Скончался знаменитый арт-дилер Эрнст Байелер
В своем доме в Швейцарии скончался один из наиболее уважаемых в мире торговцев произведениями импрессионистов и модернистов, основатель музея Fondation Beyeler и ярмарки Art Basel
На прошлой неделе скончался один из главных в мире дилеров искусства модернизма, швейцарец Эрнст Байелер (Ernst Beyeler). Ему было 88 лет. Он умер в своем доме в городке Риэн неподалеку от Базеля. Как сообщается на сайте его музея «Фонд супругов Байелер» (Fondation Beyeler), смерть наступила по естественным причинам.
За свою долгую карьеру Байелер смог обзавестись надежной клиентской базой, состоящей из крупных коллекционеров, а также значительными финансовыми ресурсами, которые позволили ему войти в число самых влиятельных участников рынка импрессионизма и модернизма. Он стоял за многими выдающимися сделками с произведениями живописи: в 1973 году, например, дилер купил абстрактный пейзаж Виллема де Кунинга (Willem de Kooning) за 180 тысяч долларов, что стало ценовым рекордом для творчества художника. В 2006-м американский миллиардер Дэвид Геффен (David Geffen) продал эту картину (вместе с полотном Джаспера Джонса (Jasper Johns) «Фальстарт») за 143,5 миллиона долларов. Сумма в 14,7 миллиона долларов, уплаченная Байелером в 1989 году за кубистическую картину Фернана Леже (Fernand Léger) «Контрастные формы», также стала рекордной.
Одним из самых потрясающих приобретений дилера стало полотно Василия Кандинского «Фуга», за которое он выложил 19 миллионов долларов (в 1990 году на торгах Sotheby’s). По оценке ARTinvestment.RU, сейчас это произведение, которое является жемчужиной собрания Фонда Байелеров, способно принести на аукционе 70 миллионов, а то и больше.
Байелер родился в 1921 году в Базеле. В юности мечтал быть экономистом. Он хотел покинуть Швейцарию, но война помешала его планам, и он устроился работать в небольшой магазин старинных книг и эстампов, которым владел немецкий буддист Оскар Шлосс (Oskar Schloss). Так Байелер заинтересовался искусством. После смерти Шлосса в 1945 году он взял дело в свои руки и превратил магазин в галерею. Спустя два года он устроил там первую выставку, на которой экспонировались японские гравюры.
В 1948 году Байелер женился на Хильди Кунц (Hildy Kunz), которая стала его главным соратником. Вместе они приобрели первый шедевр — «Импровизацию 10» Кандинского. Чтобы купить картину, которая тогда стоила 4 500 долларов, им пришлось брать деньги в долг и договариваться о рассрочке. За 60 с лишним лет Байелеру удалось продать в своей галерее около 16 тысяч полотен, рисунков и скульптур, однако «Импровизация 10» не входит в их число — дилер и его супруга решили оставить работу себе. Позднее оказалось, что у картины трагический провенанс: в довоенные годы она была конфискована у владельца нацистами. В 1989 году сын того собирателя хотел отсудить работу у Байелера, но галеристу удалось с ним договориться. По оценке экспертов, нынешняя стоимость полотна составляет около 25 миллионов долларов.
Супруги смогли организовать в своей галерее больше 250 выставок, на многих из которых были представлены работы музейного класса. Эти выставки, снабженные роскошными каталогами, сделали Байелеру имя как в среде коллекционеров, так и в среде художников, а его умение вести переговоры помогло ему стать незаменимым посредником при сделках между музеями, авторами и собирателями. В 1989 году он вместе с другим швейцарским дилером, Томасом Амманном (Thomas Ammann), выступил в качестве посредника при продаже картины Ван Гога «Портрет Жозефа Рулена» нью-йоркскому Музею современного искусства. Работа была приобретена за 50 миллионов.
Благодаря Байелеру музей смог заполучить в свое собрание первоклассную кубистическую скульптуру Пикассо «Гитара». В 1971 году дилер предложил директору отдела живописи и скульптуры Уильяму Рубину (William Rubin) выбрать какую-нибудь работу, которую можно было бы обменять на желанный объект. Они поехали в гости к художнику, с которым Байелер дружил еще с 1950-х, прихватив небольшой пейзаж Сезанна. Но беседа прошла так хорошо, что Пикассо отказался брать картину и отдал свое творение даром.
Вообще, главным секретом феноменального успеха Байелера стало то, что он не побоялся поставить на модернистов в эпоху, когда их произведения все еще считались «недооцененными». Между 1959 и 1965 годами он купил у стального магната Дэвида Томпсона (David Thompson) 100 работ Пауля Клее (Paul Klee), 90 произведений Альберто Джакометти (Alberto Giacometti) и множество творений Сезанна, Моне, Матисса, Брака (Georges Braque), Жоана Миро (Joan Miró) и других. В 1972 году он купил у вдовы Кандинского около 100 его работ.
Конечно же, много «дивидендов» принесла дружба с Пикассо, который высоко ценил деятельность Байелера и позволял ему отбирать любые работы для выставок и продажи. Однажды, в 1966 году, художник дал ему 26 произведений, одно из которых, картину под названием «Спасение», галерист решил оставить себе. Сейчас холст находится в Фонде Байелеров. Позднее он приобрел целое собрание рисунков Пикассо, что позволило ему отметить 90-летний юбилей мастера экспозицией «90 работ на бумаге».
Байелеры основали свой фонд в 1982 году. Пятнадцать лет спустя в Риэне был открыт музей, архитектором которого стал знаменитый Ренцо Пьяно (Renzo Piano). Сейчас там можно увидеть более 200 работ из коллекции супругов, причем не только импрессионизм и модернизм, но и традиционное искусство Африки и Океании.
В 1971 году Эрнст Байелер стал одним из основателей ярмарки Art Basel, которая сейчас является крупнейшей в мире ярмаркой современного искусства.
Жена дилера Хильди умерла в 2008 году. За несколько лет до ее кончины супруги создали благотворительный фонд, который выделяет средства на сохранение тропических лесов.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20100303_ernst_beyeler.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20100303_ernst_beyeler.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.