Невидимое искусство — что это?
Некоторые коллекционеры предпочитают собирать не вещи, а идеи; им на радость даже был создан музей невидимого искусства
Знаменитая швейцарская ярмарка искусства Art Basel удовлетворяет вкусам самых разнообразных покупателей: кто-то готов отдать миллион долларов за скульптуры Адама и Евы в образе загорелых бодибилдеров, кому-то не жалко миллиона евро на красную глыбу, напоминающую гигантскую головку сыра, но коллекционеры со стажем Аарон и Барбара Левайны (Aaron and Barbara Levine) предпочитают нечто более изысканное.
На этот раз супругов заинтересовал павильон, где были представлены работы классика американского концептуального искусства Лоуренса Вайнера (Lawrence Weiner). Это были лишь слова, написанные на полу: «2 металлических шарика + 2 металлических кольца (положенные в желоб)» — расплывчатая идея несуществующей скульптуры.
Приобретая произведение Вайнера, вы покупаете не саму надпись и уж тем более не работу, которую она описывает. Вы покупаете идею, которой можете воспользоваться на свое усмотрение: хотите — пишите эту фразу на стене, а хотите — сделайте скульптуру, на ваш взгляд подходящую под описание. «Вы можете реализовать ее [идею] любым желаемым способом», — говорит дилер из Цюриха Виктор Гизлер (Victor Gisler), продававший творение Вайнера на Art Basel за 160 тысяч долларов. В конце июня нью-йоркский музей МоМА поместил одну из классических работ Вайнера в свою экспозицию так называемого нематериального искусства. Кураторы музея усердно заполняют пробелы в музейной коллекции, в которой раньше преобладали произведения искусства материального.
«Я думаю, что хорошее искусство — это когда идеи не дают уму покоя. Для меня эстетика в этом, а не в том, что я вижу», — полагает 76-летний юрист Аарон Левайн. «А здесь [на Art Basel] 90 процентов средств тратится на картины», — добавляет он слегка пренебрежительно. Левайны покупают произведения, которые многие из нас с трудом могут посчитать искусством, а между тем такое искусство, возможно, делает на рынке первые шаги.
Художественные вкусы Левайнов отражают передовое направление в искусстве 1960-х годов, уходящее своими корнями к концептуальным работам Марселя Дюшана (Marcel Duchamp) 1910-х — актуальным, как никогда, в наш век оголтелого потребления. Но тут возникает небольшая странность: когда произведения этой контркультуры начинают покупать, они превращаются в такой же объект купли-продажи, как и любая другая готовая работа. Отец-основатель концептуализма Сол Ле Витт (Sol LeWitt) однажды решил, что на смену визуальному искусству должны прийти невоплощенные идеи, его описывающие. Он написал инструкцию по созданию картины: «чередующиеся ровные параллельные линии желтой краской и карандашом, разной длины и не доходящие до краев». Это было и названием работы, и одновременно описанием того, как ее сделать. Ле Витт хотел, чтобы нарисовал картину кто-то другой, ему интересно было посмотреть на неожиданные результаты. Впрочем, после смерти художника в 2007 году, его работы-описания стали выполнять ту же декоративную функцию, что и любая другая абстракция, висящая в банковском холле.
Вдохновленные тем, как неоформленные идеи Ле Витта становятся дорогостоящими экспонатами арт-коллекций, некоторые молодые художники решили пойти по этому пути еще дальше. Тино Сегал (Tino Sehgal), британец, родившийся в 1976 году в Лондоне и проживающий сейчас в Берлине, просто организует необычные события, принципиально запретив их фотографирование и фиксацию при помощи любых других носителей.
Коллекционер, приобретающий «произведение» Сегала, — а обходятся его «работы» где-то в 100 000 долларов, что по меркам Art Basel сущий пустяк, — не получит никакого документа, подтверждающего право собственности. Условиями совершения сделки является присутствие свидетелей, оплата наличными и отсутствие подтверждающих документов, которые исказили бы смысл происходящего.
Перечисленные условия вполне устроили Марка и Жозе Женсоллен, семейную пару 62-летних психиатров из Марселя. Они приобрели работу Сегала, которая состоит в том, что музейный смотритель постепенно снимает с себя все предметы одежды. Как можно догадаться, Женсоллены не держат у себя дома музейного смотрителя на постоянной основе, так что творение Сегала материализуется, только когда его для выставок «берут напрокат» музеи.
«Самое интересное — это когда люди обсуждают произведение искусства», — рассказывает Жозе Женсоллен. — О работе Вайнера можно размышлять бесконечно, она цепляет гораздо больше, чем многие традиционные живописные произведения… Идея может не быть воплощенной физически, но это не делает ее менее мощной». Мадам Женсоллен называет материальным носителем таких произведений искусства человеческую память, а ведь, по сути дела, память — главное вместилище всего художественного опыта человечества.
Ей вторит Марк Женсоллен: «Когда работа нематериальна, мы являемся лишь ее временными хранителями. Собирать материальные, декоративные произведения искусства бессмысленно. Мы покупаем произведения искусства, чтобы рассказывать о них и расширить представления окружающих о том, что есть искусство… Хотя многие предпочтут нечто иное: дорогостоящий предмет, подписанный известной фамилией».
В этом году специально для таких поклонников нематериального искусства, как Левайны и Женсоллены, актер Джеймс Франко (James Franco) в сотрудничестве с творческим дуэтом Praxis, состоящим из Брейнарда и Делии Кэри (Brainard and Delia Carey), открыли на Манхэттене Музей невидимого искусства (
И большую часть из них — целых 10 тысяч долларов — удалось выручить от продажи «уникальной» идеи свежего воздуха. Как сказано на сайте музея, «за эти деньги вы словно покупаете необъятное хранилище кислорода. Где бы вы ни находились, вы всегда сможете сделать глоток чистейшего воздуха, который нам дает Земля. Каждый вдох приносит вам бесконечную гармонию и здоровье. Это приобретение лучше всегда носить с собой. Потому что где бы вы ни находились, вы можете представить, что дышите чистейшим воздухом горных вершин, лугов или океана; это не иссякающий источник». «Уникальная» идея уже нашла своего покупателя. В честь него обещали назвать крыло музея. За свои деньги он получил описание работы, которое можно повесить на стене и использовать для ее объяснения.
Покупатели MONA получают письмо с описанием произведения невидимого искусства на электронную почту.
За 25 долларов можно купить описание неснятого фильма «Красные листья», основанного на произведении Уильяма Фолкнера. Джеймс Франко одно время сам думал воплотить свою идею в жизнь, однако проект выходил таким дорогим, что он бросил эту затею. Зато теперь идее «Красных листьев» есть место в его музее. Если это самостоятельное произведение искусства кого-то заинтересовало, то с покупкой лучше поторопиться: все идеи выпущены «ограниченным тиражом». Описаний «Красных листьев», например, осталось уже не так много — всего то 474 экземпляра из 500.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110711_invisible_art.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110711_invisible_art.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.