ГРИЦАЙ Алексей Михайлович (1914–1998) Березовая роща. Конец 1970-х
Текущая ставка
5 500 RUB
Окончание торгов
26 Июл. 2019 12:00:00
РАБИН Оскар Яковлевич (1928–2018) Грузовик. 2014
Текущая ставка
11 000 RUB
Окончание торгов
26 Июл. 2019 12:00:00
ЛЕНТУЛОВ Аристарх Васильевич (1882–1943) Ручей с мостиком. 1930-е
Текущая ставка
75 000 RUB
Окончание торгов
26 Июл. 2019 12:00:00

Как самостоятельно оценить произведение для инвестиций с помощью ARTinvestment.RU
ARTinvestment.RU   23 марта 2010

База данных ARTinvestment.RU в большинстве случаев позволяет без посторонней помощи оценивать произведения, опираясь на статистику аукционных продаж. В этой статье собран ряд советов подписчикам о том, как грамотнее это сделать, какие факторы брать в расч

Сильно переплачивать или, наоборот, продешевить при продаже никому не хочется. Наверное, самый распространенный случай, когда продавец называет свою цену и вам важно понимать, насколько предложенная цифра адекватна рыночной ситуации. Или обратный пример: вещь нужно продать, но непонятно, сколько просить.

Чтобы определить цену произведения, есть масса вариантов. Быстрый и простой способ — обратиться за советом на форум ARTinvestment.RU. Если случай не экзотический, да еще и не полениться предоставить информацию о работе по всей форме, то мнения по цене поступят быстро. Но это, как говорится, «вариант для ленивых». Экспресс-способ. Со всеми присущими ему достоинствами и недостатками. В числе последних — необходимость «светить» вещь в публичном пространстве и иметь дело с суммой мнений, среди которых есть риск в числе прочих получить отклики и не совсем компетентные.

Да и вообще принцип «доверяй, но проверяй» актуальности своей не теряет. Тем более что база данных ARTinvestment.RU в большинстве случаев позволяет без посторонней помощи оценивать произведения, опираясь на статистику аукционных продаж. В этой статье собран ряд советов подписчикам ARTinvestment.RU о том, как грамотнее это сделать. Или, по крайней мере, избежать серьезных методологических ошибок.

Для начала устанавливаем основное ограничение: все советы по оценке применимы, понятно, при допущении, что вещь подлинная и авторство картины достоверно установлено. Смех смехом, но даже на этом этапе случаются забавные казусы: много однофамильцев, повторов, наконец, любительской живописи — ведь если уродился человек Саврасовым, то не менять же ему фамилию? Например, одних художников Верещагиных в базе данных AI пять человек мужского пола. Художников Маковских — тоже пять человек. Бенуа — семь художников и две художницы. А знаете, сколько художников Соколовых? В базе — сорок два! И это, понятно, только люди, располагающие аукционными продажами и хотя бы именем своим оставшиеся в истории искусства. Из недавних курьезов с однофамильцами можно вспомнить случай с художником Евгением Титовым. Форумчане уже терялись в догадках, как художник смог столь радикально сменить манеру, пока не выяснилось, что в один ряд попали работы двух совершенно разных Евгениев Титовых. С подлинностью же история еще более сложная — но это уже тема для другой публикации.

Словом, чтобы не утонуть в оговорках, поставим задачу более четко: нужно самостоятельно определить примерную стоимость подлинного произведения аукционного художника, опираясь на данные из базы ARTinvestment.RU.

С такими исходными данными в дальнейшем самостоятельном исследовании стоит придерживаться следующих рекомендаций:

1. В общей аукционной статистике по конкретному автору нужно ориентироваться преимущественно на результаты последних полутора-двух лет. 2008 год интересен, а от 2007-го проку уже мало. Понятно, что цены на русское искусство в последние годы росли очень быстро, в разы. Поэтому более старая информация для целей оценки уже не показательна.

2. Выбираем результаты для работ того же периода, близких по году создания к искомой. Бывает, что год создания близок, но результат «не продано». В этом случае обращаем внимание на эстимейты. Если эстимейт (ценовая оценка) присваивался экспертами ведущих аукционных домов, то для нас это тоже информация к размышлению.

3. Нужно обращать внимание на уровень аукционного дома. При прочих равных условиях более высокое внимание стоит уделять ведущим аукционным площадкам, регулярно проводящим специализированные русские торги. В их числе Sotheby’s, Christie’s, Bonhams, MacDougalls. Специалист по современному искусству — Phillips de Pury (на нем все чаще появляются русские лоты). А вот к результатам небольших малоизвестных аукционных домов стоит относиться с повышенной осторожностью — на них чаще встречаются вещи с ошибочной (скажу осторожно) атрибуцией и какие-то невнятные результаты. Брать на заметку можно, но использовать такие результаты как аргумент для торга вряд ли получится.

4. При формальном сравнении работ нужно не забывать о размерах и технике. У сравниваемых вещей они должны быть сопоставимы. То есть 100 х 100 можно сравнивать с 70 х 90, но не с 30 х 40. Само собой, техники тоже должны быть одинаковы: масла сравниваются с маслами или смешанной техникой, в которой доминирует живописная составляющая. Иногда, когда материала для сравнения слишком мало, можно попробовать интерполировать, домыслить результаты графики для живописи. Но на такие трюки решится даже далеко не каждый опытный коллекционер. Прием нестандартный, излишне нюансированный, так что рекомендовать его не решусь.

5. Маргинальные результаты (вызывающе высокие и вызывающе низкие цены) надо запомнить, но в расчет их не берем. Рекорды и антирекорды могут пригодиться как аргумент в торге, но принимать их как новые рыночные цены не стоит. Бывает, что целый массив сопоставимых работ художника (один период, близкие размеры, одинаковая техника) укладывается в диапазон 70–90 тысяч долларов. И тут вдруг одна картина на престижном аукционе «выстреливает» на 500 тысяч долларов. Либо вещь выдающаяся, либо просто увлекся кто-то — не важно. Этот рекорд, скорее всего, найдет свое отражение в последующих рыночных ценах. Поднимет их, например, в диапазон 90–110 тысяч долларов. Но к 500 тысячам рынок быстро не подтянется, не стоит на это рассчитывать. Рыночную цену определяют не выдающиеся, а именно типичные средние результаты последних полутора лет.

6. «Тонкая настройка» цены. После перечисленных выше пяти этапов нам, надеюсь, удалось вычислить показательные примеры продаж работ, сопоставимых по уровню с оцениваемой. Допустим, с ценой примерно понятно, и пусть округления делались грубо, но рыночный диапазон ясен. Теперь можно внести поправки, учитывая качество конкретной работы, ее достоинства и недостатки. Тут математика отступает — желательно знать творчество. В плюс могут сработать и качество картины (яркая, выдающаяся вещь), и сюжет — позитивный или очень характерный для творчества художника этого периода. Все это позволяет скорректировать цену в большую сторону. Исходя из статистики продаж в базе ARTinvestment.RU, можно примерно предположить, как часто работы художника остаются непроданными, какие эстимейты можно считать завышенными и какими темпами растут цены на работы конкретного художника. Понятно, что если работы расходятся как горячие пирожки, а цены стремительно растут, то уместно и в своей оценке сыграть чуть-чуть на опережение. Стоит учитывать и информационный фон вокруг творчества конкретного художника. Так, если планируется большая выставка, предполагается участие его самого, либо его работ в значительных проектах, то есть не сложно предположить всплеск внимания, то такой фон тоже позволяет корректировать цену в плюс.

Вообще же «тонкая настройка» требует повышенных усилий, какого-никакого знания творчества «объекта». Ценность периода, характерность — все это уводит нас уже в другую тему, в выбор объекта инвестирования при помощи ARTinvestment.RU. К ней мы вернемся в другой публикации.

В качестве итога проговорим еще раз методику оценки произведения на основе аукционной базы ARTinvestment.RU. Кратко. Смотрим свежие результаты 2008–2009 годов. Выбираем из них результаты для работ, созданных в тот же период, что и оцениваемая. Из выбранных результатов отмечаем те, что показали работы, сопоставимые по размеру и технике с оцениваемой. В существенно похудевшем списке обращаем внимание в первую очередь на результаты ведущих аукционных домов (если вещь осталась не проданной, то делаем выводы по эстимейту). Выбираем из них типичные результаты, а нетипично высокие или низкие цены выводим за скобки. Корректируем ценовой диапазон в зависимости от текущей востребованности творчества художника. К слову, похожая методика (только с «секретной добавкой») используется для составления аукционных прогнозов ARTinvestment.RU, которые в целом неплохо сбываются.

Теперь же, когда все звезды сошлись и сложилось понимание примерной цены, можно проверить свои выводы на предмет расхождений с реальностью. Самый простой и быстрый — опубликовать запрос на форуме в разделе «Цены, оценка, атрибуция». Если публичный вариант категорически не подходит («нормальный клиент не шифруется», но мало ли), то изучите остальные разделы форума и особенно «Куплю / Продам». Это позволит вам определить участников, дилеров и опытных коллекционеров, разбирающихся в нужном вам направлении. После этого через сервис отправки личных сообщений (из списка, раскрывающегося при нажатии на треугольник-стрелку возле ника) можно обратиться к компетентному человеку за мнением по поводу вашей оценки. Если вопрос составлен правильно, а информации достаточно, то вполне можно рассчитывать на доброжелательный ответ.

Источник: artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100323_how_invest_2site.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100323_how_invest_2site.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 21

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх