Обретенный Ван Дейк
ARTinvestment.RU   20 июня 2011

Лондонский дилер рассказал, как ему удалось атрибутировать три неизвестные картины Антонису Ван Дейку, после чего они, естественно, выросли в цене

Ведущий британский специалист по живописи Старых Мастеров Филип Маулд (Philip Mould) весьма удачлив в том, что касается атрибуции. Он обладает даром увидеть произведение великого мастера там, где остальные его проглядели. Однажды он приобрел на аукционе eBay за 120 фунтов работу Гейнсборо. А за последние 18 месяцев в его копилке находок прибавились целых три картины придворного живописца Карла I Антониса Ван Дейка (Anthony van Dyck).

За последний год Маулд определил руку Ван Дейка в двух работах «неизвестного автора XVII века» из каталога Christie’s: картины оценивались в 20 и 8 тысяч фунтов. Третьего Ван Дейка низвели до статуса «копии XIX века» и отправили в фонды Музея Боуэса в графстве Дарем. Теперь, благодаря Маулду, все три произведения в арт-сообществе признаны работами легендарного голландского живописца XVII века.

На вопрос о том, как ведущий аукционный дом проглядел работы Ван Дейка, дилер ответил: «Возможно, у Christie’s не было достаточно времени, чтобы их изучить». Кроме того, у аукционов, как правило, нет возможности перед продажей провести очистку и реставрацию полотна, что помогает увидеть истинное качество работы.

«Мы, арт-дилеры, ежедневно просматриваем каталоги аукционных домов в надежде найти неправильно атрибутированные работы. Это может быть произведение эпохи Тюдоров, пейзаж XVIII века или, как сейчас, работы Ван Дейка».

Одну из работ Ван Дейка дилер увидел в каталоге парижских торгов Christie’s в прошлом сентябре: семья Ротшильдов распродавала произведения искусства, полученные по реституции. Маулда поразил «потрясающе красивый портрет девочки». В сопроводительном тексте было указано лишь «Голландская школа, XVII век», эстимейт лота составлял 15–20 тысяч евро.

Маулд и его коллега Бендор Гросвенор (Bendor Grosvenor) были на девяносто процентов уверены, что это Ван Дейк. Сильное загрязнение не помешало им разглядеть выдающуюся работу: «Это был портрет ребенка, а не маленького взрослого, что было типичным для детских портретов XVII века. Лишь немногие авторы могли верно передать детский образ — и среди них лучшим, пожалуй, был Ван Дейк».

Вскоре новая версия авторства портрета получила документальное подтверждение: Маулд и Гросвенор нашли искусствоведческое исследование начала XIX века и фотографию 1940-х, сделанную нацистами. В обоих источниках портрет приписывали Ван Дейку. Удалось выяснить, что картиной одно время владел дилер Джон Смит, который в 1835 году продал ее на Christie’s как работу Ван Дейка за 169 гиней.

Все эти сведения окончательно убедили Маулда в том, что за работу на Christie’s надо бороться. Когда предложение цены достигло миллиона евро, стало очевидно, что не только он догадался об истинной ценности портрета девочки. Однако победа все равно осталась за Маулдом. Очистив полотно от загрязнений, реставраторы выявили едва уловимые мазки, которых не было видно на каталожной фотографии. Теперь, как редкий детский портрет кисти Ван Дейка, полотно оценивается в 3,5 миллиона фунтов.

Вторую работу — этюд головы старика — приписывали «кругу Ван Дейка» и оценили в 5–8 тысяч фунтов. Маулду удалось выяснить, что это эскиз головы Святого Иоанна к несохранившейся картине со Святым семейством, известной по более поздней версии, написанной Ван Дейком вместе с учениками (сейчас хранится в Манчестерском музее). Дилер приобрел эскиз за 121 тысячу фунтов — теперь, когда ее атрибуция Ван Дейку подтверждена, масляный этюд стоит 350 тысяч фунтов.

Наконец, третья работа Ван Дейка попалась дилеру на глаза в полном каталоге живописи Британии, находящейся в общенародной собственности (так называемый Фонд общественного каталога — Public Catalogue Foundation). «Портрет Оливии Портер» был ложно атрибутирован последователям Ван Дейка, хотя стиль письма, цвет и выражение лица модели сразу дали понять дилеру, что он имеет дело с работой самого мастера.

Все три работы сейчас экспонируются в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк».

Источник: guardian.co.uk, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100620_van_dyck.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100620_van_dyck.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх