сегодня увидеть в Москве работы Антони Тапьеса можно на выставке «Книга художника» в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина.


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120208_tapies.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120208_tapies.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».