Названы номинанты на премию Тёрнера
ARTinvestment.RU   04 мая 2009

ARTinvestment.RU рассказывает о четырех художниках, вошедших в шортлист главной премии в области современного искусства

Недавно в Лондоне были объявлены имена финалистов премии имени Дж. М. У. Тёрнера — главной в мире премии в области современного искусства. К радости многих британских арт-критиков, в этом году на премию претендуют художники, которые создают оригинальные произведения искусства, а не просто «комментируют» творения других людей. Работы финалистов 2008 года в общем и целом пришлись не по душе публике и критике: их называли «слишком академичными» и «оторванными от реальности».

Недавно критик Guardian и член жюри премии Тёрнера Джонатан Джонс (Jonathan Jones) «припечатал» в своем блоге популярного стрит-художника Бэнкси (Banksy), заявив, что никогда бы не номинировал этого «вандала», пугающего бабушек, на столь престижную награду, которую он назвал «островком интеллигентности». Конечно же, на Джонса обрушилась волна комментариев, возмущенные авторы которых недоумевали: какие конкретно работы номинантов и лауреатов премии он считает «интеллигентными»? Досталось и «безжизненным» произведениям прошлогодних финалистов, и «шок-арту» номинантов 1990-х — неубранной кровати Трейси Эмин (Tracey Emin) и украшенным слоновьим навозом холстам Криса Офили (Chris Ofili). Интересно, что сразу после того, как Джонса назначили членом жюри, он написал, что главная заслуга премии Тёрнера, по его мнению, заключается в том, что она «революционизировала» британское искусство, которое на протяжении столетий было «слишком вежливым». Заметим, что одним из его самых любимых произведений современного искусства является инсталляция «Ад» братьев Чэпменов, где множество маленьких пластиковых уродцев мучают друг друга всевозможными способами. Поэтому следовало ожидать, что Джонс номинирует на премию кого-нибудь «эдакого». Однако главный «шок» Тёрнера-2009 заключается в том, что произведения всех четырех финалистов очень привлекательны с эстетической точки зрения.

Начнем с Энрико Давида (Enrico David, р. 1966) — итальянского художника, с начала 1990-х проживающего в Лондоне. Он учился в престижном колледже Сент-Мартинс, том самом, который окончили такие гранды британского искусства, как Лусиен Фрейд (Lucian Freud), Гилберт и Джордж (Gilbert & George) и Энтони Каро (Antony Caro). Давид создает скульптуры и инсталляции, фотографирует и даже вышивает по холсту шерстяными нитками, но центром его творческой вселенной является графика. Критики сравнивают его рисунки и коллажи, на которых обитают различные причудливые персонажи, с произведениями Обри Бердсли (Aubrey Beardsley) и Франсиса Пикабии (Francis Picabia), но любителям русского искусства работы Давида, скорее всего, напомнят совсем другое — театральные эскизы и обложки модных журналов, выполненные Эрте. Правда, создания Давида гораздо менее женственны: они больше похожи на андрогинных киборгов. В творчестве художника идеи ар-нуво и ар-деко пропущены сквозь призму компьютерной графики, авангардной моды и современной гей-культуры.

Скульптура Энрико Давида производит впечатление «двухмерной». Самым известным его скульптурным произведением является «Курица человек гонг» (2005), напоминающая о сюрреалистических работах Макса Эрнста (Max Ernst), которые населяют похожие фантасмагорические существа  — не люди, не животные, не неодушевленные предметы в чистом виде, но родственно связанные со всеми ими.

Другой номинант на премию, Роджер Хиорнс (Roger Hiorns, р. 1975), тоже создает необыкновенные скульптуры и инсталляции, но материалы, которые он использует, гораздо менее традиционны. В своем недавнем проекте «Захват» он превратил в скульптуру… целую квартиру. Потолок и стены квартиры, расположенной в заброшенном доме, были покрыты раствором сульфата меди. Через несколько недель, когда температура спала, появились синие кристаллы. Так обычная квартира стала волшебной «пещерой Аладдина». О работе Хиорнса написали все английские газеты. Восхищенные журналисты дали художнику прозвище «алхимик». Произведение Хиорнса заставляет задуматься о недолговечности красоты — в то время как посетители гуляли по «кристальной пещере», химикаты медленно разъедали потолок и стены. Кристаллы сделали обычную квартиру невероятно красивой, но они же и разрушили ее.

Творения Хиорнса обычно состоят из двух элементов, один из которых «природный», другой — сделан руками человека. Он любит создавать для своих произведений условия, где они могут меняться и развиваться самостоятельно. Хиорнсу не нравится творчество художников предыдущего поколения — Дэмиена Херста (Damien Hirst), Трейси Эмин и других представителей брит-арта. По его словам, они слишком зациклены на себе, из-за чего их произведения получаются скучными.

Единственной представительницей прекрасного пола, попавшей в число финалистов, является Люси Скаер (Lucy Skaer, р. 1975). В начале своей карьеры эта художница создавала огромные полуабстрактные рисунки, основой для которых послужили снимки войны, тюрем, убийств и пыток, которые она находила в журналах или в Интернете. В ее работах эти образы насилия сочетаются с различными орнаментами, вдохновителями для которых послужили диаграммы Венна, старинные гербы, китайская роспись по фарфору и кляксы Роршаха. Помимо графических работ, Скаер создает видео и скульптуры. В 2007 году она стала одним из пяти художников, представлявших Шотландию на Венецианской биеннале.

Любовь Люси Скаер к различным орнаментам объединяет ее с четвертым номинантом, Ричардом Райтом (Richard Wright, р. 1960). Для своих абстрактных рисунков художник выбирает неожиданные места: потолки, карнизы, подоконники, углы комнат. Райта всегда занимала тема недолговечности искусства: после окончания выставок все его произведения закрашиваются. Как и Роджер Хиорнс, он считает, что цель художника — не создать монумент «на века», а подарить зрителю впечатление, которое останется с ним навсегда.

Произведения всех четырех финалистов можно будет увидеть на выставке, которая пройдет в галерее Tate Britain с 6 октября 2009 года по 16 января 2010 года. Церемония вручения премии состоится 7 декабря. В состав жюри, помимо Джонатана Джонса, входят куратор Андреа Шликер (Andrea Schlieker), арт-критик и телеведущая Мариэлла Фрострап (Mariella Frostrup), директор Van Abbemuseum в Эйндховене и основатель журнала Afterall Чарлз Эше (Charles Esche). Председатель жюри — директор Tate Britain Стивен Дюшар (Stephen Deuchar).

Источник: guardian.co.uk, telegraph.co.uk, thisislondon.co.uk, tate.org.uk, saatchi-gallery.co.uk, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20090504_turner_prize_shortlist.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20090504_turner_prize_shortlist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх