Art Investment

Художники и цены

Ай Вэйвэй: «Одного искусства недостаточно»

Китайский художник и активист Ай Вэйвэй (Ai Weiwei), недавно участвовавший в программе дискуссий Art Basel Conversation, еще не совсем оправился после операции, перенесенной им около трех месяцев назад. У него случилось кровоизлияние в мозг, причиной которого, по его словам, стали травмы, полученные в результате нападения китайских полицейских. Ай рассказал, что его начали преследовать еще давно: все дело в проекте «Имена сычуаньского землетрясения», который обращает внимание на тот факт, что многих последствий страшного бедствия можно было бы избежать, если бы не безразличие властей. Художника прооперировали в Мюнхене, куда он приехал с целью подготовки своей персональной выставки. «Операция спасла мою жизнь», — заявил он в интервью корреспонденту The Art Newspaper, посетившему его пекинскую студию незадолго до ярмарки. Он добавил, что на полное выздоровление потребуется еще около четырех месяцев.

Популярный блог Ая, который тот вел на китайском сайте Sina.com, был закрыт. Сейчас у художника есть только страничка Twitter, где его читают около 10 тысяч человек. «140 знаков мне достаточно — после операции у меня хватает концентрации только на это, — говорит художник. — Длинные статьи я сейчас писать не могу». В Китае Twitter заблокирован, и пользователям приходится искать способы «обходить» фильтры.

Ай много пишет о своих неприятностях с сычуаньской полицией, о своей работе над «Именами сычуаньского землетрясения», о номинации китайских авторов на международную премию ПЕН-клуба, предназначенную для писателей, сидящих в тюрьме, и о недавнем визите Обамы в Китай. Высказываясь о политике, художник крепких слов не жалеет. Сычуаньская полиция отрицает свою причастность к избиению Ая, а он утверждает, что у него есть запись нападения. Правительство также начало расследовать его финансовую деятельность.

Вот что Ай говорит о своем присутствии в электронных СМИ: «Выражать свои взгляды с помощью искусства, то есть облекать их в какую-то традиционную форму, например картины или скульптуры, недостаточно… как гражданин, ты должен заявить о своих взглядах. Статьи, блоги, интервью — тоже часть этого, иначе истеблишмент будет воспринимать тебя, как хочет… Борьба будет всегда, пока есть власть, пока есть люди».

Ай вырос в трудовом лагере Шихэцзы, который находится в провинции Синьцзян на северо-западе страны. «[Годы культурной революции] были страшным временем, — говорит он. — Все общество могло обернуться против тебя. Я родился в 1957-м — в том году моего отца [поэта Ай Цина] отправили в ссылку. Сначала его послали в трудовой лагерь, находившийся в лесу на севере Китая, а год спустя перевели в Синьцзян, где я и жил до 18 лет. Во время культурной революции людей наказывали таким образом — отправляли жить в самых ужасных условиях. Ненавижу об этом рассказывать, слишком много эмоций. Факт в том, что там умирали люди, умирали постоянно. Мой отец ослеп на один глаз, несколько раз чуть не умер, и я сам оттуда уехал очень слабым и болезненным».

Покинув родину, Ай отправился в Нью-Йорк. «Совершенно другая цивилизация — искусство 1980-х, немецкий экспрессионизм, столько всего интересного». Свой творческий путь он начал с живописи. «В институте я выучился на художника-мультипликатора, потом вплотную занялся изготовлением инсталляций и объектов. Я вернулся в Китай в 1993 году, а уехал я оттуда в 1981-м». Ай стал одним из основателей группы «Звезды», которая сейчас считается самым влиятельным художественным объединением, появившимся после китайских реформ 1980-х годов. «[Тогда художники обрели] нечто совершенно незнакомое им ранее — свободу, но партия не разрешала заходить слишком далеко, [в произведении] должна была быть какая-то структура. Мы тогда искали себя, пока что еще не понимали, что такое современная жизнь, делали искусство ради искусства — но в принципе это было политическое [искусство]».

По словам художника, все свои произведения, созданные в те годы, он выбросил. «Я никогда не думал, что стану таким успешным… Моя первая выставка состоялась в 2004 году в Берне». В то время он работал над проектом в области самиздата. К тому времени он успел основать Архивы искусства Китая и галерею Warehouse (с Хансом ван Дейком (Hans van Dijk)). Кроме того, он организовал (совместно с Фэном Бои (Feng Boyi)) выставку под названием Fuck Off, которая прошла в 2000 году в шанхайской галерее Eastlink. «Я был недоволен некоторыми экспонатами [выставки], но произведения искусства создаются не для того, чтобы делать людей счастливыми. Табу нарушили немногие произведения — выставка была безобразная, кровавая, жестокая и тошнотворная, но не такая уж далекая от реальности. Реальность в Китае как минимум в миллион раз хуже».

Последняя работа Ая, «Семена подсолнухов» (2009), состоит из тысячи сделанных вручную керамических семян. «Семена подсолнуха напоминают о временах коммунизма, когда мы делились этими семенами с друзьями», — объясняет он. Художник пока не знает, сможет ли он в будущем устраивать выставки за границей: китайское правительство наложило ограничения на экспорт произведений искусства. В этом году у Ая были две большие выставки — в Доме искусств в Мюнхене и Художественном музее Мори в Токио, но экспонаты были отправлены из Китая до того, как новые правила вступили в силу. «Думаю, что если [оценивать ситуацию] со стратегической точки зрения, то сейчас очень ответственный период в истории Китая, [государству] приходится вновь искать способы объяснить свои действия; даже [политика] последних 20-30 лет была основана на каких-то разрушительных, самоубийственных принципах. Сейчас они стараются выйти на более высокий уровень, но я думаю, что в любом обществе у культуры должны быть права — государство не должно иметь право ее трогать, не должно иметь право ее пропагандировать, и не должно иметь право ее разрушать».

Источники: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20091206_ai_weiwei.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20091206_ai_weiwei.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

НЕМУХИН Владимир Николаевич (1925–2016) Композиция на оранжевом. Из цикла «Супрематизм». 1989 (43,3 × 35,3 см)

Текущая ставка15000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

КУСТОДИЕВ Борис Михайлович (1878–1927) Четыре купальщицы у дерева. Эскиз для линогравюры. [1926] (19 × 14 см в свету)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

ЯКОВЛЕВ Владимир Игоревич (1934–1998) Одинокий розовый цветок. 1983 (54,6 × 42,4 см)

Текущая ставка200000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».