В защиту наследия Гончаровой
ARTinvestment.RU   29 июня 2011

Сотрудники Государственной Третьяковской Галереи, встревоженные ростом числа подделок произведений искусства, а также появлением книг, выдающих эти подделки за подлинники, обратились за помощью к российскому правительству

Сотрудники Государственной Третьяковской Галереи, встревоженные ростом числа подделок произведений искусства, а также появлением книг, выдающих эти подделки за подлинники, обратились за помощью к российскому правительству.

26 апреля этого года российское информационное агентство «РИА Новости» провело в Москве необычную пресс-конференцию. Посвящена она была не актуальным новостям дня сегодняшнего, а публикации на Западе двух книг о творчестве художницы Наталии Гончаровой, умершей почти 50 лет назад.

Книги, написанные, соответственно, английским искусствоведом Энтони Партоном и специалистом по составлению каталогов француженкой Дениз Базету, вызвали возмущение у экспертов по русскому авангарду, в особенности в России, и главным образом у сотрудников Третьяковской галереи, кураторы и научные сотрудники которой считают своим долгом стоять на страже наследия Гончаровой. Эксперты несколько месяцев роптали по поводу количества поддельных полотен, появившихся на страницах книг Партона и Базету, что и послужило поводом для пресс-конференции, организованной для публичного освещения этого вопроса.

Финансист и коллекционер Петр Авен заявил собравшимся, что «преступная группировка», обосновавшаяся в Швейцарии и во Франции, наводняет рынок поддельными картинами, и призвал начать уголовное дело против мошенников.

Исполняющий обязанности руководителя Росохранкультуры Виктор Петраков рассказал ресурсу ARTnews: «После пресс-конференции мы решили обратиться к французским властям, так как каталог-резоне Базету переходит все границы. Она не только включила в него многочисленные сомнительные полотна, приписав их Гончаровой, но такжеопубликовала без разрешения работы из коллекций российских музеев».

Петраков рассказал, что его ведомство подготовило письмо за подписью министра культуры РФ Александра Авдеева французскому министру внутренних дел с просьбой к французским властям принять соответствующие меры по этому делу. Петраков не стал сообщать детали, однако другой источник сообщил ARTnews, что в письме французскую сторону просят расследовать дело, которое российская сторона считает преступным заговором, организованным с целью продажи поддельных живописных полотен.

Среди выступавших на пресс-конференции были директор Третьяковки Ирина Лебедева и старший научный сотрудник Отдела живописи первой половины ХХ века Ирина Вакар, искусствовед и издатель Андрей Сарабьянов, а также Джеймс Баттервик, лондонский арт-дилер, специализирующийся на русском искусстве. Все эксперты сходятся в одном: на сегодняшний день на рынке гораздо больше поддельных произведений русского авангарда, чем подлинных (АRTnews ссылается на статью, опубликованную летом 2009 года под заголовком «Подделка произведений русского авангарда»/ «The Faking of the Russian Avant-Garde»). Когда цены на произведения Гончаровой поднялись, число подделок ее работ также стремительно выросло. Гончарова стала самой дорогой художницей в мире, когда ее картина «Испанка» (ок. 1916) ушла с молотка за рекордную сумму 10 миллионов долларов на лондонских торгах Christie's в феврале 2010 года. Одновременно с этим, по утверждениям экспертов, Гончарова и Александра Экстер сегодня лидируют среди художниц по числу приписываемых им поддельных работ.

Кураторы Третьяковской галереи подсчитали количество подделок в книге Партона «Гончарова: живопись и дизайн Наталии Гончаровой» («Goncharova: The Art and Design of Natalia Goncharova»), опубликованной в прошлом году издательством Antique Collectors' Club, и, по их оценкам, оно составило где-то 150 работ из примерно шестисот опубликованных. Но побудила экспертов Третьяковки к действию книга Дениз Базету «Наталия Гончарова: творчество между традицией и современностью» («Natalia Gontcharova: son oeuvre entre tradition et modernité»), изданная брюссельским Arteprint в марте этого года. Они утверждают, что 60–70 процентов из приблизительно 1500 работ, напечатанных в ее книге, — подделки.

Базету, живущая в пригороде Парижа, в своем электронном письме порталу ARTnews отметила, что она уже отреагировала на претензии экспертов Третьяковки к ее каталогу через Международную Палату Российского Модернизма (International Chamber of Russian Modernism (InCoRM)), организацию, находящуюся в Париже, членами которой являются она сама и профессор Партон, «а также через адвоката, который ответил на нападки письмом, непосредственно направленным в Третьяковскую Галерею». «К этому мне больше нечего добавить», — сказано в письме.

На сайте InCoRM (incorm.org/forum) появилась публикация «Злобная атака на искусствоведов», утверждающая, что в России нет «высококвалифицированных искусствоведов и экспертов, занимающихся исследованием творчества Наталии Гончаровой… Энтони Партон и Дениз Базету, которые посвятили не один десяток лет изучению работ русской художницы, сейчас являются самыми квалифицированными и уважаемыми в научных кругах авторами и экспертами по творчеству Наталии Гончаровой».

Российские же искусствоведы утверждают, что в Москве есть ученые, чьи суждения заслуживают гораздо большего доверия, чем мнения Партона и Базету. В 1993 году Партон написал серьезную монографию о творчестве Михаила Ларионова, супруга Наталии Гончаровой, но в последнее время, как утверждают некоторые эксперты, он занимался тем, что выдавал многочисленные сертификаты на сомнительные работы псевдо-Гончаровой. Специалисты также говорят, что Дениз Базету не была до последнего времени известна как эксперт по творчеству Гончаровой. Ее предыдущие публикации — каталоги французских художников Максимильена Люса, Анри Лебаска и Жоржа Вальмьера.

Президент InCoRM Патриция Рейлинг, американский искусствовед, живущий недалеко от Лондона, выступила в защиту Партона и Базету, назвав их «почтенными» учеными. В ответ на вопрос о профессионализме Базету Рейлинг назвала ее «специалистом по составлению каталогов-резоне».

Партон, профессор Даремского университета, направил ARTnewsобъемное заявление в защиту своей книги. В нем он пишет: «Я принимал решения по включению произведений в книгу очень взвешенно, на основании их стилистики, проведенного мной научного анализа и провенанса в тех случаях, когда он был доступен».

Однако директор ГТГ Ирина Лебедева рассказала ARTnewsследующее: «Публикация работ Партона и Базету стала настоящим шоком для нашего музея. Она явилась весьма прискорбным для нас событием — художник первого ряда и неоценимой для русского авангарда значимости заслуживает лучшего к себе отношения».

Появление книг стало особенно неприятным сюрпризом, сказала Лебедева, поскольку музей уже некоторое время готовит обширную выставку Гончаровой; эта выставка должна наконец возвести художницу на надлежащее место в истории русского искусства. Выход книг Партона и Базету «создал неприятную атмосферу скандала, которая не пойдет на пользу репутации художницы», — добавила Лебедева.

Директор Третьяковской галереи также охарактеризовала обе книги как «невероятно сырые с научной точки зрения». ГТГ опубликовала все работы Гончаровой, находящиеся в коллекции галереи, подчеркнула Лебедева, и особо отметила: «Я помню, какой трудной, напряженной была эта работа, сколько дискуссий у нас было по поводу каждого холста». По мнению Лебедевой, «к сожалению, подобный серьезный подход отсутствует» в двух вышеназванных книгах. В ГТГ находится 411 живописных работ Гончаровой и несколько тысяч работ на бумаге.

Третьяковская галерея опубликовала на своем сайте письмо в адрес издательства Antique Collectors' Club, издавшего книгу Партона. Письмо, подписанное Лебедевой, суммирует все изъяны обеих книг, на которые уже обращали внимание кураторы ГТГ и другие ученые. Большая часть иллюстраций в них — никому до недавнего времени не известные работы из неназванных частных собраний, «без провенанса, выставочной истории, без детальных каталожных описаний». Преобладающее большинство репродукций ранее никогда не публиковалось. «Более того, мы были очень удивлены, что профессор Партон, представляя эти новые картины научному сообществу, никак не объясняет их происхождения. Атрибуция этих работ Гончаровой не подтверждается никакими документами и не основывается на фактах».

И Базету, и Партон ссылаются на то, что они стоят на страже анонимности коллекционеров, которые не хотели публичного оглашения их имен. В своем заявлении ARTnews Партон указывает, что «многие коллекционеры не желают, чтобы их имена предавались огласке». «Мне пришлось уважать это их желание», — добавляет он. Более того, Партон утверждает: «Я не стал приводить в своем труде провенансы работ, так как моя книга — критическая монография, а не каталог-резоне». По словам Партона, провенанс и выставочная история работ «не имеют отношения к написанию критической монографии».

Кураторы ГТГ говорят, что почти все подделки были сработаны сходным образом: подлинник много раз перерисовывался в виде поддельных копий, версий, набросков в разных техниках. Однако эксперты утверждают, что Гончарова никогда не делала копий своих работ.

Петраков так отозвался о Базету в разговоре с ARTnews: «Ее тактика очень проста. К примеру, на одной из страниц она публикует “Прачек” из Русского Музея, окружив их многочисленными вариантами, о которых эксперты никогда даже не слышали. Простите за каламбур, но Базету превратила свой каталог в настоящую прачечную».

«Гончарова никогда не создавала акварельных версий работ, написанных маслом», — отметил Петр Авен, владелец одной из лучших в мире коллекций русского искусства конца XIX — начала XX века. Однако мошенники, по его словам, «находят ранее опубликованные репродукции картин, в том числе и тех, что сейчас находятся в моей коллекции, и делают псевдоверсии акварелью».

Эксперты добавляют, что в обеих книгах отсутствуют стандартные каталожные описания, например описания оборотов картин, которые в отношении творчества Гончаровой могут быть источником важной информации. В каталоге Базету около трехсот таких «темных» работ, утверждают кураторы Третьяковской галереи, причем датированы они первым десятилетием XX века и подписаны латиницей, которой художница очень редко пользовалась до своего отъезда на Запад в 1915 году.

Поддельные работы часто сопровождаются поддельной же историей, говорят эксперты. Продавцы «придумывают подделкам мифические провенансы», — рассказал Авен на пресс-конференции. «Обычно в таких провенансах фигурируют некие загадочные генералы НКВД. Однажды я проверил несколько подобных провенансов и обнаружил, что этих генералов никогда не существовало. Их фамилии были выдуманы. Все, от начала и до конца, оказалось фальшивкой».

В преддверие готовящейся в Третьяковской галерее выставки Наталии Гончаровой была проведена большая научная работа, но Партон, по словам кураторов, не обращался к собранию ГТГ во время работы над своей книгой, так что вся новая информация прошла мимо него.

Что же до Базету, то кураторы утверждают, что она вообще никогда не обращалась в Третьяковскую галерею и «не знакома ни с подлинниками картин, находящимися в собрании, ни с архивом Гончаровой». В своем оправдательном заявлении, опубликованном InCoRM, Базету пишет, что пыталась наладить контакты с кем-то из сотрудников ГТГ, но ей так и не удалось этого сделать. По ее словам, она черпала информацию из обширного архива Гончаровой, принадлежащего Обществу Кандинского в Париже.

«Книги профессора Партона и Дениз Базету с научной точки зрения совершенно бесполезны и лживы, они не могут расцениваться как серьезные исследования и создают абсолютно ложное представление о творчестве одной из крупнейших представительниц русского авангарда», — делают в своем письме вывод кураторы Третьяковской галереи.

Гончарова и Ларионов поселились в Париже в 1915 году, и здесь супруги начали тесно сотрудничать с Сергеем Дягилевым. Их сделанные совместно с Игорем Стравинским работы особенно важны для истории европейского балета. В 1923 году Наталья Гончарова создает ставшие знаменитыми декорации и костюмы для кантаты «Свадебка» на музыку Стравинского и хореографию Брониславы Нижинской. Гончарова скончалась в 1962 году, а Ларионов двумя годами позже — в 1964, оставив свой архив и архив Гончаровой своей второй жене, Александре Томилиной. После ее смерти в 1985 году по распоряжению российского правительства архив был вывезен из Франции и передан Третьяковской галерее (ARTnews ссылается на статью «Странное незаконное перемещение архива Ларионова-Гончаровой», опубликованную в марте 1997 года / «The Strange, Illegal Journey of the Larionov-Goncharova Archive»). Кураторы Третьяковской галереи уверены, что их моральный долг — защитить наследие Гончаровой. Более того, в другом письме, направленном сотрудниками ГТГ в Министерство культуры, текст которого стал доступен ARTnews, они утверждают, что их «моральный долг» — попросить министерство вмешаться в это дело «на государственном уровне».

Не все с одобрением относятся к позиции Третьяковской галереи, которая начала крестовый поход против фальсификаторов работ русского авангарда. Как сообщил источник, пожелавший остаться неизвестным, до 2006 года, когда это перестало быть распространенной практикой, ГТГ выдавала сертификаты подлинности «на коммерческой основе». Тот же источник отмечает: «Хорошо, что проблема подделок, получивших сертификаты на Западе, наконец открыто обсуждается. Но вся эта история напоминает мне старую русскую поговорку: “Вор у вора шапку украл”».

Кураторы Третьяковской галереи и другие эксперты говорят, что многие неизвестные ранее работы, появившиеся в последние годы на рынке и атрибутированные Гончаровой, имеют сертификаты подлинности за подписью Партона, Базету, а также французского арт-дилера Жана Шовлена. Шовлен, к которому ARTnews обратились за комментарием, это обращение проигнорировал.

Как отмечают кураторы ГТГ в своем письме в Министерство культуры, огромное число новых подделок указывает на «крупномасштабную, преступную по сути своей махинацию, имеющую очевидно коммерческие цели». Реальная угроза заключается в том, пишут они, что «подобное засорение творческого наследия художницы, происходящее, когда принадлежащие ей работы перемешиваются с множеством грубых, неуклюжих, бездарных подделок, наносит урон репутации великого мастера».

«Публикации, подобные книгам Партона и Базету», заключают кураторы ГТГ, нацелены на то, чтобы «воспрепятствовать популяризации русского искусства на Западе и сближению наших культур».

Петр Авен заявил ARTnews, что «время научных споров миновало — настало время для судебного разбирательства». По его словам, многие из поддельных работ Гончаровой были приобретены российскими коллекционерами.

«В ближайшем будущем, — сказал Авен, — эти “шедевры” будут подвергнуты тщательному научному анализу, и по его результатам будут приняты соответствующие меры». Авен не уточнил, какие конкретно меры имеются в виду.

Источник: artnews.com


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110629_bazetoux_art_news.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110629_bazetoux_art_news.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх