Art Investment

Премия Тёрнера: скандал как эффективный способ продвижения современного искусства?

ARTinvestment.RU представляет рассказ о главной мировой премии в области современного искусства

Английская премия имени Дж. М. У. Тёрнера (J. M. W. Turner), которую каждый год вручают выдающимся художникам младше 50 лет, является одним из главных событий арт-мира. В 1990-е годы это мероприятие стало таким популярным, что некоторые страны решили последовать примеру Великобритании: например, во Франции в 2000 году была учреждена премия имени Марселя Дюшана (Marcel Duchamp). С недавних пор и у России есть подобная награда в области современного искусства — Премия Кандинского.

Премия Тёрнера была учреждена в 1984 году. Ее вручают в начале декабря в одном из зданий, принадлежащем сети британских музеев Tate. Каждый год председатель и четверо членов жюри выбирают четырех художников, которым предстоит бороться за награду. Победитель, имя которого объявляет на церемонии награждения какая-нибудь известная личность, получает 25 тысяч фунтов, а соперникам достается «утешительный приз» в размере 5 тысяч. С октября по январь в музее Tate Britain проходит выставка, на которой можно увидеть работы номинантов. Претендовать на премию могут только те, кто в течение предыдущих 12 месяцев представил в каком-нибудь британском музее или галерее интересный проект.

В статьях о премии Тёрнера многие журналисты и критики нередко используют термин «скандальный». Свою громкую славу награда заслужила именно тем, что лауреатами и номинантами ее в разные годы становились художники-провокаторы, различные «анфан-террибли» современного британского искусства. В 1995 году премию получил Дэмиен Херст (Damien Hirst), главный «плохой мальчик» арт-истеблишмента. Он представил на суд жюри инсталляцию из разрезанных пополам туш коровы и теленка, плавающих в формальдегиде. Три года спустя награда досталась другому скандалисту, британскому художнику нигерийского происхождения Крису Офили (Chris Ofili), который «украсил» свои картины слоновьим навозом. Работа номинантки 1999 года Трейси Эмин (Tracey Emin) и вовсе выглядела форменным демаршем — неубранная постель, на которой валялись пустые бутылки, пачки от сигарет и прочий хлам.

Долгое время словосочетание «премия Тёрнера» ассоциировалось с «мафией», состоящей из многочисленных протеже мегаколлекционера Чарльза Саатчи (Charles Saatchi). Как сказала лауреатка премии 2006 года Томма Абтс (Tomma Abts), в свое время встречавшаяся с Крисом Офили, «в каждом списке номинантов есть кто-нибудь, кого ты лично знаешь». Эта «мафия», связанная также с галереей Джея Джоплина (Jay Jopling) White Cube, получила название «Молодые британские художники». Премия Тёрнера оказала решающее влияние на судьбы этих авторов, став символом эпатажного актуального искусства.

Впрочем, в последние несколько лет премия не оправдывает свой скандальный имидж. Ту же Томму Абтс провокаторшей уж никак не назовешь. Она создает небольшие абстрактные полотна, вызывающие у любителей ретрофутуризма сладкую ностальгию по 1950-м. На создание полотен, которые она называет редкими немецкими именами, у нее уходит по несколько лет. Такие «серьезные» живописцы в шортлистах премии Тёрнера попадаются достаточно редко, и еще реже они удостаиваются награды. Например, создатель «метафизических» пейзажей Питер Дойг (Peter Doig), который, как и Абтс, своими произведениями никого не шокирует и излишней плодовитостью не страдает, был номинирован в 1994 году, но премию не получил — жюри в основном балует тех, кто представляет видеоработы и инсталляции. В 2005 году главным «скандалом» стало включение в шортлист художницы Джиллиан Карнеги (Gillian Carnegie), которая пишет обычные натюрморты, пейзажи и обнаженную натуру. В последние годы скандалы вокруг премии стали вот такие, «приглушенные», — не то что десятилетием ранее. В прошлом году премия Тёрнера вообще никаким скандалом не омрачилась: критики называли произведения всех номинантов слишком скучными, анемичными и академичными. Обладателем награды стал единственный мужчина в списке номинантов, Марк Леки (Mark Leckey), чье произведение, по всей видимости, показалось жюри наименее скучным. В общем, в 2008 году все внимание пишущих об искусстве журналистов сосредоточилось на Беляеве-Гинтовте, получившем премию Кандинского. Говорят, что премия Тёрнера перестала быть таким большим «праздником» из-за смены председателя жюри. Долгие годы его возглавлял глава сети Tate сэр Николас Серота (Nicholas Serota), благодаря которому появились музеи Tate Modern, Tate Liverpool и Tate St. Ives, но в 2007 году его место занял директор ливерпульского «филиала» Кристоф Грюненберг (Christoph Grunenberg), а в 2008-м — глава Tate Britain Стивен Дюшар (Stephen Deuchar). До Сероты председателем жюри был глава галереи Tate (сегодняшней Tate Britain) Алан Баунесс (Alan Bowness).

Скандалы сопутствовали премии Тёрнера с самого начала. Когда награда только появилась, никаких возрастных ограничений для номинантов не было. Предполагалось, что премию будут давать «за вклад в британское искусство». Но лауреатом стал живописец Малколм Морли (Malcolm Morley), который жил в Нью-Йорке, «вкладывал» свои идеи в американское искусство и в Великобритании в течение 26 лет почти не появлялся. Решение жюри критиковали очень многие, в том числе министр культуры лорд Грей Гаури (Grey Gowrie), который вручал премию. В следующие два года все было, впрочем, достаточно спокойно, награды получили классики британского послевоенного искусства: в 1985 году — Ховард Ходжкин (Howard Hodgkin), а в 1986-м — Гилберт и Джордж (Gilbert & George). До того как в 1991 году не был введен «возрастной ценз», на премию номинировались многие гранды современного искусства, в том числе Лусиен Фрейд (Lucian Freud), Дерек Джармен (Derek Jarman) и группа Art & Language. В 1987 году произошел небольшой «переворот»: награду получил не «живой классик», раз и навсегда занесенный в скрижали истории искусства, а вполне себе актуальный художник, представитель движения «Новая британская скульптура» Ричард Дикон (Richard Deacon). Как и неоэкспрессионизм, «Новая британская скульптура» возникла в начале 1980-х как реакция на концептуализм и минимализм. «Визитной карточкой» представителей этого движения стали фантастические объекты из традиционных и нетрадиционных материалов, нередко поражающие своими огромными размерами. Премии Тёрнера удостоились еще три «новых британских скульптора»: в 1989 году лауреатом стал Тони Крэгг (Tony Cragg), в 1991 году — Аниш Капур (Anish Kapoor), а в 1994 году — Энтони Гормли (Antony Gormley). Двое последних, без сомнения, сейчас являются самыми известными скульпторами в стране. Их огромный успех во многом связан с повышением интереса к премии Тёрнера, вручение которой как раз в год победы Капура стало транслироваться по телевидению.

Телевидение играет в истории премии Тёрнера решающую роль. Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». В 1989 году награду получил создатель произведений «лэнд-арта» Ричард Лонг (Richard Long), а в 1990 году премию не вручали — инвестиционная компания Drexel Burnham Lambert, выступавшая главным спонсором выставки, обанкротилась. Казалось, премии пришел конец. Но в следующем году на арену вышел британский телеканал Channel 4, благодаря которому призовой фонд вырос в два раза (в 1980-х он составлял 10 тысяч фунтов) и церемония награждения стала транслироваться в прямом эфире. Так премия Тёрнера стала национальным спортом Великобритании. Тут как раз и «Молодые британские художники» подоспели. В 1991 году Аниш Капур был единственным номинантом, не входившим в эту группу: остальные — Йэн Дэвенпорт (Ian Davenport), Файона Рэй (Fiona Rae) и Рейчел Уайтред (Rachel Whiteread) — принадлежали к «банде» Дэмиена Херста. Сам Херст вошел в шортлист в 1992 году вместе с тремя своими друзьями, один из которых, скульптор Гренвилл Дэви (Grenville Davey), в итоге и получил премию. Дэви, пожалуй, является самым неизвестным обладателем награды. Когда он стал лауреатом, газеты упражнялись в остроумии: «Гренвилл кто?..» Победу этого художника многие связывали с нежеланием членов жюри признать новые реалии британского искусства: работы Дэви, хоть он и товарищ Херста, больше напоминают «Новую британскую скульптуру», чем неистовый неоконцептуализм «Молодых британских художников». Дэви вдохновлялся творчеством Ричарда Дикона и Тони Крэгга; его, как и всех «новых скульпторов», представляла галерея Николаса Логсдейла (Nicholas Logsdail) Lisson Gallery. Но в следующем году «все встало на свои места» и жюри наконец признало «молодую поросль»: премию получила Рейчел Уайтред, представившая громадную работу в виде слепка дома. Она стала первой женщиной, удостоившейся награды. Вокруг ее «дома» разгорелись публичные дебаты: скульптура была установлена в жилом квартале, половина жителей которого требовала ее разрушить, другая половина — оставить. В том же году Уайтред получила «анти-премию Тёрнера», которую учредили озорники из группы KLF Билл Драммонд (Bill Drummond) и Джимми Коти (Jimmy Cauty). Они пригрозили Уайтред в случае ее отказа от награды (40 тысяч фунтов — вдвое больше, чем премия Тёрнера) сжечь эти деньги на ее глазах. Художница приняла весьма здравое решение взять эти 40 тысяч и пожертвовать их на благотворительность.

Благодаря премии Тёрнера дебаты о том, «искусство это или все-таки нет», приняли невиданный масштаб. Номинанты на премию стали восприниматься как эдакие гладиаторы, которых, как участников реалити-шоу, «клюют» со всех сторон. Многие известные художники, например Джулиан Опай (Julian Opie), отказались от номинации — слишком велико давление общественности. В 1997 году победительницей стала Джиллиан Уэринг (Gillian Wearing), представившая видео «60 минут тишины», в котором актеры в костюмах полицейских целый час стоят и смотрят в камеру. По этому поводу были организованы теледебаты, на которые пригласили Трейси Эмин. «Участие» в телепередаче принесло ей известность — сомнительную, но зато на всю страну: Эмин заявилась в студию абсолютно пьяная, обругала всех нехорошими словами, а потом объявила, что хочет к маме, и ушла. Через два года случился скандал с неубранной кроватью, из-за которого многие ошибочно считают, что Эмин получила премию. На самом деле победителем в 1999 году стал видеохудожник Стив Маккуин (Steve McQueen) — второй, после Криса Офили, темнокожий лауреат.

Публичное недовольство премией Тёрнера достигло апогея, когда в 2001 году ее обладателем стал концептуалист Мартин Крид (Martin Creed). Его инсталляция состояла из абсолютно пустой комнаты, в которой через равные промежутки времени включалась и выключалась лампочка. Два года спустя победителем был выбран гончар-трансвестит Грейсон Перри (Grayson Perry), вышедший получать награду в розовом платьице. В том же 2003 году на премию номинировались братья Джейк и Динос Чепмены (Jake & Dinos Chapman), известные своими невероятно жестокими и шокирующими инсталляциями. В общем, «всем сестрам — по серьгам», а всем скандалистам — по номинации, а то и по награде. Но в прошлом году, в связи с «анемичностью» произведений номинантов, многие начали задаваться вопросом: а что если «золотой век» премии Тёрнера уже позади?

Вопрос отнюдь не случаен: хоть Серота и не придумал премию, именно он провел ей «ребрэндинг», привлек к ней внимание общественности. Сегодняшняя мегапопулярность современного искусства — это во многом его заслуга. Выставки номинантов на премию Тёрнера привлекают множество людей, для которых увиденное становится поводом для жарких дискуссий на тему «кто должен победить и почему». Пытаясь сформулировать ответы на эти вопросы, люди задумываются о том, какое искусство им нравится, чего они ждут от современных художников и какую роль эти художники играют в обществе. Даже самые рискованные инсталляции, такие как «комната с лампочками» Мартина Крида, могут дать зрителю стимул узнать больше о том, почему это искусство именно такое, и познакомиться с теориями классиков концептуализма и минимализма. Конечно, многие произведения номинантов (та же самая «Кровать» Трейси Эмин) отпугивают людей своей дешевой сенсационностью и внушают ложное убеждение в том, что цель всех современных художников — шок и эпатаж, но зато они стимулируют дискуссию о том, что такое художественный вкус и что с точки зрения морали можно показывать в культурных учреждениях, а что нет. К тому же премия Тёрнера обходит стороной совсем уж зловещих представителей актуального «искусства», которые записывают на видео убийства животных и предлагают экспонировать в галереях умирающих людей.

Благодаря популярности премии Тёрнера число начинающих авторов за последние пятнадцать лет сильно увеличилось. Родители видят, что профессия художника может принести славу, почет и деньги, и все чаще отдают своих отпрысков в специализированные школы и изостудии. По словам Криса Офили, к нему часто подходят люди и говорят, что они будут всячески помогать своим детям, если те решат стать художниками. Обладатель премии 2005 года Саймон Старлинг (Simon Starling) рассказал, что поклонники часто шлют ему свои стихи и видеофильмы.

Карьера абсолютного большинства обладателей премии Тёрнера сложилась очень удачно. Пожалуй, лишь о Гренвилле Дэви сейчас ничего не слышно — он предпочел безумию арт-мира спокойную карьеру преподавателя университета. Многие лауреаты достигли поистине огромных успехов. Например, Дэмиен Херст сейчас входит в число авторов самых дорогих работ среди ныне живущих художников. В прошлом году журнал ArtReview поставил его на первое место в списке самых влиятельных людей в мире искусства. Как-то Херст даже удостоился чести украсить Лондон огромной скульптурой беременной женщины с содранной наполовину кожей.

Масштабными арт-проектами может похвастаться не только Херст. В 1998 году в городе Гейтсхед была установлена огромная статуя «Ангел Севера», созданная Энтони Гормли. Сначала над ней издевались, но потом привыкли и даже полюбили, и теперь крылатое изваяние является одной из самых главных достопримечательностей региона. В прошлом году было объявлено, что в пяти округах Англии появятся гигантские конструкции, спроектированные Анишем Капуром. А в феврале стало известно, что в городе Эббсфлит появится 50-метровая скульптура белой лошади, которую создаст обладатель премии Тёрнера 2007 года Марк Уоллингер (Mark Wallinger). Он стал победителем конкурса на лучший проект «Ангела Юга», в котором участвовали другие Тёрнеровские лауреаты — Рейчел Уайтред и Ричард Дикон. В 2005 году Уайтред получила в свое распоряжение одно из главных выставочных пространств Великобритании — Турбинный зал Тейт Модерн. Тремя годами ранее той же чести удостоился Аниш Капур.

Британия очень гордится своими героями — многие из победителей и номинантов премии Тёрнера представляли страну на Венецианской биеннале. Среди тех, кто удостоился этой чести, — Тони Крэгг, Аниш Капур, Марк Уоллингер, Рейчел Уайтред, Крис Офили и Трейси Эмин. В 2009 году британский павильон будут украшать работы Стива Маккуина. В прошлом году вышел его первый полнометражный фильм «Голод», который стал одним из главных кинособытий года. Маккуин даже получил «Золотую камеру» Каннского кинофестиваля.

Факт существования премии Тёрнера очень влияет на творчество молодых художников. Теперь любой выпускник английского художественного вуза знает, что осуществимы даже самые невероятные проекты. По словам Ховарда Ходжкина, получившего премию в 1985 году, такие художники, как Энтони Гормли, являются «продуктами» общественного сознания, привыкшего к тому, что искусство — это грандиозно, это «круто», это «для всех». Так же как и «звездные» архитекторы, «звездные» художники пользуются поддержкой властей и имеют доступ к значительным финансовым ресурсам. Теперь художник может трансформировать имидж целого города, как это сделал Гормли со своим «Ангелом Севера». Но популярность премии и ее лауреатов может оказывать и негативное воздействие на творчество молодых авторов, которые начинают видеть для себя исключительно один путь — сенсационный неоконцептуализм, который, как отмечает Ходжкин, стал «новым видом официального искусства». Такой «мягкий тоталитаризм» мешает начинающим художникам разобраться в том, что им действительно больше всего подходит. Результат — огромное количество посредственного «концептуального искусства» от молодых и не очень авторов, которые могли бы действительно свободно творить, если бы не подчинялись стандарту.

Источники: guardian.co.uk, telegraph.co.uk, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/invest/events/20090328_turner_prize.html
https://artinvestment.ru/en/invest/events/20090328_turner_prize.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».